Книга «Занимательная физика» была написана сто лет назад, а за это время, конечно же, не только наука, но и быт шагнули далеко вперёд. Полетели в космос ракеты, смотрят на отдалённые галактики телескопы, гоняют частицы в коллайдере, у каждого в кармане доступ к огромнейшему хранилищу информации и светло по ночам. В 1916 году, на момент выхода второй части книги, в России ещё даже не было плана по электрификации, а Эйнштейн только-только предложил научному миру свою гениальную ОТО. Поэтому данная книга местами кажется простоватой и жутко наивной. Ну да она никогда и не ставила перед собой задачи найти теорию всего, зато ставила перед собой другую важную и сложную задачу – объяснить людям, далёким от физики, как устроен мир вокруг них. И с этой задачей Перельман справился блестяще.
Вот что сообщает о авторе Википедия:
«Я́ков Иси́дорович Перельма́н (22 ноября (4 декабря) 1882, Белосток, Гродненская губерния, Российская империя — 16 марта 1942, Ленинград, СССР) — российский и советский математик, физик и мировед, журналист и педагог, популяризатор точных наук, основоположник жанра занимательной науки, автор понятия научно-фантастическое.»
Помимо этого, Перельман переписывался с Циалковским и Королёвым, и это он ответственен за наши ежегодные (закончившиеся уже) страдания, связанные с переводом часов. Вы понимаете, насколько неординарный он был человек, хотя закончил Лесной институт в Санкт-Петербурге.
Некоторые из предлагаемых опытов сложно повторить дома, потому что, например, ламповое стекло (я даже не сразу догадалась, что это такое), да ещё и разных форм, сейчас есть дома далеко не у каждого. А некоторые – такие, как зеркало, - наоборот есть у всех, и тем, что у отражения перепутаны лево и право сложно удивить даже первоклассника, и уж тем более необычным кажется то, что для этого отведена отдельная глава с иллюстрациями. Небольшая, правда.
Но многое из известного каждому чуть ли не с пелёнок – то, о чём никогда не задумываешься, или делаешь заметку в голове, что надо подумать об этом позже, но позже никогда не наступает, Яков Исидорович дополняет упущенными ранее подробностями. Например, сосульки. Вроде и ничего сложного, просто что-то, выпавшее из поля зрения. Или вещи, понятные настолько, что о них не задумываешься, он приносит и представляет в немного другом свете, иногда в буквальном смысле слова «свет» - большая часть книги посвящена оптике. Некоторые законы физики, которые в школьном курсе физики надо было принять как аксиому, Яков Исидорович поясняет, приводя простые и понятные примеры. А некоторые вещи всё же сложноваты для восприятия ленивым умом. Так что скучно не будет никому.
Книга однозначно должна быть интересна любознательным школьникам, а вот со старшим поколением может сложиться не слишком удачно. Но объяснять Яков Исидорович несомненно умеет. Вот бы хоть капельку этого таланта моим школьным учителям физики, или хотя бы одному из них.
Мне Перельман понравился – как умный образованный собеседник. И очень неприятно было узнать, что он умер от голода в блокадном Ленинграде. Хотелось бы, чтобы он посмотрел, как люди осваивают космос. В этой же книге есть только основанные на законах физики предположения, как оно там, на небе.
Arvustused
25