Успех вопреки. Как находить возможности и достигать великих результатов

Tekst
1
Arvustused
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Kas teil pole raamatute lugemiseks aega?
Lõigu kuulamine
Успех вопреки. Как находить возможности и достигать великих результатов
Успех вопреки. Как находить возможности и достигать великих результатов
− 20%
Ostke elektroonilisi raamatuid ja audioraamatuid 20% allahindlusega
Ostke komplekt hinnaga 10,93 8,74
Успех вопреки. Как находить возможности и достигать великих результатов
Audio
Успех вопреки. Как находить возможности и достигать великих результатов
Audioraamat
Loeb Дмитрий Чепусов
5,73
Sünkroonitud tekstiga
Lisateave
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Мой папа хотел мне добра. Он боялся, чтобы я не попал в плохую компанию, не стал алкоголиком и наркоманом, как многие вокруг. И считал, что если я буду слушать его и поступать только так, как он говорит, то непременно вырасту «нормальным» человеком. Он пытался воспитывать меня в соответствии со своими взглядами и убеждениями и исходя из своего жизненного опыта. В реальности это означало, что он воспитывал меня по своему образу и подобию. Если бы не мама и если бы я был более покладистым и послушным, то у него бы это получилось. И я тоже стал бы крановщиком, как и он, или еще кем-нибудь – не важно. Но я точно НЕ прожил бы свою сложную и насыщенную жизнь, так непохожую на жизнь моих родителей. И, когда я бунтовал против этого давления, отец ругал меня, хотя иногда вполне справедливо, а я злился и сильно обижался на него.

А мама не зацикливалась на моих «недостатках». Она просто старалась сделать нашу жизнь лучше, и я видел это. Это желание я перенял у нее. Я всегда стремлюсь к лучшему, у меня всегда есть здоровая неудовлетворенность достигнутыми результатами. Если я знаю, что могу большего добиться, – я делаю это.

Помню, мама купила папе мопед, зеленый, с педалями. И папа ездил на нем на дачу, где мы выращивали картошку. Я помогал отцу и часто ездил вместе с ним. Признаюсь, мне было ужасно стыдно ездить на этом зеленом мопеде. Тогда я сказал себе, что у меня обязательно будет все: и деньги, и хорошая машина, и мы никогда не будем ни в чем нуждаться.

В семнадцать лет я ушел из дома, потому что устал от бесконечного противостояния с отцом. Я не любил его за то, что он постоянно пытался переделывать меня. К этому возрасту я был вполне самостоятельным и готов был терпеть любые лишения, только бы жить так, как я хочу. Я хотел прожить свою жизнь, и пусть она будет неидеальной, но это будет моя жизнь. И я сделал это.

У нас с папой и сейчас не много общего. Я почти не рассказываю ему о своих делах, а он в силу характера не сильно интересуется. Он всю жизнь проработал за зарплату, а я по природе своей предприниматель и работаю на себя. Отец вел тихую, размеренную жизнь, а мне не раз приходилось идти на чудовищный риск и многое ставить на карту. Но если бы я не рисковал, очень многого в моей жизни не было. Отец считал, что нужно сначала получить образование, а потом долго и старательно подниматься по карьерной лестнице, чтобы больше зарабатывать, а я нетерпеливый, поэтому создал компанию за год, и через год уже стал миллионером.

Я очень хотел бы, чтобы у меня было больше общего с отцом. Но так уж сложилась наша жизнь. И конечно, я не обижаюсь за то, что иногда он был ко мне слишком строг. Более того, я ему очень благодарен, ведь именно из-за наших с ним непростых отношений я вовремя сделал решительный шаг в самостоятельную жизнь и понял, что всего хочу добиться сам. Я уверен, что папа очень счастлив, видя мой сегодняшний успех, но он никогда не говорит мне об этом. Такой у него характер…

Мама звонит мне каждое утро. Мы всегда были близки, а с годами стали еще ближе. Она каждый раз говорит, что очень гордится мной. Я часто отправляю ей наши семейные видео, и, несмотря на то что сейчас мы живем на разных континентах, мы остаемся самыми близкими людьми.

Я счастлив, что у меня есть возможность финансировать своих родителей. Сегодня я полностью обеспечиваю их. Они могут себе позволить намного больше, чем обычные пенсионеры. Они путешествуют, живут спокойно и не думают о завтрашнем дне. Сейчас я возвращаю им то, что они мне дали – огромную поддержку и бесконечную веру в меня. Это оказалось их самым ценным вложением в мою жизнь. Они верили в меня, даже тогда, когда не верил никто. Да что говорить, я и сам не верил, что из двоечника и раздолбая может что-то получиться!

Успех возможен только там, где есть свобода

• Ребенок приходит в этот мир «готовым». Не нужно его переделывать. Главный вклад родителя в счастливое будущее ребенка – доверие и поддержка.

• Недоверие к себе – источник страхов и сомнений, которые препятствуют достижению успеха. Ребенок может научиться доверять себе только тогда, когда чувствует полное доверие родителей.

• Направляйте ребенка, но никогда не подавляйте его! Чрезмерная опека и тотальный контроль формируют ограниченное мышление, страхи и безынициативность.

• Энергия любви и доверия, которую мы получаем в детстве, подпитывает нас всю жизнь.

Первые неудачи предпринимателя

Я родился в Омске, здесь прошло мое детство. Это город, в котором я жил, но никогда не хотел жить и всегда мечтал уехать. Почему? Потому что годы, проведенные здесь, были для меня самыми трудными. Именно в этом городе на мою долю выпали самые сильные и важные испытания, которые я должен был выдержать и преодолеть. Здесь у меня многое не получилось, но именно в Омске я научился всему тому, без чего никогда не добился бы настоящего успеха.

В Омске у меня была череда неудач, но на самом деле – это самый важный период в моей предпринимательской жизни. Не пройдя всего этого, я не смог бы создать компанию, изменившую не только мою жизнь, но и жизнь тысяч людей, которые работали и работают в ней.

Когда я был маленьким, мы жили в частном доме. У нас даже было небольшое хозяйство – мы разводили кроликов. Неподалеку жила бабушка, и я часто бывал у нее. Там я рос вместе с моими двоюродными братьями. К сожалению, сейчас мы практически не общаемся. Их жизнь сложилась предсказуемо плохо. Один стал алкоголиком, другой – наркоманом. Это ужасная трагедия, но скажу честно, для Омска это довольно типичная история. Частный сектор, старый район, безработица, среда очень неблагополучная. Еще в детстве они учили меня плохому, например курить. Братья нюхали клей и предлагали мне. С ужасом вспоминаю, что один раз я все же попробовал, но больше не стал. А они продолжили. В итоге со временем наши жизненные пути разошлись. Потом родители смогли получить трехкомнатную квартиру в новом микрорайоне, который только застраивался. Там я ходил в детсад, а потом – в школу неподалеку.

В школу меня отдали с 6 лет. У меня осталось мало воспоминаний о школе. Ничего удивительного! Память таким образом избавляется от не очень приятных воспоминаний. Помню только, что моя школьная жизнь с самого начала сложилась неудачно. Учился я плохо, постоянно нарушал дисциплину, дрался. Я был самым сильным в классе. Вообще-то, я дрался всегда, в школе и во дворе, даже со старшими пацанами. Был дерзким и не боялся ввязываться в драку, даже если противник был заметно сильнее меня. Но я никогда не был злым и жестоким. Смелость и дерзость – качества ценные, и именно они позволили мне выдержать целую вереницу неудач. Потом из-за драк меня перевели в другой класс и посадили с хорошей и очень спокойной девочкой-отличницей. Здесь я дрался меньше. Зато помню, что все подчистую списывал у нее.

Наш новый район застраивался. Вскоре построили гимназию, и нас перевели туда, а позже, по мере строительства, всех снова перевели в другую школу. В итоге за пять лет я сменил три школы.

Однажды летом после пятого класса я гулял во дворе с мальчиком. У него была активная мама, которая всегда что-то придумывала, находила и организовывала для своего сына. Она рассказала мне, что хочет отдать своего сына в футбольную школу, но для этого нужно сдать норматив и по результатам они отбирают самых успешных в школу и детскую команду «Динамо». «Не хочешь с нами?» – неожиданно предложила она. Обратите внимание, она хотела «отдать» своего сына, а я решения принимал сам. В общем, я, недолго думая, согласился.

Мы сначала сдали нормативы, а потом нас выпустили на поле играть, а сверху тренеры наблюдали за нами. Они называли фамилии тех, кого считали перспективными, а остальные могли быть свободны. Признаться честно, я в то время и в футбол по-настоящему играть не умел. Никогда и никто меня не учил этому. Ну, гоняли с пацанами во дворе мяч – не больше. Но к моему огромному удивлению, назвали мою фамилию. В итоге меня взяли в специальный спортивный класс. И с шестого по девятый классы я учился там. У нас в школе была своя территория с отдельным входом. Теперь не мы ходили по классам, как это обычно бывает, а учителя приходили к нам и проводили уроки. Одним словом, в моей жизни появился футбол – настоящий мужской спорт. И это хоть как-то сглаживало мучение учебы в школе.

Футбол мне очень нравился. Теперь я уже меньше дрался, а переключил всю свою энергию борьбы на занятия спортом. Я всегда был очень добродушным, но постоять за себя умел. И вообще, мне кажется, борьба – это моя натура. Я всегда боролся, сражался, преодолевал. Сначала мне нужно было выстоять во дворе, среди взрослых парней, которые уже тогда курили героин, и ответить им «нет» было очень трудно. Затем нужно было держаться на достойном уровне в футбольной команде, чтобы не выгнали. А потом – выдержать конкуренцию в бизнесе.

В футболе у меня все складывалось хорошо, а вот с учебой – плохо. Проблемы тянулись еще с начальной школы. Я был гиперактивным ребенком, а к таким детям нужен особый подход и огромное внимание. Видимо, к школе в шестилетнем возрасте я был психологически совершенно не готов. Конечно, родители в силу занятости недосмотрели и упустили тот момент, когда я перестал развиваться. Я был довольно смышленым, но учеба давалась мне невероятно тяжело. Отец поначалу заставлял меня делать уроки, но любое принуждение многократно усиливало стресс и порождало между нами конфликты. И во взрослом возрасте любая системная деятельность мне дается нелегко, я всегда действую быстро, импульсивно и по большей части интуитивно. Видимо, мое мышление устроено каким-то особым образом. Но школьная система не учитывает этих особенностей. Все дети разные, а система – одна для всех. В итоге я потерял интерес к учебе и стал двоечником. Пробелы в знаниях увеличивались. Я прогуливал уроки, домашние задания не делал и мечтал, чтобы школа поскорее закончилась.

 

Мой друг ходил в мою бывшую школу, и мы прогуливали уроки вместе. Мне нужно было выезжать из дома в семь утра, а его мама уходила на работу в восемь. И я зимой сидел целый час в подъезде у теплой батареи, ожидая, когда же она уйдет, чтобы прийти к нему. Я готов был сидеть сколько угодно, только бы не ходить в школу! А когда я приходил на уроки, учителя использовали этот редкий шанс и сразу вызывали меня к доске. Я боялся и стеснялся отвечать у доски перед всем классом, мне проще было сказать, что я не знаю, даже если я мог что-то ответить. Тогда я и представить не мог, что когда-нибудь буду выступать перед двадцатитысячной аудиторией в «Олимпийском» на бизнес-форуме «Трансформация 2».

В футболе я ничего не достиг, хотя мне играть очень нравилось. У меня не было никаких связей в спортивном мире. Да и материальных возможностей не было. Большой спорт требует больших усилий и вложений со стороны семьи. Поэтому я понимал, что этот путь – не для меня. И после девятого класса я перешел в школу, которая располагалась неподалеку от нашего старого дома. В «Динамо» я играл посредственно, а в этой школе меня воспринимали как профессионального футболиста. Я играл за школьную сборную.

Там я тоже прогуливал уроки. Но если в спортивном классе была довольно жесткая дисциплина, то здесь старшеклассники-«авторитеты» употребляли наркотики. И уговаривали меня. Это был настоящий кошмар! Когда я вспоминаю об этом, то понимаю, что Бог меня уберег от этой беды. Хорошо, что к тому времени у меня уже был определенный жизненный опыт. Я сменил несколько школ и умел быстро адаптироваться к новым условиям. Я научился общаться с разными людьми, так как вырос во дворе и уже не раз сталкивался и с хулиганами, и с наркоманами. Я неплохо понимал их психологию и видел, как они втягивают в свой круг положительных ребят. Для того чтобы ответить им «нет», нужно иметь стержень, которого у меня тогда, наверное, еще не было. Но я знал, что мама доверяет мне, и боялся разочаровать ее. Я хорошо осознавал, что алкоголь и наркотики – это зло, тем не менее это зло меня окружало повсюду. Среда была очень опасная, и под давлением сверстников устоять очень сложно. И если бы я не был таким крепким орешком, то, наверное, не смог бы.

В десятом классе у меня было пять двоек. Мама говорила, что нужно собрать все силы в кулак и окончить школу. Я чувствовал свою вину за то, что учусь хуже всех, и сам решил исправлять положение. Я подошел к классному руководителю и сказал: «Если вы поставите мне положительные оценки, я уйду в школу по месту жительства». Она подумала и сказала, что готова мне «нарисовать» вместо двоек тройки, только чтобы я ушел и не портил им успеваемость. Но я сказал, что так меня не возьмут. Максимум три тройки – а остальные оценки должны быть положительными. Классная вздохнула и ответила, что она составит справку об успеваемости, но я сам должен идти к директору за подписью.

Я немного волновался, входя в кабинет директора школы. Но тут же взбодрился и успешно «провернул» это дело. Директор подписал бумагу. И, внимательно взглянув на меня, сказал: «Алексей, ну как же так…»

Я ушел в школу по месту жительства. Опять новая школа, новый класс, новые учителя. Я уже сменил столько школ, так что не придавал особого значения этим переменам. Если для обычного ребенка перейти даже в параллельный класс – большая проблема, то для меня это было делом вполне обыденным. В любом коллективе через 15 минут я чувствовал себя в своей тарелке. Входил в класс легко и просто, ничего не боялся и никого не стеснялся. Отлично ладил с ребятами и с учителями. Все знали, что я «махровый двоечник», но никто не мог сказать обо мне плохого слова как о человеке.

Удивительно, но при моей общительности у меня в школе почти не было друзей. Я просто не успевал с кем-то по-настоящему подружиться. Постоянная смена школ, в каждой новые люди. Но со школьной поры у меня все-таки остался друг, с которым мы дружим и по сей день. Он по-прежнему живет в Омске, и я до сих пор помогаю ему – у нас до сих пор в Омске есть сервисный центр по ремонту цифровой техники, я отдал ему половину этого бизнеса.

Конечно, частая смена школ не способствовала хорошей учебе. Наверное, было бы идеально, если бы я одиннадцать лет проучился в одной школе, а при любых проблемах с учебой мне нанимали бы дорогостоящих репетиторов. Но в моей реальности этого не было. Зато частая смена школ научила меня тому, что очень сильно мне помогло во взрослой жизни – я не боюсь перемен. Меня не страшат долгие перелеты, я быстро и легко осваиваюсь в новых странах, в экстремальных условиях. Я прилетаю в любую страну и, не зная языка и местного менталитета, быстро встраиваюсь в ситуацию и запускаю бизнес-процессы, открываю рестораны, завязываю деловые контакты. Многим это кажется сложным. Поверьте, это ненамного сложнее, чем обычному ребенку войти в новый класс и адаптироваться в нем. Но для меня это не было проблемой потому, что я натренировал этот навык, а для большинства детей, не имеющего такого опыта, – это настоящая катастрофа.

До тридцати лет я практически нигде не был. Зато потом объездил почти весь мир. И не в качестве туриста, а развивая свою компанию «Суши Мастер».

Перемены не пугали меня. Я не боялся нового, потому что мне никто не внушал, что это страшно. Большинство сложностей воспринимаются так, потому что люди сами устанавливают себе ограничения. И справиться с жизненными трудностями на самом деле намного проще, чем сломать внутренние барьеры в своем сознании.

Легкая жизнь ничему не учит

• Шагать в неизвестность страшно. Мы воспринимаем перемены как что-то трудное и устрашающее лишь потому, что находимся во власти этого стереотипа. Но именно в неизвестности есть шанс на позитивный результат.

• Страх перемен связан со страхом неудачи. Не бойтесь потерпеть поражение, воспитывайте в себе позитивный взгляд на мир. Трудные ситуации дают нам много нового и полезного опыта, который способствует развитию личности.

• Смелость – это навык, который можно и нужно тренировать.