Maht 350 lehekülgi
К нам едет Пересвет. Отчет за нулевые
Raamatust
Книга «К нам едет Пересвет. Отчет за нулевые» – итог десятилетней деятельности Захара Прилепина, как публициста и эссеиста. В сборник вошли произведения, написанные автором с 2001 по 2011 год. Эссе посвящены самым разным темам: тут вы найдете и несколько необычных диагнозов, поставленных современному обществу, и любопытные портреты современников, и много интересных мыслей на самые разные темы.
Читать онлайн или скачать сборник публицистических произведений знаменитого Захара Прилепина «К нам едет Пересвет. Отчет за нулевые» вы можете на ЛитРес уже сейчас.
Žanrid ja sildid
И написано хорошо, и позиция понятная, и за родину ему не всё равно!
Захар Прилепин-порядочный человек в первую очередь,Гражданин своей страны(именно с большой буквы) и просто великий писатель.Все его мысли как будто подводят итоговую черту под размышлениями и метаниями общественности.Совесть нации.
На удивление точная характеристика описываемого времени и некоторых действующих лиц этой эпохи. Сам очень во многом разделяю взгляды автора, хотя пришел к ним значительно позднее чем он. Рекомендую.
«Плохой солдат! Ты хорошо начал – кончил скверно...» Через призму булгаковской фразы и состоялось знакомство с литературным арсеналом Захара Прилепина. А ведь начало было многообещающим. Сборник эссе, это вам не просто так…это эссе! Название бодрое, стиль хорош, прямо не стиль, а рогатина на матерого медведя! Фразы мускулисты и напористы. И вот уже «экваториальная» страница сборника позади. Но.
Что не так? Все на месте. Темы размышлений злободневны, выпуклы. Автор убедителен. Финальная страница сборника позади. Но.
Странное ощущение недосказанности. Есть «А», но куда-то запропало «Б»… Вот такой алфавит. Может автор (согласно устаканившейся в поп–музыке традиции), желает чтобы читатель периодически «подпевал» ему? Затянешь куплет, а потом микрофон к публике… в ответ многоголосое подвывание.
Нет вряд ли. Да и темы не дюже «попсовые» - тут над каждой стоит крепко поразмыслить. Выбирай любую, не стесняйся. Вот к примеру:
«…У нас так долго продолжалась национальная игра «Убей и развенчай героя!», что в подсознании как заноза села мысль: бойся быть героем, человек…Когда я читаю сыновьям книгу, где нарисован Пересвет с копьем в груди, я знаю, что времена не изменились. Пересвет приехал к нам, и копье у него по-прежнему в груди. Он переедет и наши странные дни…»(«К нам едет Пересвет»)
. Зря ты так Захар. Кому «насластил» пилюлю? Не доехал к нам инок Пересвет. Поглядел на озаренные неоном урбополисы и «задернутые» покрывалом тьмы села и повернул восвояси. Да и не нужен он нам. Битва проиграна, задолго до ее начала. Так что давай Пересвет, не до тебя тут, привет преподобному Сергию (Радонежскому)…
Или вот:
«…Отчего мы так быстро устали и разменялись на чепуху? Мальчишки больше не хотят на Марс, на Луну, к черту на кулички. Мальчишки хотят сто вторую версию очередной компьютерной игры. Воспаленные глаза, задроченная «мышь», нервные движения рук: «Беги, мальчик, беги, тебя догоняет страшило!»
Так почему мы разменялись на чепуху, Захар (или Женя, как лучше не знаю)?! Подумаем сами. Если сможем. Если захотим. Вдруг никто мешать не будет. А?
Немало важных проблем запечатано в сборнике. Но все они размазаны, разбавлены. А ведь начало было многообещающим. Привиделось вдруг: окажись в нашей эпохе Василий Макарович Шукшин со всей своей харизмой и крестьянской мощью. А тут ему навстречу продюсер (не к ночи будет помянут), а тут контракт с «обрезанием» («…понимаете Макарыч, читатель нынче раздражительный, падкий до «жареного»…») – и вот уже «обчекрыжили» нашего почвенника вчистую. Смотришь на него – ба! Да это же Прилепин!
И все таки, спасибо тебе, Захар Прилепин! Теперь точно не отвертеться, сам засяду за наболевшее. Мне тиражи и раздраженный читатель не помеха. Мне за Державу обидно…
Это тонкое искусство - в нескольких строчках выразить массу эмоций. Русская идея; национальная идея; зародыши революций, переворотов; размышления об актуальном сегодня и об актульном в прошлом; знакомство с друзьями и просто интересными людьми - всё здесь. Но под конец книги, если честно, насытился Прилепиным. Но обязательно прочту ещё что-нибудь от него.
Читая Толстую, я все время думал: откуда столько раздражения? откуда такие беспардонные суждения? как в ней зародилась такая неприязнь к народу? К ближним, по сути… Что это — свойство характера? Ведь логическим путем к тем выводам, к каким приходит Толстая, прийти сложно.Да, именно свойство характера. В эссе «Переводные картинки» Татьяна Толстая вспоминает, как в детстве ее обучали французскому языку: приходила учительница и занималась с Танечкой и с ее сестрой. Когда учительница уходила, сестренки читали папе и маме стишки собственного сочинения о ней: «Ее дыханье неприятно, рука ее клешне подобна, сидеть с ней, право, неудобно: как безобразна, как отвратна!» и т. д.Вся семья хохотала. Хохотали папа и мама, сами сестры хихикали — вспоминает Толстая спустя десятки лет, ни строчки из стишков, ни счастливых улыбок не забыв.Может быть, у меня несколько неверные представления о морали, но я считаю, что рассказываемое Толстой — это абсолютное и хамское барство. Своего ребенка я бы наказал за такие «сочинения».Толстую не наказали. «Родители поощряли любое творчество и фантазию», — пишет она.Вот из этого стишка и произросли публицистические фантазии Толстой.
Всякий повзрослевший человек мужеского пола, за исключением полных ничтожеств, дебилов и наркоманов, может быть мачо.Но, к счастью, есть определенные сложности, которые разом уничтожают любой мачизм.Мачо не может заниматься серьезным делом. Скажем, наукой. Или медициной. Служить в армии он тоже не может.Хирургу смешно быть мачо: он — хирург, а не позер.Офицеру некогда быть мачо — у него своих дел хватает.Профессору незачем быть мачо — он думает о другом.Кроме прочего, у мачо не должно быть детей.Что это за мачо, который отводит ребятишек в садик, бежит с работы, чтобы привести их обратно, моет их, обстирывает, посещает с ними зоопарк?..Даже если у него есть две няньки для этого, он фиговый мачо.Слово «хозяин» и слово «мачо» — они тоже никак не совмещаются. Представляете себе рачительного мужика, который умеет коня запрячь, печь сложить, баню построить, трактор починить и завести его на морозе? И теперь напишите у него на тулупчике слово «мачо» — прямо на спине. Он оглоблей вас перепояшет — и будет прав.Поэтому мачо не сеет и не пашет, не делает операции на сердце, не воспитывает своих чад, но, напротив, всех бросает и гордо несет свой мачизм от одной представительницы женского пола к другой, от одного кабака во второй, ну, и куда там его еще может занести — в бассейн, в бордель, в бардак, в вытрезвитель…В прежние времена на Руси было замечательное слово «мудотряс». Это и есть наше исконное определение мачо.Никакая разумная женщина с мачо жить не будет. Потому что всё, к чему он, по сути, приспособлен, отражено в этом самом русском слове.Да, чуть не забыл. Еще он красиво курит.Пусть себе курит дальше.
Героями в наши дни стали люди, имитирующие героизм. Представить в качестве национального героя летчика или рабочего, выполнившего пятнадцать норм за одну смену, невозможно.
Нет, человек, безусловно, вправе сказать, что отменяет ценность веры, ценность семьи, ценность Родины, но обесценивает таким образом он исключительно себя самого.
Это как в анекдоте от Раневской: «Недавно видела картину „Мона Лиза“, и она меня не впечатлила…» — «Знаете, „Мона Лиза“ уже может позволить себе кого впечатлять, а кого и нет…».
Вечные ценности могут позволить себе игнорировать отдельных людей, а порой и целые народы.
У меня есть один знакомый. Хороший парняга, но молодой еще. Натуральный мачо. Как-то, вполне спокойно, он похвалился одной своей победой: соблазнил женщину — взрослую, за тридцать.Я ответил ему, что в отношении женщин за тридцать слово «соблазнить» уже неактуально.Когда имеешь дело со студенткой или школьницей, еще нужна какая-то доля цинизма. А взрослые женщины и просты, и спокойны, и непритязательны. Они знают правила игры и готовы их предельно сократить, чтобы всем было легче.
Opis książki
Захар Прилепин – самый модный современный прозаик, лауреат литературных премий, среди которых «Национальный бестселлер», «Супернацбест» и «Ясная Поляна», публицист, журналист и телеведущий. В книге «К нам едет Пересвет» собраны лучшие эссе Захара, написанные за десять лет, – как хорошо известные читателю, так и не публиковавшиеся ранее.
Arvustused, 6 arvustust6