Maht 572 leheküljed
2024 aasta
Тоннель
Raamatust
Яна Вагнер – прозаик, автор антиутопий-бестселлеров «Вонгозеро» и «Живые люди», детектива «Кто не спрятался». Ее книги переведены на 17 языков. «Тоннель» – новый роман, на этот раз – герметичный триллер.
Несколько сотен человек внезапно оказываются запертыми под Москвой-рекой. Причина неизвестна, спасение не приходит, и спустя считаные часы всем начинает казаться, что мира за пределами тоннеля не осталось. Важно только то, что внутри.
Содержит нецензурную брань
В общем и целом, я не пожалела, что дала книге второй шанс после перерыва и все-таки дочитала. Хотя ясно понимаю, почему её называют разочарованием года все кому не лень.
Наверняка предыдущие проекты автора казались публике более захватывающими (я много слышала про Вонгозеро), планку задрали и здесь ожидали её повышения или хотя бы того же уровня. Проблема завышенных ожиданий в том, что автору иногда хочется экспериментировать и создавать что-то более умеренное, даже нудное.
Но по факту Тоннель не рассказывает ничего нового. Очередная грызня людей, запертых под землёй, по вполне предсказуемому сценарию. Все это уже было во вселенной Метро, да и не только. Возьмите любой камерный сюжет, где люди сильно ограничены территориально и по ресурсам, и посмотрите, что с ними происходит за короткий срок. Здесь то же самое будет. Абсолютно.
Мини-модель истории общества, в которую напихали слишком много личного и лишнего, никак не влияющего на сюжет. Поэтому порой становилось невыносимо скучно, будто читаешь диссертацию с кучей воды для отвода глаз. На мой взгляд, книгу смело можно было сократить в 2 раза.
Если вам интересно посмотреть, как быстро люди расвеловечиваются, в каких мразей они превращаются, когда речь идёт о борьбе за жизнь, еду и воду, как паникуют и подчиняются любому, кто укажет им верный путь и даст надежду, и как потом самоутвержденную власть свергают. Как злятся, бухают, агрессируют и дерутся, когда понимают, что с ними покончено, и теперь можно все. Как стараются напоследок хапануть удовольствий, насилуют, грабят и убивают. Попытки власть имущих создать иерархию и следовать протоколу разбиваются вдребезги о стадное чувство и безумие неуправляемой толпы.
В Тоннеле нет злодея, потому что сволочами оказываются все, и в этом они очень человечны. Финал довольно смазанный, после такого закрываешь книгу и тут же о ней забываешь. Арки персонажей не закрыты. Вы вплоть до финала будете сидеть с нетерпением и ожиданием "ну вот сейчас, ну вот сейчас", но ничего так и не случится. Будто логичного, адекватного завершения не придумали, и сделали вместо него абсурдно-легкое, не под стать всей драме, перечеркивая пережитые героями страдания и несправедливость. Аннулируя их.
Поэтому в финале будет ещё чувство, что всю книгу тебя обманывали, обещая что-то совсем другое.
Марьяна Куприянова, ну это как в жизни: все ждешь, ждешь, вот сейчас реализуется какой-то высший замысел, логичный и продуманный, ведь он должен быть! А его нет. Мы привыкли смотреть и читать истории, и ждем того же от жизни. Но жизнь течет не по законам сторителлинга, где на n-ой странице должно произойти что-то, в вот тут твист, а вот тут свершилась справедливость и т.д. В жизни точка лишь одна.
Очень неплохая книга. Местами напоминает книгу и одноименный сериал укрытие, но далеко не один в один. Сложно без спойлеров описать сюжет, но просто скажу, что он очень интересный, неожиданных поворотов огромное множество, происходит много событий, описания не перегружены лишними деталями, характеры прописаны хорошо, хоть и не детально. Рекомендую.
Огромное разочарование и недоумение.
Сначала хочу отметить искусственность созданной ситуации. Специально в процессе прочтения ( прочла целиком с огромным трудом, обычно глотаю книги стремительно, а эту не дочитала, а домучила за несколько дней, и не стала бы себя мучить, но из-за хорошего отношения к автору очень надеялась на внезапный поворот сюжета...) стала присматриваться к стенам туннелей, в которых проезжала ( а езжу я много). И отметила, что в туннелях под ТТК и в туннеле перед Новой Ригой есть большое количество служебных и аварийных дверей, примерно через 500 м, или даже чаще. А вот никаких признаков того, что существуют перегораживающие туннели ворота я не заметила, как не всматривалась.
Но даже если бы такая ситуация все-таки произошла...
Мне случалось попадать в сложные дорожные ситуации. И первое, что случалось в них - люди сплачивались и пытались помочь друг другу. Возможно, если бы описывались не единственные сутки "попадалова", что-то пошло бы как-то "по-вагнеровски", но вот так сразу - не верю.
Все показалось на диво неуклюже и неправдоподобно. Считаю эту книгу большой неудачей автора. Простите.
Первая книга Яны, которую я не осилил. Занудно, долго, скучно. Пожелание: хочется, чтобы автор все же как можно меньше употребляла слово "морок" (в романе "Кто не спрятался" было около 10 случаев употребления, здесь я после второго раза закрыл книгу). Яна, совсем не рассматриваете наличие аварийных выходов в тоннеле и проводных телефонов для экстренной связи?
Роман Викторович, она и кол-во героев умножила в 10раз))) - Одноимённый корейский фильм с таким же сюжетом посмотрев)))
После "Кто не спрятался", вполне взрослой и по-взрослому драматичной, обдуманной, даже можно сказать выверенной, от новой книги Яны Вагнер я ждала подобного. Да, Вонгозеро вышло очень средненьким и взлетело благодаря экранизации, но на его фоне тем более было заметно, как вырос скилл автора в "Кто не спрятался". И какое же ужасное разочарование постигло меня в "Тоннеле".
Начинается он вполне в духе Вагнер, засасывает динамикой, нагнетаемым саспенсом и – что главное – россыпью крючков. О каждом персонаже сначала почти ничего не известно: какое преступление совершил арестант, чем болен священник, кто эта большая женщина?.. Но уже к середине книги закрадывается подозрение, что автор ответов не нашел и не даст. И это правда.
Дальше большой и длинный спойлер.
Представим же ситуацию так, как в итоге объясняет ее Вагнер: из-за хакерской атаки закрылись тоннели, в которых застряли люди. Про них все как-то забыли на 28 часов, занимаясь спасением людей из метро. И в одном из тоннелей случайным образом застряло "первое лицо", причем из описаний этого лица совершенно понятно, о ком речь. Так вот представим, что с радаров внезапно исчез президент. Целый, блин, президент, чей маршрут всегда выверен и согласован с администрацией. Да всех спасателей Москвы должны бросить на поиски "первого лица"! Потому что неизвестно, что там с дверью в бункер, может ли президент туда попасть и т.п., а главное – у вас есть все возможности для этого!
При этом почему-то маршрут для "первого лица" выбирает водитель. Он корит себя за то, что решил сэкономить время и поехал другой дорогой. Никогда в жизни водитель президента не осмелится поехать как ему вздумается, особенно в России. Более того. Даже не первое лицо ездит в сопровождении кортежа с мигалками. ради этого кортежа перекрывают трассы. Никакая машина президента не будет стоять в пробке. Это полный бред.
"Первое лицо" при этом очень неважно себя чувствует, разваливается на куски и даже туалет у него под сидением спрятан. И при этом с этим лицом в салоне едет помощница и телохранитель, но не врач. Почему он не взял врача, если ему нужны капельницы и присмотр? Хорошо, может врачу не место в лимузине, но он должен хотя бы ехать следом. Ведь все поведение "деда" показывает, насколько он за себя любимого трясется. И такая тупость?
Но вот он застрял в тоннеле. Поверил в то, что скинули бомбу или применили бактериологическое оружие. В современном мире никто не может нанести абсолютно внезапный секундный удар – отслеживание ракет, бомбардировщиков и т.п. худо-бедно работает, чужие самолеты собьют задолго до Москвы. То есть это какая-то полная профнепригодность абсолютно всех участников процесса, от "первого лица" до "чиновницы".
Хорошо, предположим, они действительно все абсолютно тупые (как только дед стал "первым лицом" не понятно), застряли и теперь им нужно собрать людей. Кто писал им этот протокол? Да, Вагнер пытается отшутиться, что, мол, деньги как всегда распилили и написали абы что. А чиновница так запугана, что просто слепо подчиняется. А дед так туп, что... Зачем кого-то собирать, организовывать и вот это все, если можно тихо, не отсвечивая, поспрашивать людей, нет ли среди них врачей и тихо отвести их в нужную комнату? Айтишники, инженеры туда же, хотя за все время романа из бункера показали лишь одну комнату с койками. Если представить, что чиновница не оказалась бы столь тупа, они бы тихо засели в небольшом количестве в бункере и все.
Но автору хотелось не так. Автору хотелось высмеять вот это раболепское подчинение вопреки здравому смыслу, навесить на безымянных героев ярлыки. Но это все совершенно нелепо. Скромный, тихий доктор, который еле-еле закончил вуз, нерешителен, всего боится и избегает, влюблен в кота – у этого человека свой стоматологический кабинет. Вагнер как будто не понимает, что стоматология – это жестко конкурентный бизнес, а открыть свой кабинет – это закупить многомиллионное оборудование (в кредит, конечно), нанять людей в рекламу (или откуда возьмутся клиенты?), это бухгалтерия и всем этим кто-то должен управлять. И этот бедный-несчастный доктор мог бы остаться просто ассистентом – в это легко поверить. Но автор не думал о проработке персонажей. Он думал о проработке ролей и ярлыков.
Что происходит с телом чиновницы, почему она медленно опухает? Чем болен священник и зачем он вообще нужен сюжету? Какое преступление совершил улыбчивый арестант? На эти вопросы нет ответов, потому что автору они нужны были только для создания интриги вокруг очень простой идеи: два психопата могут угробить толпу людей. Вот в соседнем отсеке психопатов не нашлось и там все радостно кушают арбузы, не сверлят стенки, а просто сидят и ждут спасения. И вот одной стороне не повезло во всем: и первое лицо там застряло, и конченный маньяк, и аж два вооруженных полицейских. Все к одному.
И именно это разрушает саму идею: такое принудительное запихивание "срезов" общества в одно место выглядит неестественным, совершенно недостоверным. На самом деле если бы не было вот этого "второго тоннеля", то роман можно было бы принять, как упражнение на воображение, на поиск в персонажах не людей, а представителей классов. Но такое острое противопоставление низводит роман к механистической антиутопии, причем сильно затасканной.
Мотивация психопата так и остается загадкой, потому ничего не сказано о его прошлом. Вся история с продажей воды выглядит невероятно притянутой и театральной, а кроме того – кощунственной и ксенофобской. Вагнер как будто всерьез говорит: вот, мусульмане готовы объединиться по религиозному принципу во что бы то ни стало, просто потому что брат брата не обидит. И это именно то, что думает общество, а точнее что обществу навязано. И это совершенно реальности не соответствует. Потому что нет никакого "среднего мусульманина" или "среднего кавказца" – люди все разные, с разными принципами. Но здесь попросту выставлены наивными и обиженными, вообще не думающими о том, что психопат навязывает им бессмысленную стратегию.
Подводя безрадостный итог, хочется сказать одно – эта книга попросту глупая, непродуманная, поверхностная и писалась явно второпях (что видно по редактуре первых двух страниц). В этой книге слабенькая идея преобладает над здравым смыслом, логикой и мотивацией персонажей, которых все равно фактически нет. Это одно из самых моих больших книжных разочарований.
HelzerWilliwaw отличный отзыв. Особенно отозвались ваши слова про "средних мусульман" - очень некрасиво и нереалистично это вышло у автора.
Arvustused, 282 arvustust282