Tasuta

Эволюция жизни и формы

Tekst
1
Arvustused
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Итак, эта идея поможет нам усвоить себе первое понятие об эволюции.

Посмотрим теперь, как Ишвара придает всему, что находится на нисходящей дуге, о которой мы говорили, различные свойства. Свойства эти зависят и от той материи, которая отвечает им. Что же касается понятия о том, что разница в вибрациях влечет за собой и различие в проявлениях, то я сошлюсь на авторитет сэра Уильяма Крукса.

Два-три года назад, кажется в 1896 г., этот ученый издал таблицу вибраций, имеющих отношение к физическому миру. В этой любопытной таблице классифицированы известные науке вибрации и показано, что то, что мы называем звуком, светом, электричеством и т. д., представляет лишь вибрации разной быстроты. Степень же тонкости материи, в которой возникают эти вибрации, вызывает известное впечатление, на которое отвечает ощущение в нас самих. Этот самый принцип я и прилагаю теперь к изучению нашей системы в целом. Скорость тех колебаний, которые может выразить материя, зависит от плотности этой материи. Ишвара посылает вибрации, и в манасической, например, материи появляются вибрации или волны совершенно одинаковой частоты или длины с теми, какие посылает им жизненный импульс, до тех пор, пока материя способна отвечать на них. Пределом будет тонкость колебаний с одной стороны и плотность материи – с другой. Пределом тонкости колебаний и будет основной атом этого плана. Пределом плотности будет самое грубое соединение этих атомов в наиболее твердом из тел этого плана. Если мы теперь будем рассматривать только план физический, мы получим разные состояния: твердое, жидкое, газообразное, эфирное, более тонкое, тончайшее эфирное и, наконец, атомное. Низшие пять соответствуют пяти чувствам человека, насколько эти последние развились в настоящее время на плане физическом. Эти пять состояний относятся к органам чувств и тем чувствам, которые действуют через них, на что намекают сами названия танматр. Состояние твердое имеет отношение к чувству обоняния, жидкое – к вкусу, огонь – к зрению, воздух – к осязанию, акаша – к слуху. Они следуют не в том порядке, какой принят в западной науке, но мне не хватит времени входить в рассмотрение причин этого, и я не могу показать вам, в чем заключается погрешность внешних научных наблюдений, которые не могут идти далее предела своих чувств и исследовать более тонкие проявления. Наш ученый ставит вайю и акашу в один класс, а его воздух – это наш агни. Эти последние чувства и их эволюция относятся к восходящей дуге. На пути нисхождения Ишвара придает материи одно только свойство, а именно отзываться на те особые вибрации, которые на физическом плане соответствуют упомянутому мной делению материи на состояния: твердые, жидкие, газообразные и прочие соответственно нашим чувствам и их органам.

На пути нисхождения, начиная на плане ментальном с разума, оставляя в стороне два высших плана существования и любви, Ишвара посылает вибрации, чтобы заставить материю ментального плана отвечать на них. Эти вибрации, которыми материя отвечает на посылаемый ей ряд вибраций, именуются ментальными, или умственными. Вы спросите почему? По той же причине, почему в таблице Крукса даны определенные имена разным классам вибраций, которые дают звук, свет и прочее. Названия эти выражают предел вибрационной силы. В известных пределах вибрации действуют на эфир и дают тот свет, который воспринимается нашим глазом. Точно таким же образом вибрации, заключающиеся между известными пределами вибрационной скорости, действуют на материю третьего плана, и если их получит орган, способный сосредоточить их в одном фокусе, вызывая этим путем самосознание, мы зовем этот орган умом, а то, что действует через него, – разумом. Название это так же произвольно, как и всякое другое, и мы причисляем эти вибрации к ментальным совершенно так же, как известный ряд эфирных вибраций относим к свету. Эти последние получаются органом, именуемым глазом, который обладает свойством концентрировать их в одном фокусе. Действие их через глаз именуется зрением.

Чтобы выразить нашу мысль; мы нуждаемся в названиях для определения различных классов явлений, и словом «ментальный», или «умственный», мы обозначаем ряд вибраций, действующих в известного рода материи, из которой на более высокой ступени эволюции создается орган, именуемый умом.

Подобно этому и вибрации, которые Ишвара посылает в более грубую форму материи, именуемую апас, или астральная, мы называем чувствами. Ишвара придает им свойства отзывчивости на удовольствие или боль. В то время как Он делает этот шаг по пути восхождения, Он вызывает на каждом плане к новой жизни тех дэв, которые проявляют отличительные свойства своего плана. Так дэвы ментального плана отличаются главным образом развитым интеллектом. Дэвы следующего, низшего плана – развитыми чувствами или способностью к ощущениям. Дэвы же самого низшего плана проявляют главным образом способность к деятельности. Каждый класс дэв проявляет таким образом качество своего плана, а так как дэвы привлекают в свои тела материю того плана, на котором они живут, они и помогают эволюции этого плана. Они вбирают в себя материю плана, пользуются ею и этим развивают ее и затем снова выбрасывают в общее вместилище, совершенно так же, как человек вбирает в себя физическую материю, затрачивает ее в своем теле и снова выбрасывает ее в физический мир.

По мере того, как процесс этот совершается в веках, материя, которую мы называем ментальной, проходит через тела этих дэв и через это приобретает привычку быстро отзываться на вибрации разума. Она, таким образом, готова для построения из нее ментального тела человека. Из материи астрального плана создаются тела дэв этого плана, и материя приобретает привычку все более и более определенно отвечать на ощущения удовольствия и боли при толчках извне, пока она не станет годной к построению из нее астральных тел. Это нисхождение вызывает к деятельности на каждом плане соответствующих этим планам дэв, создавая промежуточные звенья, которые будут участвовать в созидании форм. Сущность созидания формы дэвой состоит в том, что он строит эту форму из той же материи, из какой состоит его собственное тело. В то время как Ишвара создает различные свойства материи при нисхождении в нее Его жизни, на восходящей дуге материя собирается в определенные формы, образуя тела растений, животных и человека. Таким образом, создаются проводники, через которые высшее сознание может общаться с низшим и получать от него вибрации.

Бросив беглый взгляд на это нисхождение, начнем взбираться вверх по пути восхождения. Мы видим, что теперь материя обладает известными свойствами. Каждый физический атом имеет несколько оболочек, которые проникают друг в друга и окружают его: оболочку астральной материи, обладающую способностью отвечать на различные ощущения; оболочку ментальной материи, отвечающую на вибрации разума, и две оболочки, если их можно так назвать, двух высших областей любви и существования, которым долго еще суждено оставаться бездеятельными. Все они теперь налицо. Ишвара приступает к великой стадии животной деятельности, о которой я говорила, к построению центров. Первой работой Его будет создание физических форм из этого готового материала, и все дэвы физического плана наготове, чтобы помогать Ему. Они работают, повинуясь импульсу, идущему от Него, и под руководством Владыки дэв физического плана. Тут требуется помощь всех этих промежуточных помощников, ибо формам нет числа и предстоит их все построить.

Создание физических тел начинается с образования минералов. Образуя минеральное тело, какой-нибудь кристалл элемента или соли, дэв строит определенную форму. Он берет материал своего собственного тела и однородный с ним материал плана физического и начинает вырабатывать кристаллические формы. Он строит их по направлениям, намеченным жизненной энергией, которую посылает Сам Ишвара. Это те линии, которые в науке именуются «осями кристалла» и считаются воображаемыми линиями. Да, они действительно воображаемы, но они исходят из животворного воображения Ишвары, гораздо более могущественного, чем та низшая материя, которую он укладывает в формы. Эта низшая материя повинуется животворному воображению Господа, а мысленные линии эти придают форму тому кристаллу, который строится дэвой. Тиндаль не верил, что в этой работе участвуют дэвы, однако в одной из своих популярных лекций о кристаллах, прочитанной в Манчестере, он говорит, что, когда он рисует в своем воображении форму, ему представляется работа крошечных архитекторов. Они ставят каждый атом на свое место с такой точностью, как если бы это делал умный и знающий архитектор. Тиндаль высказал гораздо более, чем думал сказать. Воображение рисовало ему истину, которой он не предполагал. Таково свойство гения, который стремится, как это было с Тиндалем, к истине и готов скорее разорвать все цепи догмы, чем изменить тому, что ему представляется истиной. Он бессознательно чует ее, и слова его приобретают помимо его воли глубокое значение. Тиндаль правильно поступал, когда советовал давать полет тому, что он называет «научным воображением», так как эта способность приносит огромную пользу. Никогда не складывайте крыльев вашей фантазии, когда вы занимаетесь научной работой. Воображение дает вам возможность прозревать истину, и без него вы не достигнете ее.

Итак, дэв работает и строит кристаллы, которые обладают разными замечательными свойствами. Профессор Джепп говорит, что некоторые кристаллы известным образом поляризуют световой луч. Он утверждает, что некоторые кристаллы обладают руководящей силой, подобной уму человеческому. Сила эта действительно похожа на ум, так как родственна ему, и разум является ее потомком, в котором развилась эта сила.

Мы не будем останавливаться на всех стадиях устроения минерального царства, в продолжение которого материя становится все более способной изменять свою форму, не утрачивая свойства сцепления. Это и называется пластичностью, способностью изменять форму без распадения тела на составные части. Материя приобретает и то, что в науке именуется эластичностью. Что это такое? Это не только способность растягиваться наподобие куска гуттаперчи. То, что обыкновенно называют растяжимым телом, не есть еще эластичность в научном смысле этого слова. Так, например, стекло, как это ни странно на первый взгляд, гораздо более эластично, чем гуттаперча. А между тем стекло не удлиняется, а ломается. Эластичность правильнее определить как свойство принять после искривления прежнюю форму, и материя постепенно приобретает это свойство. По мере того, как жизнь развивается, равновесие составных частей формы делается все менее устойчивым, в то время как свойство общего сцепления усиливается. Мы видим, что в высших формах, каково, например, тело человека, способность удерживать равновесие стала гораздо сильнее, чем в других формах, причем усилились и пластичность, и эластичность.

 

Поэтому человек может приспособиться и к холоду полярных стран, и к зною тропической и экваториальной областей без вреда для своего тела. Этого не может сделать низшее животное. Это значит, что человек обладает в гораздо большей степени, чем другие формы, способностью приспособлять свое физическое тело к окружающим его условиям.

Вернемся к минеральному царству и перейдем к следующей стадии. Теперь Ишвара может расширить и изменить свой материал несколько больше, чем вначале, не разбивая его. Он начинает вырабатывать растительное царство. Здесь тоже Он определяет оси, по которым будет происходить рост, такие же «воображаемые» и в то же время такие же реальные по их руководящей силе, как и в кристаллах. Здесь их труднее проследить, но тем не менее они есть. Весь растительный мир построен по этим осям, и естественные классификации растений главным образом руководятся численным отношением их частей. Таким образом, закон чисел применим и к построению форм.

По мере того, как материя становится более пластичной и легче поддается действию заключенной в ней жизни, в высших особях этого царства начинают проявляться проблески ощущений. Причина этого кроется в оживлении оболочки, которая следует за физической и состоит из того, что мы называем астральной материей и что по ведантийской терминологии считается частью маномайи коши. Мы замечаем в ней все усиливающуюся чувствительность, более сильную способность ощущать. Способность эта весьма слаба в царстве растительном, но все же встречается и у растений. Более сильно она проявляется у того растения, которое давно живет отдельной жизнью и вследствие этого могло приобрести опыт.

Возьмем, например, столетнее дерево и проследим те стадии, на которых можно заметить у него проблески ощущений и даже, я едва осмеливаюсь выговорить это, проблески ментального свойства. Эта жизнь в дереве отвечает на вибрации извне, на холод, тепло, ветер, дождь, солнечный свет и бурю, а так как физическая оболочка создана работой дэв, которые и развили ее, эфирная материя этой оболочки постоянно приводится в колебание от изменения температуры, света и электрических условий. Вибрации эфира, входящего в состав физического тела, передаются дальше подплану атомному, а так как спирали этих атомов физического плана состоят из грубейшей материи плана апаса, или астральной, то в этой наиболее грубой материи астрального плана получается легкое дрожание, что и вызывает слабый трепет жизни дерева. Скрытая в дереве жизнь отвечает на это движение, испытывая всей своей массой ощущение удовольствия или боли.

Разве вы не ощущали, гуляя по лесу, что вся природа наслаждается солнечным светом? И это чувство наслаждения становится особенно заметным, когда в тропических странах знойное время года приближается к концу и первый дождь падает на жаждущую землю, а в почти уже увядших растениях чувствуется радостный, сознательный трепет вновь пробуждающейся жизни. Кусты и деревья радуются, когда падающий дождь несет им весть о новой жизни и новой надежде. В такие минуты мы признаем, что растения чувствуют, хотя ощущения их рассеяны и носят характер так называемых массовых ощущений.

Простите, если я отвлекусь и укажу на то, что факт этот составляет одну из причин, почему у нас есть обязательства по отношению к растительному миру и мы не должны беспричинно причинять растениям хотя бы смутного ощущения страдания. Мы живем слишком легкомысленно в этом мире, где все живет, где нет ни одного атома, который был бы мертв. И это особенно грустно видеть здесь, в стране, где некогда так сильно уважалась жизнь. Увы! Это начинает исчезать. Вы забываете, что всякая жизнь – это Ишвара, что сила отзывчивости форм зависит лишь от степени Его низшего Саморазвития. Прежде человек принимал пищу с благодарным сознанием, что она жертвует собой, чтобы строить его жизнь, и, если пища эта и не обладала высшей способностью ощущения, какую мы встречаем у животных, а только слабыми проблесками чувств растений, человек все же относился к ней с уважением, как к жертве, приносимой для него, принимал ее с любовью и благодарностью, и низшая жизнь отдавала себя для строения тела человека. В наши дни утерялось среди индусов это чувство кроткого милосердия, и они относятся с пренебрежением не только к отдающему себя в жертву растительному царству, но и к гораздо сильнее чувствующим формам, развитым Ишварой в Своем мире в царстве животных. Мы видим индусов, гордящихся тем, что они потомки древней расы, и мысленно считающих себя выше людей Запада, и все же забывающих о жизни Единого во всем чувствующем творении. Они питают свои тела телами своих низших братьев, не сознавая, по-видимому, что эти последние приносят себя в жертву, и не испытывая чувства благодарности к той жизни, которая отдает себя для них.