Заметки путешественника

Tekst
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Далее наша поездка под неожиданный снегопад направлялась в Ново-Иерусалимский мужской монастырь. Здешнее место частично принадлежит музею и поэтому соединяет в себе монастырскую и культурную сторону. Многое находится на реставрации, но главный собор Воскресения Христова открыт для паломников и прихожан. Схожий по плану с храмом Гроба Господня в Иерусалиме он так же позволяет встретиться с Христом и связанными с Ним евангельскими событиями. Особенное впечатление оставляет кувуклия (часовня) с отваленным камнем и спиралевидная ротонда. Лишь лепнина барокко с головками херувимов, картушами и т.п. вносит лишнее движение и смятение в душу. В соборе богослужение с густыми басами дьякона и хора. Все это напоминало мне минувшие царские времена, полные торжественности и величия.

Минуя Волоколамск, автобус продвигался дальше по сельским местностям, где снегопад не посмел упасть на гнезда аистов. Легкими оттенками красок цвели стволы деревьев- рыжа ива, малиновый дерен, фиолетовая дымка берез. А где праздничным фейерверком вспыхнула желтая верба. Вот мы и у монумента солдатам в Дубосеково. В здешних местах произошло сражение с мужественным подвигом 28 героев панфиловцев. Строгие, собранные, сосредоточенные на предстоящей битве стоят солдаты каменной стеной в широком поле. А позади Москва, отступать нельзя!

Мы в селе Ярополец у руин Казанской церкви в усадьбе Чернышевых, уникальной тем, что состоит из двух симметричных объемов-близнецов, из двух церквей. В ветхой крыше, раздробленной временем на каменные кусочки, сделали себе гнезда галки. Где-то строители заколачивают балки для постройки лесов. Обходя по кругу церковь, увидали клин летящих гусей. Огромный клин, набравший в себя многие поколения…Понаблюдали за скатом воды в ГЭС, ныне не действующей. Искусственный водопад на реке Ламе не затронул сердце. Интересно, погибает ли рыба, проходя данные сооружения?…Маленькая желтая овсянка радовала своей песенкой, схожей со стрекотом кузнечиков- «динь-динь-динь-зиии-и».Теплое солнце грело воздух.

Последним значимым местом нашей поездки стал Иосифо-Волоцкий мужской монастырь. Залитый вечерним ласковым светом, он подарил душе мир и утешение. Стены монастыря, «паче снега убеленные», ослепляли взгляд, золотились купола на небесном просторе. Пение птиц наполняло тишину. Большие пруды отражали в зеркальной глади монастырь. Голубое небо, вода, белые облака и стены смешивались в единое целое. Картину окаймляли заросли стройного камыша. В небе парили аисты, вместе с ними парила и душа. Недалеко повстречался коровник-котовник. Все здесь было родным. Городская душа забывает эту радость простой и естественной жизни, от этого и страдает в каменном склепе квартиры. Среди каменной крошки по дороге нашелся белемнит.

А потом всенощное бдение в монастыре, где в славословиях звучала благодарность Господу за встречи с красотой на природе и с красотой человеческого духа.

Муром

Ранним утром, когда с синевы неба еще не исчезли ночные светила, бодрые водители собирали по закоулкам Москвы и ее окрестностям сонных Спасовцев. На заправочной станции, соединившись пятью экипажами, мы, по узким бугристым дорогам, пробкам и закусочным остановкам «долетели» до града Мурома.

Проезжая по тихим улочкам регулярной планировки, с каменными купеческими зданиями и деревянными, украшенными резьбой, крестьянскими домиками, подъехали к древнейшему (на основе исторических источников не только в Муроме, но и России) Спасо-Преображенскому мужскому монастырю, празднующему в этих числах престольный праздник. Белизна стен светилась ярче кучевых облаков. На небольшом пруду, с мозаичной иконой Крещения Господня, цвели нежной чистотой лилии, похожие на звезды, сияющие в Рождественскую ночь, как в рождение новой чистой жизни во Христе. В монастыре находятся такие святыни, как мощи пр. Ильи Муромца, икона Божьей Матери «Скоропослушница», а на территории расположены часовня-костница, купель, часовня в память погибшим в Чечне и Афганистане, звонница с плоскими колоколами. Звоны металлических бил и петушиное пение – призыв и память о верности Богу. В монастырском зоопарке содержались не только разноперые петухи, но и любопытные гуси, утки-мандаринки, цесарки, индюки, сонное пони и задумчивая овечка. Посетив вечернюю службу, мы поехали к главной святыни Мурома- к мощам Петра и Февронии, находящимся в Свято-Троицком женском монастыре. У стен монастыря на площади памятник благоверному князю и княгини, две статные фигуры, слившиеся воедино, с могучим богатырским духом. Главный храм монастыря, выполненном в стиле русского узорочья, окружают цветочные сады. Цветок – плод любви, радующий сердце красотой и благоуханием. Поблизости деревянный храм пр. Сергия Радонежского, его архитектура погружает в те давние времена, когда происходили события из жития преподобных Петра и Февронии. По правую сторону женского монастыря Благовещенский мужской монастырь. Малые черные луковки с золотыми звездами украшают собор. Луковки церквей Мурома на тоненьких барабанах, схожи со свечами, поставленными вокруг лампады на подсвечнике. Здесь мы приложились к святым мощам пр. князя Константина и его сыновей, Михаила и Федора, к Иверской иконе Божьей Матери, частице мощей Ильи Муромца. В соборе сохранился шестиярусный иконостас в стиле барокко.

Уставшие, но успокоенные, мы отправились на поиск гостиницы на улице Войкова. Гостиница оказалась за чертой города Мурома и в совершенно необыкновенном виде. Незаметный поворот, разбитая дорога, пустыри, разрушенные кирпичные здания выразительно декорировали представший перед нами трехэтажный гостеприимный дом, в котором первые два этажа были без признаков человеческой жизни. Табличка о сауне и бассейне на стене здания была заключительным аккордом нашего изумления. Под хруст мышиной возни мы уснули крепким муромским сном. Лишь солнце стало освещать разбитые окна соседних остатков здания, наша Спасовская компания паломников отправилась на утреннюю службу в Троицкий монастырь. Завершением поездки стала экскурсия по трем чтимым монастырям Мурома и посещение храма святителя Николая Чудотворца, в котором находилась часть мощей Иулиании Лазоревской. Янтарного цвета храм, будто корабль, причалил к берегам Мурома с реки Оки.