






Maht 512 lehekülge
16+
Raamatust
Ülevaated, 7 ülevaadet7
Я уже писал отзыв на эту книгу. Но я её осмыслил. Я был болен. Книга очень тяжёлая. Все книги которые я читал до этого у Камю были очень хорошие. Но эта книга является сложной философией. Камю умеет шокировать. Камю экзистенциалист.
Vladimir Kuznetsov, Абсурдист )
Камю ставит вопрос: если мир абсурден и, возможно, иллюзорен, как нам жить? Он предлагает принять абсурд и найти свободу в этом принятии. Это не фантастика, но очень глубокое размышление о том, что реальность может быть лишь конструкцией нашего сознания.
«КАКАЯ-ТО В СТОЛЕТИИ НАДЕЖДЫ ЭТОМ ГНИЛЬ ЗАКАПЫВАЙСЯ В ЗЕМЛЮ И ПУСТЬ СЕБЕ ЛЕТИТ В ТАРТАРАРЫ» Хайнер Мюллер, «Гамлет-машина»
«Я ухожу в землю, а вот ты будешь бродить под солнцем!» Артюр Рембо
«Дышать — значит судить» Альбер Камю, «Бунтующий человек»
«Я бунтую, следовательно, мы существуем» Альбер Камю, «Бунтующий человек»
Мы читали не это издание, а тот опус, что выложен на lib.ru. Там еще хорошее такое вступление, которое дает понять, что Альбер Камю был очень симпатичной персоной, которой не по нраву были мизантропические толкования экзистенциализма а-ля "а откроем-ка кафе с черным потолком и будем в нем заседать, предаваясь ощущению тщеты сущего". Экзистенциализм - и правда гуманизм, причем самого высокого пошиба - без соплей и подленьких деланьев вида, что все хорошо и мы все друг друга уважаем, подшивши дыры гадкой ложью.
Осилено три сочинения-манифеста: "Эссе об абсурде", "Миф о Сизифе" и "Человек бунтующий". Больше всего нам понравилось первое - в нем тема бунта только намечается, блестяще развенчивается бессмысленность самоубийства и вообще его история, которое ибо абсурд, много литературы. Интересен подбор героев-бунтарей - Мальдорор. Дон Жуан, герои Кафки и Достоевского.
"Миф о Сизифе" - ок, очень жизнеутверждающе.
""Бунтующий человек" - как по мне, слишком много обличительности, из-за которой мне, к примеру, гадок Фромм. Фашики - плохие, диктатура - фу. В общем, типичное послевоенное произведение. Нравится: концепция метафизического бунта. Исчерпывающе раскрыта его анатомия. В целом, наверное, в отличие от первого сочинения его отличает практическая направленность. В отличие от "Эссе об абсурде", здесь дается своеобразная история убийства - "наше время - время изощренных интеллектуальных преступлений". Самоубийство - отрицание себя, убийство - отрицание Другого.
Краткое резюме: читать обязательно, ибо эти сочинения Камю - ключ ко многим произведениям европейской литературы. Экзистенциализм - важная веха в мировоззрении европейских творцов, поэтому если хотите знать, как, к примеру, сшиты произведения Фаулза, без Камю и его бунтующих Сизифов вам никуда. И дело не только в идеях.
Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи"
Странно, хотя книга почти на две трети состоит из рассуждений о самоубийстве, она не оставляет впечатления безнадежности. Камю последовательно доказывает, что жизнь не стоит того, чтобы жить, что смысла в ней нет никакого, но потом делает вывод, что именно поэтому жить нужно, из принципа, для самой жизни. В этом и есть смысл философии абсурда.
Камю лауреат нобелевской премии по литературе, это своего рода знак качества. Книжка серьезная. Идеи революции и противоставления обществу раскрываются на примере истории Франции, россии и других государств, и проявляются в конкретных личностях Ленине, Марксе, Ницше, Гегеле. Очень приятно было читать мнение Камю о творчестве Достоевского, о создании социалистического государства в России. Бунтарство, Революции и свобода, та бесконечная свобода, ради которой это все варится в умах людей, до того момента как не взорвется в обществе, сопровождаемая тысячами смертей, при чем часто убивают и зачинщиков, пока они сами не убили себя...
Известно, что Ницше не скрывал своей зависти к Стендалю, сказавшему: «Единственное, что извиняет Бога, – это то, что он не существует». Лишенный божественной воли, мир одновременно лишается единства и конечной цели. Вот почему его нельзя судить. Всякое ценностное суждение о мире в конечном итоге приводит к клевете на жизнь. Мы судим то, что есть, с позиции того, что должно быть, – царства небесного, вечных идей или нравственного императива. Но того, что должно быть, нет, и нельзя судить мир во имя ничто. «Вот преимущества нашего времени: ничто не истинно, и все позволено».
Мы полагаем, что, уничтожая себя, уносим с собой весь мир, но из самого факта смерти рождается ценность, возможно, говорящая о том, что жить все-таки стоило
Не всякая ценность приводит к бунту, но всякое бунтарское движение подразумевает невысказанную ценность. Но ценность ли это
Наконец, можно попробовать предпринять небескорыстное действие. В последнем случае, за неимением высшей ценности, направляющей действие, оно будет устремлено на достижение конкретной ближайшей цели. Если отсутствует разли
«Тот, кто шутит, находясь на вершине власти, – замечает он, – имеет склонность к тирании».