Tasuta

Другие. Сборник рассказов

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Не высокие морали

Город сверкал куполами лабораторий, выстроившихся концентрическими кругами в кратере Гусева на красной планете. Очередная пятилетка тщетных попыток терраформирования на Марсе подходила к концу. О чём люди только думали? Искусственно создать атмосферу у целой планеты за одну человеческую жизнь, в то время как у Вселенной на этой уходят миллионы и миллиарды лет. Это типичная человеческая наивная самонадеянность!



Лиза разжала пальцы бионической руки, выпустив карандаш, и почесала кончик носа. Расчеты на экране компьютера были произведены корректно. 3D-проектор моделировал магнитные волны, создающие защиту от солнечной радиации. Лиза нахмурилась и, коснувшись пальцем левой руки сенсорной панели, увеличила скорость перемотки. На отметке в пятьдесят лет трёхмерная модель Марса засияла голубоватой атмосферой. На отметке в сто лет на поверхности планеты появились реки, океаны и растительность. Долгих три года унылой жизни в ограниченной среде привели Лизу к долгожданному успеху.



Она свернула модель и поспешила к начальнику станции.



– Это прорыв! – не сдерживая восторга, воскликнула она, зайдя в дверь без стука.



Полковник Марек Кучера, всполошившись, второпях закрыл видеочат и с недовольным осуждением уставился на лаборантку.



– Это прорыв! – повторила Лиза и позвала полковника в свою лабораторию.



Начальник станции долго таращил глаза на симуляцию, шумно вздыхал и скептично цокал языком, разглядывая сложную конструкцию генератора магнитного поля. Когда симуляция завершилась, он взглянул на лаборантку, на её бионическую руку, поморщился и спросил:



– И вы полагаете, что это будет работать?



– Безусловно!



Лиза ещё раз объяснила строение и принцип работы установки генератора магнитного поля.



– Необходимо построить комплекс из шести установок для каждого полюса планеты. На настройку может уйти около года-двух. Но этот эксперимент последний! Мы станем основоположниками настоящей жизни на Марсе!



Полковник Кучера вопросительно приподнял брови.



– Я имею в виду, нормальную жизнь, без куполов и баллонов с кислородом.



Начальник насупился ещё усерднее, оценивая ситуацию.



– Передай мне всю документацию, – заключил он. – Я вынесу твоё предложение на рассмотрение комитета.



Лиза покинула лабораторию в приподнятом настроении. Она совершила прорыв! Она стала настоящим изобретателем! Её именем назовут лабораторию, в которой она работала! И может, какую-нибудь улицу в новом городе Марса!



Утром Лиза зашла в свою лабораторию и замерла на пороге в ужасе. Экспериментальная установка генератора магнитного поля, симулятор, проекторы, компьютеры и даже простой металлический рабочий стол – всё исчезло. Лиза вышла в коридор и взглянула на дверь. Номер и наименование не изменились.



Она поспешила к начальнику станции. Дверь в его кабинет оказалась закрыта неплотно, и Лиза услышала его беседу.



– …И я приказал свернуть исследование, – говорил полковник Кучера уверенным голосом.



– Марек, ты торопишь события, – отвечал шелестящий голос из динамиков.



– Эти исследования бесплотны. Ни одна из установок не оказалась жизнеспособной. Нужно искать другие способы, – стоял на своём полковник.



– У Земли есть средства, мы направим помощь и необходимое оборудование. Продолжайте исследования. Что вам ещё нужно, Марек?



– Пришлите ещё сотрудников. Я считаю, что большее количество умов сумеет привести нас к прорыву.



– Марек, ты же знаешь, желающих работать в полевых условиях очень мало. Людей пугает высокий показатель смертности.



– Это всего лишь несчастные случаи, – отмахнулся полковник. – Мы ежемесячно проводим инструктаж по технике безопасности, но всегда найдётся какой-нибудь идиот, считающий себя выше всех правил.



– Хорошо, я подыщу группу учёных, – ответил голос после раздумий. – Но мы сделаем обмен. Вышлите десяток людей. Пусть земляне видят, что с Марса есть дорога обратно.



– Так и поступим.



Лиза громко постучала и спросила позволения войти.



– Что случилось с моей лабораторией? – задала она воспрос, уперев руки в бока. – Верните всё назад! Исследования ещё не завершены!



Полковник Кучера широко улыбнулся и позволил лаборантке высказаться. Когда она, обессилев, упала в кресло, начальник взял слово.



– Комитет рассмотрел ваш проект, Лиза. Он признан не жизнеспособным.



– Им не понравился срок? Пятьдесят лет для создания атмосферы это не много. Это то, ради чего мы все столько лет здесь трудились!



– Дело не во времени, вы же понимаете. Ваша установка… – полковник Кучера призадумался. – Она работает только в миниатюре. И потом, эта ваша заявка на шесть установок для каждого полюса… Никаких денег не хватит, чтобы построить это. И я не говорю сейчас о затратах на строительство подготовительной платформы и жилых блоков для строителей и монтажников этих ваших установок. А уж изготовление каждой из них влетит Земле в копеечку.



– Но разве это не вклад в будущее?



Полковник Кучера изумленно поглядел на лаборантку и вдруг раскатисто рассмеялся.



– Ну конечно! – проронил он сквозь смех. – Конечно! Мы все здесь ради будущего. Но будущее нужно строить так, чтобы не оставить без штанов настоящее. Фигурально выражаясь, разумеется.



Начальник отсмеялся и вернул себе серьёзный вид.



– Ваш проект закрыт, Лиза. Вы пробыли здесь долго, но, ничего не поделаешь, – пора возвращаться домой. На Землю вы вернётесь героем, я уверяю вас!



– Я не согласна! – Лиза подскочила с места. – Мой проект хорош. Возможно, я допустила ошибку в расчетах… – Лиза на секунду задумалась, вспоминая свою работу. – Хотя это и не возможно! Мои расчеты верны, иначе бы симуляция не работала. Но сейчас не об этом… Но если продолжить работу над ним, то мы добьемся цели. Может, если привлечь к моей работе ещё одного-двух человек…



– Достаточно! – полковник Кучера прикрикнул на лаборантку, изрядно её напугав.



Ему надоело слушать препирательства. Он был слишком добр, дав девушке свободу высказать свои обиду и возмущения.



– Я всё сказал! Ваш рейс на Землю завтра вечером. Вы свободны.



Лиза обреченно вздохнула и покинула кабинет начальника станции. Она заглянула в кабинет своего доктора. После аварии в одном из куполов Лиза потеряла свою руку, а доктор Гайос спроектировал для неё бионический протез. Долгие недели и месяцы реабилитации сблизили их и сдружили.



– Значит, тебя отправляют на Землю? – задумчиво переспросил доктор Гайос, следя за движениями бионической руки.



Выполняя ряд обязательных упражнений, Лиза рассказала о своём проекте и проблеме, с которой столкнулась.



– Здесь что-то не так, док, – рассуждала Лиза. – Он будто хочет избавиться от меня.



Доктор Гайос почесал седоватую бороду и поправил очки. Он отметил упражнения теста высокими оценками и выписал рекомендацию продолжать тренировки.



– Я не хочу возвращаться на Землю, – продолжала Лиза. – Что мне там делать? Я всю жизнь посвятила терраформированию.



Доктор Гайос выглядел озадаченным и расстроенным. Лизе показалось странным необычное молчание друга. Она заглянула ему в глаза и спросила:



– Ты что-то знаешь, верно?



Доктор Гайос отвернулся.



– Меня ожидает следующий пациент, – процедил он и принялся мыть руки.



– Скажи! – Лиза встала за его спиной. – Говори! Что он делает с проектами?



– Улетай! – крикнул на подругу доктор Гайос.



Он резко обернулся и мокрыми руками схватил Лизу за плечи.



– Улетай! Прочь отсюда! Он дал тебе эту возможность! Воспользуйся этим, ради меня! Другим и этого было не дано.



– Другим? – звенящим шепотом переспросила Лиза.



Доктор Гайос понял, что сказал лишнего, отпустил девушку и отвернулся обратно к раковине.



– Убегай отсюда, беги прочь с этой грязной планеты. Молодые и бесстрашные умы прилетают сюда, чтобы работать ради великих идеалов. Но кровожадные и ненасытные мерзавцы пользуются этим. Эта планета мертва и превращает в мертвецов всех, кто ступает на её поверхность. Беги, Лиза!



Лиза испугалась и убежала. Позже в своей каюте, собирая вещи, она помногу раз прокручивала в голове слова доктора Гайоса. Его зловещие предупреждения теперь казались простой страшилкой, сказкой, способной напугать лишь маленьких детей. Истинный смысл был вложен между строк. И что же доктор Гайос хотел сказать?



Лиза подключилась к библиотеке Марса. Десятки лет жизни на станциях, успешные изобретения, несчастные случаи, абсолютно всё было тщательно задокументировано.



Ничего необычного в глаза не бросалась. Тогда Лиза применила фильтр и стала искать несчастные случаи и закрытия безрезультатных исследований и проектов. В основном, события никак не вязались друг с другом. Но в четырех случаях компьютер выдал совпадение дат и имён. Успешный проект, на который Земля возлагала большие надежды, внезапно закрывали из-за его несостоятельности, и в этот же день случалась банальная авария, в результате которой погибал автор проекта. Эти четыре случая происходили на протяжении последних десяти лет. Ровно столько же исследовательской станцией на Марсе управляет полковник Кучера.



Лиза перечитала события двухгодичной давности. Во втором секторе закрыли проект химической лаборатории, предлагавшей формулу вещества, которое сможет изменить состав марсианской атмосферы. Шесть лет работ были перечеркнуты комитетом, который возглавлял полковник Кучера. Документы были изъяты и удалены, а лаборатория взорвалась вместе со всеми исследованиями, материалами и сотрудниками. В отчете написали, что взрыв произошёл по вине начальника лаборатории, который отказался признать своё поражение. Массовое убийство и самоубийство.



Лиза помнила этот день, потому что она работала неподалёку и, в результате мощного взрыва и масштабного обрушения, она лишилась правой руки и сама едва не погибла.



Выводы напрашивались сами собой. Лизу захлестнули эмоции. Полковник явно стоит за всем, но ради чего?

 



Лиза решила отыскать изъятое из её лаборатории оборудование. Но просто так скрывать все изобретения Марса не выгодно. Вероятно, заключила Лиза, полковник собирается отослать с планеты её изобретение.



Все рейсы, отправляющиеся с Марса, записаны в журнале. Завтра вечером отправляется еженедельный лайнер на Землю. А что же в другие дни? Лиза отправилась в космопорт и в первом же терминала включила расписание. Ночью с восьмой пусковой площадки стартует грузовая ракета на Япет, принадлежащий Китайской Республике спутник Сатурна. Марс поставляет туда металлолом и прочие несущественные подачки, взамен которых Китайская Республика отказывается от своих прав на территории Марса.



Лиза поспешила к воротам номер восемь. Работа здесь кипела. Роботы-погрузчики неторопливо завозили тяжеловесные ящики в недра грузового трюма ракеты. Лиза растеряно оглядывалась вокруг. Как среди руды и окаменелостей отыскать то, что было нужно ей?



За стойкой у ворот стоял молодой мужчина и управлял роботами через приложение на своём планшете. Лиза подошла к нему, серьёзным видом оглядела развернувшуюся деятельность и вопросительно поглядела на мужчину. Она не могла знать наверняка, и в глубине души считала, что по-крупному ошибается, однако идея, докопаться до истины, уже полностью завладела Лизой, и девушка плыла по течению своего стремительного и острого ума.



– Вы получили особое распоряжение? – нетерпеливо и требовательно спросила она.



Лицо мужчины расплылось в удивлении.



– Что вы молчите? – прикрикнула Лиза. – Получили или нет?



– А… да… да, есть, – запинаясь, отвечал мужчина.



Лиза молчала. По лицу мужчины пробежала истерическая судорога. Он закусил губы и испуганными глазами таращился на девушку.



– Ну так всё готово, или мне доложить начальнику, что его распоряжения не принимаются к исполнению? – зашипела Лиза, совершенно идеально отыгрывая раздражение и ярость, свойственные для всякого начальника, коему приходится общаться с глуповатыми подчиненными.



– Нет… да… в смысле… всё уже здесь – окончательно растерявшись мужчина тяжело задышал и смолк.



Лиза шумно вздохнула и закатила глаза.



– Просто покажите, – вздохнула она.



Мужчина проводил требовательную незнакомку к одному из ящиков в конце стройной шеренги грузов. Он вскрыл пломбу и приподнял крышку. Лиза обмерла и глубоко задумалась. Она глядела на свой прототип установки, кое-как уложенной в большой металлический куб.



– Всё здесь? – прошептала Лиза.



– Ещё второй, – ответил мужчина и вскрыл второй ящик.



Лиза увидела здесь свой проектор и компьютер.



– Так мне грузить? – спросил мужчина несмело.



– Пока отложите в сторону, – бросила Лиза через плечо и поспешила к начальнику станции.



– Остальное, – шипел динамик в кабинете полковника Кучера, – когда груз дойдёт.



Лицо начальника сияло гордость и удовлетворением. Он выключил видеосвязь, и лицо его вытянулось в мечтательную гримасу.



– Что это значит? – воскликнула Лиза.



Она тяжело и густо дышала, её ноздри вибрировали и раздувались, волосы растрепались, и прядь черных волос повисла перед глазами.



– Что вам нужно? – устало спросил полковник Кучера.



– Вы продаёте моё изобретение китайцам? – продолжала Лиза.



Полковник поднялся из-за стола. Он собирался приступить к оправдательной речи и вывернуть всё так, чтобы выставить лаборантку дурой. Но потом он вспомнил о кругленькой сумме, упавшей на его персональный счет и задумался о своей власти, которой обладает.



Затянувшаяся пауза смутила Лизу, и чтобы не растерять кураж, она повторила свой вопрос.



– Что всё это значит? Вы закрыли мой проект, а теперь выясняется, что моё изобретение отправляется в руки…



– Прекратите эту сцену! – перебил девушку полковник. – Это совершенно ни к чему.



Полковник Кучера поразмыслил ещё секунду, после чего, расплывшись в улыбке, вернулся в кресло и расслабленно откинулся на спинку.



– Вы всё правильно поняли, дорогуша, – усмехался начальник станции. – Я продал ваше изобретение и получил за это деньги. Нет, мне не стыдно. А сейчас, я сообщу вам ещё кое-что, – полковник Кучера сверкнул глазами. – Земля даст мне ещё денег, чтобы другой, такой же как и вы, усердный лаборант кряхтел над созданием полезного изобретения. Которое, так же без зазрения совести, я продам китайцам. Или ещё кому. Для меня это не имеет значения. Лишь бы хорошо платили.



– Я доложу в комитет о том, что вы делаете, – захлебнувшись возмущением, говорила Лиза.



Полковник Кучера рассмеялся.



– Это смешно! Да, – утирая слёзы, отвечал он. – Вы смешная… Простите, а как вас зовут?



Лиза опешила. Она повернулась, чтобы оставить сошедшего с ума начальника. Но двери захлопнулись перед её носом.



– Ты решила, что сможешь так просто уйти? Теперь?



Полковник плотоядно облизнулся. Он нажал на кнопку настольного коммутатора и из смежной комнаты в кабинет вошли двое мужчин в униформе охраны.



– Ты бывала снаружи? – спросил начальник, мечтательно улыбаясь.



Лиза качнула головой.



– Что вы задумали?



– Воздух на Марсе ядовит. Мы можем им дышать, но всего каких-то три минуты. Говорят, были те, что продержались целых пять. Уж не знаю, это воля к жизни или особенность химического состава крови, – полковник Кучера пожал плечами. – В любом случае, было приятно поработать вместе и спасибо за работу!



Полковник сделал знак охранникам и те, схватив девушку под руки, вкололи ей быстродействующее снотворное и потащили прочь через заднюю дверь.



Спящую Лизу усадили в ровер