Maht 4 leheküljed
2015 aasta
Тирекс серебристый
Raamatust
Александр Снегирев учился в Московском архитектурном институте и Российском университете дружбы народов, но выбрал писательскую стезю. Когда он был маленьким, его родители выписывали журнал «Англия». В декабрьский номер за 1987 год был вложен небольшой календарь с фотографией зеленых холмов. В следующем году его мама уехала в полугодовую командировку, и, ожидая ее возвращения, он стал вычеркивать дни на этом календаре. Через неделю вычеркивание забросил, но зеленые холмы с тех пор навсегда стали для него и обещанием счастья, и невозможностью счастья, и самим счастьем. Да и само счастье – странная штука: зыбкая, ускользающая, невозможная и одновременно вечная.
После "Призрачной дороги" и шокирующей "Веры" рассказ Александра Снегирёва "Тирекс серебристый" воспринимается как "лёгкое дуновение". Мягкий, лирический "Тирекс серебристый" повествует об одном из "братьев наших меньших" - "молодой дворняге с густым серым мехом и стальным ошейником-цепочкой". Именно этого представителя четвероногой братии, принявшего после должного ухода на редкость благородный вид и "окрестили" хозяева звучным названием "Тирекс серебристый". А началась вся эта история с поисков главным героем ребёнка. Дело в том, что по не зависящим от супругов причинам они не могли иметь своих детей и потому в конце-концов решились... Нет, не на ЭКО, а на усыновление. И надо ж было такому случиться, что в первопрестольной как раз усыновительный бум случился, а потому малыши в дефиците. Правда, как оказалось, всё не так просто, как это могло показаться главному герою вначале. Судя по его истории:
"Оказавшись с приёмным ребёнком лицом к лицу, новые родители часто пасуют, начинают психовать и возвращают своих подопечных обратно в специализированные учреждения. До недавнего времени возврат был настолько массовым, что власти приняли решение: устроить специальные школы для потенциальных мам и пап. После двух месяцев бесплатных занятий всем отучившимся выдаётся сертификат. А без сертификата ребёнка не получить..."
Вот и пришлось новоявленным "родителям" посещать в течение означенного срока исправно одну из таких специальных школ для потенциальных пап и мам... В этой школе их учили не испытывать иллюзий, – настоящих сирот среди обитателей домов ребёнка очень мало. А большинство - это дети, изъятые у наркоманов, алкоголиков и прочих отщепенцев... Вроде бы незначительная фраза, но за ней сокрыт такой социальный конфликт, что впору призадуматься... А откуда в первопрестольной такое количество "наркоманов, алкоголиков и прочих отщепенцев"? Вроде как проблема "социального неравенства" вытекает. Правда кто такие в его понимании прочие отщепенцы автор благоразумно умалчивает, вероятно по очень веской причине - об этом он уже сказал предостаточно в своём романе "Вера".
Что же касается итогов "хождений по мукам" главных героев рассказа, то завершились они безрезультатно, потому, что школа, как оказалось была нужна для того, чтобы отговорить сомневающихся... То, что окончание этих "занятий" совпало с Хеллоуином тоже наводит на весьма нехорошие мысли:
" Ходили мы в такую школу около года назад, и последнее занятие совпало с Хеллоуином..."
А финал рассказа и вовсе у Снегирёва оказался "бомбический":
"Ребёнка мы пока не нашли. Ездим по учреждениям, встаём на очереди – дети пользуются спросом..."
Вот это выражение - "дети пользуются спросом". Каким спросом? Как товар? Дети - товар? Если это так, то куда катится наш мир?...
"Тирекс серебристый" оказался вовсе не столь безобидной сказочкой... За казалось бы незатейливым сюжетом Снегирёв вскрывает социальные язвы современного общества. А подмена желанного ребёнка на "четвероногого друга" и вовсе в понимании обывателей является приемлемым вариантом... Вот только меня по этому поводу одолевают смутные сомнения...
Arvustused, 1 arvustus1