Tasuta

Отечественная теория медиа. Основные понятия. Словарь

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Медиаобраз

(англ. media image)

Сформированное в медиапространстве представление об объекте; совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, предъявляемой массовой аудитории различными поставщиками контента. Медиаобраз также определяется исследователями как структурный визуально-эмоциональный компонент виртуальной реальности, представляющий собой медийную модель объективного бытия, запечатленную в информационных носителях и общественном сознании.

Медиаобраз – сильнейший инструмент влияния на общественное мнение. Он не статичен по набору характеристик и способен радикально изменяться с течением времени. Медиаобраз может быть сформирован не только на основе намеренно конструируемого мнения в медиасфере, но и на основе стихийного отклика общества (аудитории) на имеющийся у объекта имидж, конструирование которого всегда имеет целенаправленный характер и прагматическую маркетинговую задачу, связанную с формированием репутации.

Первоначально в качестве источников формирования медиаобраза рассматривался спектр только журналистских материалов, публикаций средств массовой информации. В настоящее время, в эпоху медиатизированного мира, источником формирования медиаобраза является контент всех участников медиапространства, включая и профессиональных, и непрофессиональных пользователей.

Образ имеет ментальную природу, тогда как медиа – материальную. Однако в процессе медиапотребления обе характеристики в чувственном впечатлении связываются в единство. В результате созданные медиа образы воспринимаются как достоверные образы собственных переживаний человека. Медиаобраз связан с понятием стереотипа. Человеку весьма трудно самостоятельно ориентироваться во внешнем мире, ему необходимо конструировать картину мира и создавать общественное мнение. Инструментом формирования общественного мнения выступают стереотипы, упрощающие реальность. Стереотипы выстраиваются в соответствии с господствующей идеологией. Внимание к стереотипам и образам нашло отражение в исследованиях языка СМИ. Стереотипы в понимании исследователей являются результатом унификации – стремления направить разнообразные представления о социальной реальности в единое русло и культивировать эти представления. Исследования стереотипов в медиа выстраиваются по трем крупным блокам: гендерные стереотипы, стереотипы о меньшинствах, стереотипы о людях с ограниченными возможностями. Для обозначения способа структурирования знания для восприятия окружающего мира используют понятие «фрейм». Фрейм выступает упрощенной моделью сложного абстрактного образа. СМИ предлагают аудитории упрощенные схемы сложных социальных явлений – коммуникационные фреймы, создают специфические интерпретации действительности. Наконец, распространена трактовка образа как симулякра – копии без оригинала, которая существует сама по себе, без всякого отношения к реальности. Реальным становится лишь то, что может быть симулировано.

Литература

Бакулев Г П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. – М.: Аспект Пресс, 2005.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: Постум, 2017.

Watson J., Hill A. (2003) Dictionary of Media and Communication Studies. – London: Arnold.

Медиаобразование

(англ. media education)

Комплекс образовательных и просветительских программ, направленный на изучение природы и особенностей функционирования медиа с целью повышения уровня медиаграмотности аудитории и формирования навыков безопасного поведения в цифровой медиасреде. В связи с распространением цифровых медиакоммуникаций и изменением ролей аудитории, которая все больше вовлекается в создание и распространение цифрового медиатекста, медиаобразование приобретает еще большую актуальность. Документы Совета Европы определяют медиаобразование как обучение, направленное на развитие медиакомпетентности, критического и вдумчивого отношения к медиа с целью воспитания гармонически развитых граждан, способных формировать собственное мнение на основе доступной им информации.

Медиаобразование приобретает актуальность в связи с возрастающим медиапотреблением и влиянием медиа на поведение и убеждения людей. Критическое отношение к современному медиаландшафту, умение ориентироваться в медиа, возможность самореализации в информационном смысле становятся важными компетенциями современного человека. Медиаобразование не тождественно образованию через медиа. Основные цели медиаобразования – формирование критического отношения к медиа и обучение использованию медиа в социальной, профессиональной и личной жизни людей. Медиаобразование адресовано гражданам всех возрастных групп, в том числе молодежной аудитории. Вначале медиаобразование было направлено на формирование технологических навыков использования медиакоммуникационных технологий, развитие которых в цифровой среде потребовало от пользователей определенных умений и было связано с проблемой доступа. Затем медиаобразовательный фокус сместился в сторону формирования у аудитории аналитических навыков как главных компетенций. Сегодня исследователи уже говорят о главной ценности медиаобразования – «цифровом капитале».

Многие образовательные программы предполагают вовлечение молодежи в создание медиапродукта, то есть через творческий процесс формируется представление о функционировании медиа. Затем произведенный медиапродукт обсуждается, встраивается в нормативную систему ценностей, происходит его оценка и интерпретация.

Программы медиаобразования создаются для реализации учителями в школах, воспитателями в детских садах, исследователями, родителями, медиакомпаниями, органами регулирования СМИ. Медиаобразование связано как с позитивным, так и негативным регулированием – оно может способствовать максимальному развитию творческих способностей детей и создавать определенные запреты и рамки. Именно поэтому концепция медиаобразования часто пересекается с концепцией информационной безопасности. Российский путь регулирования информации направлен на защиту пользователя, прежде всего ребенка, от угроз и опасностей новой коммуникационной среды.

Литература

Вартанова, Е. Л., Засурский Я. Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. – 2003. – № 3. – С. 5–10.

Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / под ред. Е. Л. Вартановой, Т. И. Фроловой. – М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Медиапотребление

(англ. media consumption)

Процесс использования медиакоммуникационных технологий и ресурсов аудиторией для потребления, а также распространения и производства медиаконтента. Медиапотребление характеризуется как количественными (структура, объем), так и качественными (активность, мотивации, вовлеченность и др.) показателями. В условиях, когда медиапотребление занимает больше времени, оно становится социально влиятельным процессом, некоторые исследователи считают его социальной практикой. Медиапотребление различных групп аудитории может существенно различаться в зависимости от географического региона, возраста, поколения, пола, дохода, образования, уровня медиаграмотности, стиля жизни и других характеристик. Медиапотребление демонстрирует коренные изменения в условиях цифровой среды, становясь интегрированным в повседневную активность современного человека. Грань между медиапотреблением, коммуникацией в социальных медиа и выполнением других активностей стирается, так же как и грань между собственно потреблением медиаконтента и желанием им поделиться или отреагировать на него, участвуя таким образом в его распространении и производстве нового контента. Среднее время медиапотребления, по оценкам западноевропейских, североамериканских и российских социологов, может достигать 10 ч. в день. Количественные параметры медиапотребления становятся предметом индустриальных исследований измерителей медиарынка и медиакомпаний, покупателями которых становятся рекламодатели и медиакомпании, зарабатывающие на подписке. Особенности медиапотребления в цифровой среде трансформируют традиционные бизнес-модели, и в результате аудитории предлагается детально персонифицированная подписка, а рекламодателям – новые рекламные модели. Данные о медиапотреблении даже при внерекламной рыночной модели остаются основной «валютой» медиабизнеса. Качественные параметры медиапотребления исследуются академическим сообществом.

Ключевым теоретическим подходом для рассмотрения процесса медиапотребления в медиаисследованиях выступает теория использования медиа и удовлетворения потребностей. В связи с возросшим влиянием на все сферы общественной и частной жизни нового феномена реальности – интернет-среды, виртуального пространства – не как набора технологий, а как среды обитания и в результате процесса медиатизации медиа способны сформировать и удовлетворить новые виды потребностей. Изначально аудитория обращалась к медиа, чтобы получить информацию, знания, развлечения. Цифровые медиа и их способность создавать среду существования человека позволяют удовлетворить более широкий набор потребностей. Например, сегодня медиапотребление связано с социализацией, потребностями в одобрении, интеграции и привязанности. Принадлежность к группе является одним из наиболее важных мотивов медиапотребления. Это измерение включает поддержание существующих социальных связей, получение социальной валидации для собственных действий и установление отношений с людьми. Другим мотивом возможно считать необходимость самовыражения и самоактуализации посредством медиапотребления.

Актуальная концептуализация медиапотребления связана с феноменом активной аудитории и ее поведением в цифровой среде, вовлечением в процесс производства и распространения контента. Медиапотребление не является пассивным процессом получения информации, оно подразумевает участие аудитории в восприятии, декодировании и интерпретации информации согласно личностным особенностям и в соответствии с имеющимся социальным опытом.

 
Литература

Вьюгина Д. М. От аудитории к медиапотребителю: трансформация концепции аудитории в медиаисследованиях // Вопросы теории и практики журналистики. -2017. – Т 6. – № 1. – С. 119–127.

Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2014.

Полуэхтова И. А. Аудитория СМИ // Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015. -С. 333–356.

Медиапродукт

(лат. productus – произведенный)

Завершенный результат деятельности (творчества) участника медиакоммуникационного процесса, распространяемый в медиасреде и на медианосителе для конкретной аудитории. Производителем медиапродукта может быть как институт (например, редакция), так и отдельная персона или группа лиц. При этом медиапродукт всегда создается целенаправленно – он не является результатом спонтанной деятельности (например, текущей переписки в социальной сети). Медиапродукт обладает рядом конкретных характеристик, наиболее соответствующих потребностям и желаниям потенциальной аудитории с точки зрения его создателя.

Зачастую медиапродукт производится для обмена и имеет соответствующую ценность и даже меновую стоимость, то есть приобретает свойства товара (услуги). Мера ценности медиапродукта – в зависимости от особенностей рынка – может быть оценена теми редкими ресурсами пользователя (деньги, время, внимание), которые он готов платить за их использование. Определению истинной стоимости медиапродуктов препятствует высокий уровень социальных экстерналий – воздействия на общество в результате их потребления. Именно поэтому значительная часть медиапродуктов рассматривается как «общественные блага».

Специфика процессов производства, маркетинга и дистрибуции медиапродуктов обусловлена сочетанием в них креативных и индустриальных компонентов. При этом сами медиапродукты часто анализируются в контексте функционирования культурных индустрий.

Литература

Вырковский А. В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. – М.: МедиаМир, 2016.

Arrese A. R. (2006) Issues in Media Product Management. In: Albarran A., Chan-Olmsted S., Wirth M. (eds.) Handbook of Media Management and Economics. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, pp. 181–202.

Медиапрофессионал

(лат. profiteri – публичное объявление, указание статуса)

Специалист в области журналистики, массовых коммуникаций, телевидения, радиовещания, рекламы, связей с общественностью, медиакоммуникаций, информационных технологий, получивший профильное образование, а также субъект современных медиакоммуникационных процессов, осуществляющий практическую профессиональную и оплачиваемую деятельность в перечисленных областях.

Ключевая профессия в медиаиндустрии – журналистика. Умение работать с текстом, предназначенным для распространения массовой аудитории по-прежнему востребованно на медиарынке. Однако упрощение доступа непрофессиональных производителей к каналам распространения контента формирует иную систему авторства и трансляции информации. Воздействие цифровых технологий на профессию журналиста приводит к возникновению высокого, но пока малоудовлетворенного спроса на медиапрофессионалов, обладающих техническими и технологическими компетенциями, способных выполнять сложные мультимедийные проекты, в частности занимающихся онлайн-продуктами, специалистов по созданию и продвижению интегрированного редакционного контента и др. (продуктологи, маркетологи, контент-менеджеры, проектные менеджеры, продюсеры, менеджеры по правам, SMM-менеджеры, web-дизайнеры, архитекторы медиапродуктов, dzgzta/-имиджмейкеры, интернет-маркетологи, медиапродюсеры и др.). В отличие от журналистов им необходим более широкий спектр компетенций, в том числе в сфере менеджмента и маркетинга, социологии и статистики, рекламы и связей с общественностью, дизайна и ИКТ.

Современный медиапрофессионал – это универсальный специалист, способный решать комплекс творческих, управленческих и технологических задач в рамках современной медиаиндустрии. Трудоустройство таких специалистов не ограничивается средствами массовой информации и реализуется в культуре, образовании, науке, спорте, госуправлении, промышленности, торговле, транспорте, связи, финансах и в иных сферах деятельности, поскольку любая современная организация нуждается в собственных медиакоммуникационных сервисах – сайтах, мобильных приложениях, аккаунтах в социальных сетях и т. п.

Литература

Вартанова Е. Л. Медиаиндустрия и конвергенция // Интернет-СМИ. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 10–39.

Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Смирнов С. С., Макеенко М. И. Индустрия российских медиа: цифровое будущее. – М.: МедиаМир, 2017.

Digital Inclusion and Computational Thinking: New Challenges and Opportunities for Media Professionals. In: Handbook of Research on Comparative Approaches to the Digital Age Revolution in Europe and the Americas. – IGI Global, 2016, pp. 124–137.

Медиарегулирование

(лат. regulare – приводить в порядок)

Процесс применения к медиа формальных правил, установленных органами государственной власти, а также неформальных профессиональных кодексов, разработанных профессиональными организациями самостоятельно или совместно с государством. Таким образом, медиарегулирование включает в себя два крупных блока – государственное регулирование и контроль, а также саморегулирование медиаиндустрии. Более широкое понятие «медиаполитика» включает в себя помимо государственного и саморегулирования систему сорегулирования, когда в процесс включается все большее количество субъектов общественного влияния. Для реализации демократических целей в деятельности СМИ важно применять и другие формы регулирования – саморегулирование, урегулирование, медиакритику, индустриальное регулирование, гражданское участие. Очевидно, что теоретическое осмысление медиаполитики в современном обществе должно не только формулировать ее миссию и философию, цели и задачи, но и носить прикладной характер, предлагая медиасреде и инструментарий для реализации медиаполитики, и баланс форм регулирования. В зарубежных исследованиях термин «медиаполитика» наполняется новым содержанием, хотя базовое понимание его в целом остается неизменным. В его основе лежит трактовка Д. МакКуэйла, который определял медиаполитику как «политические, законодательные, экономические, а также культурные рамки, в которых регулируется деятельность СМИ в обществе».

Различают позитивное и негативное медиарегулирование: позитивное включает в себя поддержку общественно значимых медиапроектов, обеспечение информационной безопасности, защиту прав пользователей и пр., негативное медиарегулирование, как правило, связано с ограничениями для медиа (в нравственно-этической, экономической и др. сферах).

На государственном уровне медиаполитика является частью информационной политики страны, которая представляет собой систему общественно-политических, экономических, технологических и культурных мер, направленных на гарантию и обеспечение конституционных прав граждан. Реализация государственной медиаполитики возложена на органы государственной власти и основана на законодательном регулировании медиа (массовоинформационное право, медиаправо).

Следует отличать государственное регулирование в сфере медиа и контроль за деятельностью СМИ от цензуры – требования к редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы или наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Литература

Вартанова Е. Л. Медиаполитика: актуальный академический дискурс // МедиаАльманах. – 2019. – № 1. -С. 8-17.

Вартанова Е. Л. Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы // Медиаскоп. – 2015. – Вып. 2.

Кириллова Н. Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2015.

МакКуэйл Д. Журналистика и общество. – М.: МедиаМир; Фак. журн. МГУ, 2015.

Панкеев И. А. Правовое регулирование СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2019.

McQuail D., Siune K. (eds.) (1998) Media Policy: Convergence, Concentration, and Commerce. – London: Sage.