Tasuta

Забытая легенда. Очерки. Сценарии. Рассказы

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Пролистывая «Последование молебных пений» 1708 года, я обнаружил несколько записей орешковыми чернилами и очень сложным, витиеватым почерком. Из всей фразы смог разобрать только несколько последних слов «….Никольской церкви», но где эта церковь находилось все еще оставалось тайной. Ведь на Руси, как известно, Святого Николая Чудотворца почитали повсеместно и на юге и на севере. Он покровительствовал «плавающим и путешествующим», терпящим бедствие и жизненные невзгоды. В редкой избе не было иконы этого святого. А уж церквей и часовен, богомольный русский народ поставил в своих городах и весях столько, что и не счесть! На помощь в расшифровке надписи пришел известный вятский историк, сейчас работающий в Нижнем Новгороде Алексей Мусихин. Алексей Леонидович занимается изучением вятского средневековья, много работает с подлинными рукописными документами в архивах, поэтому прочесть надпись на странице книги ему не составило труда. Расшифровка владельческой надписи пролила свет на происхождение книги. У безымянной сначала находки начала появляться своя история! Надпись гласила: «Принадлежитъ Никольской Оларевской церкви». Книга попала на Вятку из Вологодской губернии и была частью храмовой библиотеки Церкви Николая Чудотворца на Оларевском Николаевском погосте (деревня Оларево).

Первое упоминание об этом населенном пункте в письменных источниках относится к 1543 году. В XVI веке деревня относилась к владениям Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1618 году упоминается как Оларева слобода. Во второй половине XVII века являлась главным селением Оларевской волости. В слободе имелась церковь Николая Чудотворца. Постройка этой церкви относится к началу XVII века, к временам окончания Смуты и воцарения первых Романовых. В 1773 году при Екатерине II на месте старой Никольской церкви был возведен новый, великолепный каменный храм, двухэтажная, в одной связи с колокольней церковь. В 1938 году Никольский храм закрывается. Возможно, прихожанин церкви мог сохранить у себя в тайне некоторые церковные святыни, иконы, книги. А потом судьба забросила его в город Киров, где и осталась книга.

В процессе реставрации выяснилась одна очень любопытная деталь! Корочки книги состояли из склеенных друг с другом старинных манускриптов. Видимо, в прошлом книгу уже реставрировали и не раз. На бумаге просматривались витиеватые узоры скорописи и цифры. Было очень любопытно извлечь их из переплета, где они провели ни одно столетие. Книгу не раз подновляли в прошлые столетия, корочки подклеили документами, уже вышедшими из делового оборота и оказавшимися под рукой. Попали эти бумаги «в переплет», скорее всего, в начале или первой половине уже XIX века. Хотя по почерку некоторые из них смело можно отнести к XVIII веку. Самостоятельно прочесть бумаги у меня не получилось, слишком фрагментарно сохранился текст и очень непривычно было уловить смысл витиеватых соединений букв. Вновь пришлось обратиться за помощью к специалисту по средневековым историческим источникам Алексею Леонидовичу Мусихину. Он смог расшифровать фрагменты текста, оказалось, рукописи имели сугубо деловое предназначение.

Крупный фрагмент извлеченный из переплета сообщал: «в них ловитца рыба щука, окунь… плотва и пескари…жителями празднаво …мука…хле…за помо…соловьи также мелкия и....разных родов …же журавли…». Несмотря на фрагментарность текста (бумага поедена жучком, есть утраты в середине листа) историку Алексею Мусихину удалось точно идентифицировать этот документ. Он датируется второй половиной XVIII столетия. Это статистическая анкета, которую заполняли по решению Синода и по инициативе Екатерины II представители церковного причта. В анкете содержалась информация о населении волости, промыслах и животном мире округи. Из документа видно, что жители Оларевской волости, Вологодского уезда, занимались рыбной ловлей. В изобилии водилась рыба и птица. Широко праздновали жители престольные праздники. В практически заброшенной сегодня деревне, кипела обычная шумная, активная жизнь северной русской глубинки.

Сам текст «Последования молебных пений» 1708 г., несмотря на свое богослужебное назначение, весьма интересен именно с точки зрения военной истории! На страницах этой книги отразились знаковые события петровской эпохи: напряженная борьба за выход России к морю, строительство первых кораблей, набирающего мощь и силу русского военно-морского флота: «Благословляются судна сия окроплением воды сея священныя, во благополучное шествие, и в победу на враги христолюбивому воинству, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Книга содержит чин освящения воинских знамен, имевших огромное значение в формировании боевого духа русской армии уже более 300 лет назад. Сейчас книга отреставрирована, переплетена и очищена от вековых наслоений – когда беру ее в руки, я словно слышу ровный, чеканный шаг полков и голос священника провожавшего русских солдат молитвой: «О еже верному своему воинству, знамение сие носящему, и на сие взирающему, дерзновение, силу, и крепость, на сотрение и попрание крепости, супостат наших, молитвенно подати…».

Примечательно, что уже в первом издании «Воинского молитвослова» в 1708 году помимо молитв связанных с флотом и формированием новых полков, есть молитвы о благополучном возвращении русских воинов с поля брани хотя до победы в Северной войне оставались еще многие годы: «Здравых же и благополучны с победою во славу твою мирно возврати».

С гордостью хотел бы еще добавить, что в 2021 году в год 300-летия победы над Швецией в Северной войне, и принятия Петром Первым титула императора, книга «Собрание молебных пений» Москва 1708 г. была представлена на выставке в музее Воинской славы города Кирова, и стала одним из редких, дошедших до нашего времени экспонатов – непосредственных свидетелей той бурной и славной эпохи.

Об авторе книги

Фоминых Алексей Александрович на телевидение пришел сразу после службы в армии в 1996 г. Ветеран боевых действий на Северном Кавказе. Окончил Вятский государственный гуманитарный университет, исторический факультет, специальность «Учитель истории и социально-общественных дисциплин» Окончил Институт повышения квалификации работников телевидения, специальность «Режиссер телевидения», курс Игоря Константиновича Беляева.

Автор и режиссер проектов:

«Вятские: Война и мир» история воинского подвига уроженцев вятской земли, в разные исторические эпохи.

«Навстречу Победе» – 12 серий о вкладе кировчан в Победу в Великой Отечественной войне.

Автор фильмов и программ по истории Вятского края, краеведению археологии. Гран-При фестиваля «Щит России» за фильм «Спасенное поколение»

Первое место в номинации «Служу Отечеству» на Всероссийском фестивале «Патриот России» за цикл программ «Вятские: Война и мир»

Диплом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за телевизионный фильм «Цветы Кабула»

Фестиваль «Преодоление», победа в номинации лучший документальный фильм «Повесть о настоящем человеке», – Медаль Всероссийской организации инвалидов войны в Афганистане «За честь и Славу России».

2019 г. Лауреат Областной литературной премии имени поэта-фронтовика Овидия Любовикова

Лауреат Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Летопись победы» 2021 г. в номинации «Информационный сюжет» за профессиональную искренность и честность, проявленные в специальном репортаже «Григорий Булатов – неудобный герой».