Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой

Tekst
1
Arvustused
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Raamatu kirjeldus

В книге рассматривается процесс формирования литературы как культурного института в Западной Европе в XIX столетии и раскрывается взаимосвязь двух, на первый взгляд, далеких друг от друга явлений культурной жизни: «века буржуа» и «века литературы». В фокусе исследования – фигура буржуазного читателя, который оказался парадоксально сопричастен и рыночно-обменным, и эстетическим практикам своего времени. Особое внимание в книге уделяется типу литературного воображения, культивируемому в буржуазной среде: оно предполагало способность заинтересованного читателя соучаствовать в литературном эксперименте с формой, вступать в творческий диалог с автором и таким образом порождать в акте чтения своего рода новую социальность. Методами социологической поэтики анализируются и по-новому интерпретируются тексты классических поэтов – У. Вордсворта, Э. А. По, Ш. Бодлера, У. Уитмена и романистов – О. де Бальзака, Г. Мелвилла, Г. Флобера, Дж. Элиот, – в которых реализовался идеал свободной, публично-приватной коммуникации и эгалитарного сотрудничества читателя и автора.

Täpsemad andmed
Vanusepiirang:
16+
Lisatud LitResi:
06 märts 2018
Kirjutamiskuupäev:
2018
Maht:
350 lk.
ISBN:
978-5-4448-0688-3
Copyright:
НЛО
Sisukord
Kas raamat rikub seadust?
Raporteeri raamat
Raamat Татьяна Венедиктова "Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой" — laadige alla epub, mobi, fb2, txt, pdf või lugege veebis. Kirjutage kommentaare ja ülevaateid, hääletage oma lemmiku poolt.
Raamat kuulub seeriasse
«Научная библиотека»
Авантюристы Просвещения
Сквозь слезы. Русская эмоциональная культура
Прощание с коммунизмом. Детская и подростковая литература в современной России (1991–2017)
-5%

Отзывы 1

Сначала популярные
Sergey

В книге «Литература как опыт» уже на первых страницах привлекает пассаж, где утверждается модная идея, что писатель и читатель наравне вносят труд в создание романа. Сразу же вспомнился великий (или ужасный, как кому), Пелевин, который знает то, чего не знает никто. И вот вдруг мы рядом, на одном уровне.

Кого интересуют нюансы идеи, добро пожаловать в первые пятьдесят страниц этой книги.

Главный объект книги – новая форма романа, которая появилась из-под перьев Бальзака, Мелвилла, Флобера и Элиот.

Мелвилл широкой публике больше известен по нескольким отличным экранизациям своего романа, где кит преследует, а потом заманивает во все моря и океаны капитана китобойного судна, который убил его подругу. Всегда было загадкой, что, начиная с какой-то главы «энергия „закрученного“ было сюжета иссякает и рассказ превращается в замедленное, никуда нас не продвигающее рассматривание кита и деталей корабельного быта – в целом и подробно, снаружи и изнутри, с разной степенью приближения, в разных тональностях».

Менее известен в России зубодробительный роман «Мидлмарч» английской писательницы Мэри Эванс, писавшей под мужским псевдонимом Джордж Элиот. В сюжет вкраплены мельчайшие детали жизни обитателей маленьких городков и деревушек Англии. Нескончаемые разговоры как будто бы ни о чём, но которые вдруг почему-то изменяют поступки других людей. Общение даже близких людей проходит «как по касательной» и результат этого общения становится поэтому непредсказуемым.

Именно любовь к мельчайшим деталям объединяет книги четырех писателей в общий формат под названием «реалистический роман» XIX века.

Я, как и многие читатели пролистывал эти главы, не видя в них смысла в оторванности от сюжета. Но если научиться их читать, – призывает нас автор, – то мы поймем принцип взаимодействия читателя с романом, когда читатель получает опыт восприятия другого взгляда, не беглого, стремящегося только узнать, а что же дальше происходит с сюжетом. Только это чтение, наполненное зрительными, тактильными, обонятельными, слуховыми ощущениями, дает полное представление о той жизни в романе, которое автор хочет передать читателю.

Грешен, помню, сам пробегал глазами подробные описания каких-то деталей в романе «Мадам Бовари». Поэтому, остановился и задумался над упомянутым в книге письмом Флобера к писательнице Луизе Коле, где он сетовал: «Почему популярны романы Дюма? В них входишь с легкостью, сюжет увлекателен и стойко подпитывает интерес во время чтения. Но потом, когда книга закрыта, в вас не остается никакого впечатления, все протекло насквозь как чистая водичка, и можно вернуться к делам».

Наверное, ещё со школьной или студенческой поры формируется привычка к беглому чтению, привязанностью к сюжету. И только классический реалистический роман вдруг останавливает и подсказывает: вот она, жизнь: в мелочах и деталях, которые и есть её главное течение. Понимаешь это и обращаешься к своей жизни. Что-то уже забылось или целыми месяцами-годами выпало из памяти. Тут же вспоминаешь не раз возникавшее желание писать дневник, чтобы сохранить разные мелкие подробности и неожиданные мысли разных лет. Но всегда останавливало опасение, что кто-то подойдет и глядя через твоё плечо спросит: «А что ты тут пишешь, а мне не показываешь?» Придется отвечать: «Вспоминаю жизнь этого дня, маленькие и большие глупости, незамеченные в суматохе движения ума и сердца».

А кому этот ответ понравится?!

Оставьте отзыв