Друг, проверенный временем

Tekst
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

– Больше еду на тебя переводить не буду! – с улыбкой сказал Май.

Съев почти всю связку бананов. У Мая остался один. За ненадобностью он его откинул подальше. В ту же секунду пёс устремился в ту сторону и вернулся с бананом в зубах, и положил у ног Мая.

Ух ты! Это еще зачем? – с недоумением спросил у пса Май, поднимая банан, – такая игра? Или как? Надо же, и банан совсем целый.

Май кинул банан еще раз, ситуация повторилась. Пес приносил банан снова и снова. Так, играя, они бегали по лесу долго. Май смеялся и был счастлив, как никогда. Солнце стало медленно опускаться, и из-за высоких и пышных деревьев в лесу стало темнее.

– Так, надо возвращаться! – Май огляделся по сторонам в поисках знакомых путей к деревне, но не узнал этих мест совсем. Только рядом с деревней можно было ходить в лес, места там были знакомые даже детям, а в глубине лесов все было одинаковое: высокие деревья и пышные кустарники. Май в панике крикнул, – что же делать?! Как нам попасть домой?!

Собака незамедлительно отбежала от Мая к двум пышным кустарникам, которые визуально огораживали место, где они находились, и оставшийся лес, и посмотрела на него.

– Все, я больше не буду играть! Нам пора возвращаться домой! А мы заблудились – грустно сказал Май. Пес допрыгнул до ближайшего куста и вернулся на то же место, и вновь уставился на мальчика.

Май как бы интуитивно пошел к собаке, когда он подошел ближе, она выскочила между этих кустов и скрылась из виду. Май устремился за ней: – «Куда ты? Не бросай меня!»

Миновав эти кусты, Май увидел, как пес стоит дальше и смотрит в его сторону. Сделав несколько неуверенных шагов, мальчик увидел, как пес опять устремился дальше.

– Не может быть! Ты что показываешь мне путь домой? – Выкрикнул Май, ускорив шаг.

Пес двигался дальше, а Май уже быстро бежал за ним, полностью доверившись. Через некоторое время Май приметил знакомые места. Он остановился. – Стой! Стой, собака!

Пес убежал уже далеко, услышав Мая, остановился и долго смотрел на него, как будто решая, бежать дальше или вернуться.

«Собака… – повторил Май шепотом, – надо дать тебе имя!»

Пока пес неспешно возвращался, Май изо всех сил пытался придумать какое-то имя для него. Люди этого времени были скудны на выдумки и называли новорожденных детей понятными словами, символизирующими время, место и обстоятельства их рождения. Например, временем или месяцем года, если удавалось их определить, ведь мало кто пытался следить за этим, или названиями деревьев, или погодных условий: Июнь, Осень, Кедр, Дуб, Луна, Месяц, Шторм, Дождь, Ночь, День и другие, по-своему красивые и, иногда, странные имена. Имя Май мальчик получил, родившись в месяце мае, по крайней мере, дедушка Август так думал, пытаясь следить за временами года, но не за самими годами, счет которых был уже давно потерян.

Пес подбежал ближе к Маю и поднялся на небольшой холм перед ним, который когда-то был чьим-то домом, разрушенным природой и поглощённый буйной растительностью. Пес статно возвышался на холме, низкое солнце осветило его сбоку, подсветив каждую шерстинку, казалось, будто он парил на солнечных лучах.

– Луч! – выкрикнул Май, – я назову тебя Луч! Иди сюда! – Пес быстро спустился и подбежал к мальчику, – Луч! – радостно воскликнул снова Май. Пес, как будто одобряя имя, встал на задние лапы, положив передние лапы на плечи мальчику, так что даже получился чуть выше его. – Какой ты оказывается большой… и тяжелый.

– Луч, знаешь, что это такое? Это старый город! – Май и Луч оказались посреди когда-то жилого квартала, а сейчас это были сплошные развалины, окутанные лианами, корнями деревьев и затянутые вьюнами и другими кустарниками всех размеров. Немного уцелевших домов в этом квартале напоминало подобие городка двадцать первого века.

«Ничего себе! Это же школа! Последние стены упали, ведь я только вчера был в ней! – Мая охватила паника, он подумал, что дедушка Август был прав: – дедушка! Он же, наверное, меня ищет!».

Май понял, что еще никогда не пропадал на целый день и что не должен заставлять дедушку волноваться, ведь дед любит его и заботится о нем. Деревня была уже близко, за небольшой лесополосой. Май побежал туда так, что уже Луч бежал сзади. Пробежав немного по дороге заброшенного квартала, Май свернул к лесу, за которым была деревня. Навстречу ему попались трое ребят из деревни. У Мая среди них не было друзей, и, даже наоборот, при удобном случае, они пытались посмеяться над ним.

– А вот и наш ненормальный! – первым сказал самый старший из них мальчик, Вьюн.

– Ты что, в лесу прятался от чудовища, которое тебе приснилось? – продолжил мальчик по имени Месяц.

– Он не чудовище! – выкрикнул Май, и, понимая, что сделал глупость, тихо продолжил, – он настоящий…

– И где это непонятное существо сейчас? – засмеялся Вьюн, подойдя ближе к Маю.

– Это моя собака! Он рядом… – сказал Май таким голосом, будто у него перехватило дыхание.

– Сабака! Это что? – произнося это, Вьюн сделал еще шаг к Маю и толкнул его, – ты совсем идиот!

– Почему твоя Сабака не поможет тебе? – выкрикнул третий мальчик Июнь, с которым Май дружил, когда они были совсем детьми, но со временем Июнь прибился к другой компании.

После этих слов Май посмотрел на Луча, тот сидел на задних лапах в двух метрах и спокойно смотрел на него. Маю стало обидно оттого, что собаку не видят или оттого, что Луч не может защитить его, он сам не знал. Больше не говоря ни слова, Май поднялся и направился в деревню. Отойдя немного, он услышал крик Июня в след: «Дядя Август ушел икать тебя давно, так и не вернулся!». Май опять пустился в бег изо всех сил. Через две минуты он подбежал к своей хижине, дедушки видно не было. На костре не было котелка, Август убирал его, когда уходил надолго.

«Он ушел еще в полдень… – сказала Марта, соседка из ближайшей хижины, – искать тебя!»

Мая охватила паника и страх. Солнце уже подходило к горизонту , еще чуть-чуть и стемнеет окончательно. Все знали одно правило: если не возвращаешься в деревню до темноты, то вернешься, в лучшем случае, утром, в худшем – никогда. Май, сам не зная зачем, еще раз заглянул в комнату Августа в их хижине. Никого там не обнаружив, сел на корточки и обхватил руками голову: – «Как же так! Что делать!»

Пёс тоже засунул свою морду в хижину Августа, Май слышал, как Луч быстро втягивает и выдыхает воздух. Затем Луч уже привычным жестом ткнул мальчика в голову, Май приподнял ее и увидел, как пес стоит уже перед лесом. Май понял, что это значит. Ни секунды не колеблясь, он побежал за ним. Как только пёс, а за ним мальчик, скрылись с деревенской поляны в лес, за ними село солнце. Май услышал, как соседка пытается остановить его, крича ему в след. Глаза быстро приспособились к темноте, свет звезд и луны немного пробивался через кроны деревьев, и Май стал бежать быстрее. Абсолютно не понимая, где они и как далеко могут оказаться от деревни, Май полностью доверился своему другу и просто следовал за ним, пытаясь не отстать. Спустя несколько километров пёс замедлился, и Май тоже перешел на шаг, сердце стучало сильно, что даже барабанные перепонки вибрировали в такт ему.

– Кто здесь? – чуть слышно донеслось вблизи.

– Дедушка Август! – Май крикнул это и сразу задержал дыхание, пытаясь унять так сердцебиение.

– Май? Это ты?! – Август пошел в его сторону, – ох! Я нашел тебя!

– Дедушка извини, но это я нашел тебя! – Стеснительно усмехнулся Май, – точнее мы нашли…

– Ты и твоя собака? – сильно разозлился Август, – ты хоть понимаешь, что твои фантазии могут стоить нам жизни? Как нам теперь вернуться в деревню?

– Дедушка, прости! Я не должен был убегать на весь день… – говоря это, Май нашел взглядом Луча, тот уже ждал их у ближайших кустов, чтоб показать путь, – о возвращении не волнуйся, нам туда! – Май показал рукой в сторону, где видел собаку.

Дождавшись когда Май сделал шаг, Луч пошел дальше, деду ничего не оставалось, как пойти за ним. Звуки насекомых были такие громкие, что Май каждую минуту оборачивался и проверял, идет ли за ним дед.

– Май, подожди! – дед немного отстал и сел на торчащий корень дерева, – мне надо передохнуть, я с утра не ел совсем ничего.

– Хорошо, дедушка, подожди немного, я сейчас, – Май пошел к Лучу.

– Луч! Иди ко мне! – Увидев собаку, Май подозвал её, – нам нужны бананы! – попросил он, – сможешь найти? Банан!

Пёс бросился в сторону, Май за ним, буквально через десять метров Луч оперся передними лапами на низкое банановое дерево. Сорвав связку, Май направился к деду, путь он нашел сам.

– Дедушка, вот бананы, поешь – Май подал деду связку, оторвав перед этим себе два банана.

– Но как? Как ты нашел их в такой темноте? – удивленно спросил Дед.

– Это не я, а моя собака! Я назвал его Луч – с детской наивностью в голосе сказал Май.

– Май, даже если бы я очень хотел, я не могу поверить в то, что не могу увидеть. И ты должен понимать это, – говорил дедушка уже мягким тоном, – но если ты веришь сам, то тебе не нужно мое одобрение или кого-либо еще. Главное, что ты сам чувствуешь и на что способен ради своей веры – Дедушка задумчиво посмотрел на Мая, – только больше никому не говори про свою собаку, тебя не поймут люди и будут смеяться над тобой, у тебя итак нет друзей.

– Уже есть! – уверенным голосом сказал Май, – собака мой друг!

– Собака друг человека! – Засмеялся Август. – Так говорили, когда они существовали реально! – Боясь, что Май обидится на последние слова, Август быстро спросил, – Его зовут Луч? Красивое имя! Надеюсь, ты меня понял, не надо говорить больше никому.

– Наверное, уже поздно… Сегодня я сказал ребятам из деревни, – грустно сказал Май, – конечно же, они смеялись надо мной.

– Как я и говорил… Мой тебе совет, ты уже не маленький, не давай поводов себя обижать и будь уверенней в себе! – Наставническим голосом произнес Август. – Ладно, нам пора! Куда дальше?

 

Август был уверен, что они идут сами не зная куда. Но озвучивать этого не стал, чтоб не создавать паническую ситуацию для обоих. И любопытство, что будет дальше, терзало его.

– В какой-то степени нам сейчас везет, что животных нет, – заговорил Август после долгого молчания, догоняя Мая.

– В каком смысле?

– Если представить, что все животные бы сейчас существовали, как сотни лет назад, далеко мы бы не ушли, – засмеялся Август, – в лесных джунглях жило много опасных животных.

– Каких? – с неподдельным интересом спросил Май, – ты знаешь?

– Всех не знаю, конечно, но о некоторых слышал от родных – задумчиво произнес Август и начал перечислять тех, кого смог вспомнить, – змея, тигр, волк, ягуар, медведь, а в пресных реках, типа наших, жили крокодилы. Моя бабушка рассказывала, что еще застала их, они были очень опасные и очень вкусные, – усмехнулся Август, – поэтому и их не стало тоже.

– А рыба? – поинтересовался Май, – почему ее много?

– Наверное, потому что всю ее невозможно было переловить, она быстро размножается и питается водорослями со дна реки и насекомыми, которых в избытке. Вот если бы высохли все реки, то и рыбы бы не было – после короткой паузы, Август продолжил, – как и нас, людей.

– Насекомых всегда было так много раньше?

– Нет, их становится все больше, так как не стало главных животных, которые ими питались, – птицы!

– Дедушка, ты расскажешь мне о них?

– Расскажу, спешить нам некуда, – Тяжело вздохнув, сказал Август, полагая, что они заблудились окончательно, – Птицы такие животные, которые в основном жили на деревьях, а самое главное, что они могли летать в небе. Когда бабушка рассказывала о них мне, я был примерно в твоем возрасте, и я мечтал увидеть, как летают птицы в голубом небе среди белых облаков. Увы, чудес не бывает.

– Дедушка, если птицы могли жить высоко на деревьях, и, тем более летать в небе, почему они не спаслись?

– Я задал точно такой же вопрос своей бабушке, – с удивлением сказал Август, – ответ очень прост, на деревьях, в своих гнездах птицы оставляли яйца, из которых должны появляться новые птицы. Конечно же, люди разоряли гнезда. – Тяжело вздохнув, философским голосом, дедушка продолжил. – Наш без того измученный мир стал совершенно пустым без животных. Люди – самые умные существа на планете, а уберечь мир от разрушения ума не хватило. И теперь нарушен баланс в природе, где каждое животное было необходимо. Поэтому природа пытается уничтожить следы человеческой жизни.

– Зачем?

– Чтоб начать все заново… Так говорила бабушка! Как будто природа – это живое существо…

– А вдруг так и есть? – перебил Августа, Май.

– Не знаю, Май, я всю свою жизнь верил в это, но так и не было повода в этом убедиться, – грустно произнес дед.

– Дедушка… – сказал Май остановившись перед деревом и кустами.

– Май, давай оставим разговоры на потом, я устал.

– Давай! Мы как раз пришли! – Весело воскликнул Май, раздвигая кусты, отделяющие лес и поляну деревни, на которой находилась их хижина. Луч уже направился к ней.