"... история не роман и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир."
Этот мир у Карамзина получился воистину загадочным и самобытным, со своими героями и негодяями, своими святыми и злодеями! Так и хочется воскликнуть: Эх, Русь моя, ты удивительна!
Вот и закончилось мое невероятное длинное путешествие в историю древней Руси! Огромная книга, размером с энциклопедию, с богатыми иллюстрациями закрыла свою последнюю страницу. Как же много всего за этой страницей и трагедий, и счастья.
"Говорят, что бедствие есть учитель: оно имеет сию выгоду только для умов основательных; другие, испытав несчастье, хотят руководствоваться в делах новыми правилами и впадают в новые заблуждения."
До этой книги история для меня - это не самый интересный предмет. Даты, войны, имена, реформы, политика... Все это сухо, скучно, серо, а оказалось, что с историей меня знакомили совсем не те люди, не те книги!
Николай Михайлович Карамзин не похож на строго занудного ученого, он скорее поэт, певец, широчайшей души человечище! Он сумел раскрасить историю самыми сочными красками эмоций. Гордость, любовь, сострадание, стыд, досада, боль - все оттенки чувств расцветают в душе от его повествования. Как же нужно любить свое Отечество, каким нужно обладать талантом и трудолюбием, чтобы создать этот 12-ти томник и превратить его в увлекательную повесть.
Часто я слышу мнение, что нашу историю писали немцы. Теперь мне ясно - эти люди не читали Карамзина! Ну разве только немцы преследовали цель развить любовь русских к своему Отечеству. В этом труде искренность, сила русского слова, очень русский взгляд на события.
Карамзин пишет о наших предках далеко не всегда с гордостью, с похвалой, частенько и с досадой и со стыдом. Но неизменно с любовью, неизменно с теплотой, с участием, которыми заражает читателя. Николай Михайлович очень честен: не пытается оправдывать, то что нельзя оправдать и не пытается уничижить то, за что стоит гордиться.
Не буду скрывать были в этом труде и очень скучные страницы. Карамзин невероятно подробен и ничего не желал пропустить, облегчить для удовольствия читателя, это все-таки история, а не роман, но зато сполна наградил красотой слова, живостью языка, а любопытные места стали картинно живописными, особенно там где умело цитируется древний летописец. Этим автор не только украсил свой рассказ, но и невероятно тонко обозначил отношение древних россиян к самим себе. Эх как мне жаль, что историю династии Романовых напишет уже не эта великая душа, не эта рука мастера.
Цитата на закуску:
"...сильные духом падают как младенцы на пути беззакония!"
Arvustused
2