Tasuta

Отчет товарищам большевикам устраненных членов расширенной редакции «Пролетария»

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Но понятно, что для товарищей, признающих центром партийной деятельнссти третье-думскую фракцию и видящих в ней широкое поле политической работы, дело углубления социалистической пропаганды представляется не только весьма второстепенным, а пожалуй даже отвлекающим партийные силы от более важных задач, и отношение к нему должно тогда оказаться именно таким, какое в данном случае обнаружилось.

А разработка вопросов, связанных с непосредственною борьбою народа против правительства и реакционных сил? Нечего и говорить, что бесполезно было бы искать подобных сюжетов на страницах нового «Пролетария». Думизм заслонил и отстранил все это.

Различие двух политических линий ясно. И на его почве теперь подготовляется новая группировка партийных сил.

Ее сущность заключается в образовании новой фракции центра. Между «думским» большевизмом нового «Пролетария» и левым партийным меньшевизмом граница стирается все больше. Объявление редакцией раскола со всеми «левыми большевиками» устраняет последние препятствия к объединению «правых большевиков» с ближайшею к ним частью меньшевистского течения. Признание «думских» задач центральными и основными должно послужить объединяющим принципом, а все вопросы, которые поддерживали расхождение двух крыльев партии, частью отведены пока в сторону историческим ходом вещей, частью благополучно забыты. Так, например, вопросы о революционной и оппортунистической тактике теряют свою непосредственную остроту, когда на деле и та и другая скованы настолько, что вообще могут проявлять себя лишь в минимальной степени. Было разногласие относительно нейтральности или партийности профессиональных союзов – но после Штутгартского международного конгресса, решившего спор в пользу партийности, умеренные меньшевики не станут слишком упираться, особенно, когда фактически работа в профессиональных союзах сведена к очень малой величине. Изучение и освещение вопросов народного восстания и т. п. – но какой же благоразумный умеренно-большевистский политик теперь об этом думает?.. Словом, давно пора по-дружески столковаться.

Еще в июне прошлого года, при первых признаках раскольной политики, один из нас в узкой редакции «Пролетария» поднял вопрос о том, не имеется ли в виду осуществление идеи «центра». Ему было отвечено успокоительным отрицанием. Но теперь для всех ясно, что это вопрос только времени И дипломатии.

Шаги в этом направлении делаются с обеих сторон. В сущности все ведение «Пролетария» за последний год было сплошным таким Шагом. Теперь он завершен расколом с «левыми». Естественно, что теперь и соответственные меньшевики, при всей их осторожной недоверчивости, решаются немного «пойти навстречу». Тов. Плеханов, в своем, наделавшем много шуму, недавнем выступлении в Женеве, открыто заявил, что, во-первых, он порывает с меньшевиками-ликвидаторами и твердо стоит за нелегальную партию, во-вторых, что и у большевиков есть серьезные и ортодоксальные марксисты, в-третьих, что, по отношению к профессиональным союзам, нужна осторожность, чтобы не сбиться на «экономизм» и «оппортунизм» и т. п. А т. Ленин в заседании расширенной редакции «Пролетария», приветствуя долгожданный поворот т. Плеханова, заявил (приводим слова, занесенные в протокол): «У меньшевиков есть течение ортодоксально-марксистское, плехановское, и у большевиков есть тоже ортодоксально-марксистское; и у них и у нас есть ликвидаторское течение – валентиновско-максимовское». Возможно ли яснее выразить готовность к объединению с Плехановым для борьбы против «врагов справа и врагов слева»?