Maht 70 lehekülgi
2020 aasta
Старые друзья. Двенадцать рассказов
Raamatust
Выражение «проза жизни» применительно к рассказам Яна Мищенко приобретает новое, противоположное традиционному пониманию значение. То, что многие привыкли считать серым, обыденным и скучным, под пером московского прозаика оживает множеством неожиданных деталей. В его рассказах люди, улицы и дома находятся под одними и теми же звёздами, что и мы с вами, и в то же время у всего, что описывает Ян Мищенко, — своя звезда. Способность ухватить мгновение в потоке времени и составить из этих мгновениий портрет — нет, не эпохи, а человека — человека тонкого, чуткого, ранимого, независимо от его пола, убеждениий или пристрастий, — отличительная черта стиля автора. Нет никаких эпох, а есть (и всегда были) лишь люди. О них и ведётся рассказ.
Žanrid ja sildid
12 Яна Мищенко.
Двенадцать рассказов, как 12 братьев...
Подзаголовок ассоциативен, гипертекстуален. Коннотативно отсылает и к народной сказке, и к художественному произведению и обыденному круговороту времени. Содержит религиозный мотив.
Хорошее название, но излишне пафосное предисловие, а точнее критическая, прфессионально сооружённая, монументальная статья Сергея Шулакова. Хотелось после её прочтения встать по стойке смирно, отдать честь и троекратным "Ура" ознаменовать начало прочтения, как начало политинформации.
Признаюсь, с рассказами "Пёс" и "Хлеб" мне приходилось встречаться и слышать заслуженно хвалебные отзывы таких мастеров слова как Михаил Лобанов и подмастерьев, как Александр Кестер.
Подборка рассказов также созвучна подзаголовку и отсылкой к символичности цифры двенадцать. Каждый из рассказов, как музыкальное произведение, по-разному передаёт - атмосферу происходящего, а не просто словесно его воплощает. И, как и сюита, представленные в сборнике истории объеденены художественным замыслом, а именно - авторским видением изображаемых событий и явлений. И это именно то, в чём автору не откажешь. Он не подстаивается, не пытается копировать классиков или подражать моде... Используя приёмы и наработки художественной литературы и авангарда, Ян Владимирович изящно рисует окуружающий мир через хрусталик своего "зрения". Делает это сочно и заразительно. Ему веришь.
Особенно хочется выделить рассказ "Поцелуй в метро", где коротко и ёмко передан всего один эпизод, но не требующий ни предыстории ни продолжения. Главное в нём - внутренний мир: чувства, мысли, переживания героя. Всего пара аккордов, одна струна, и я в восторге, я сопереживаю, окунаюсь в личные воспоминания. Хочется перечитывать.
Для кого-то эти Двенадцать рассказов старые друзья, а для кого-то таковыми станут.
Спасибо.
akester, согласен, "Пёс" и "Хлеб" это уже классика. Но лично мне ближе рассказ "Старые друзья". Он о жизни, надежде, чаяниях, дружбе и, одновременно, в нём есть что то мистическое, незримо, но вполне реально всегда присутствующее в нашей жизни.
Не могу выделить особо какой-то рассказ из 12-ти. Наверное, и не нужно. Все они - вдумчивый взгляд на одно грандиозное полотно жизни. Тут и чудовища, и святые, и жертвы, и полоумные. И все они спрашивают читателя: "А ты кто?". С одними из них никогда не хотелось бы встретиться, с другими не суждено.
И что ещё?.. Ещё, спасибо Яну Владимировичу за по-настоящему ХУДОЖЕСТВЕННУЮ литературу.
Arvustused, 2 arvustust2