Tasuta

Манифест юного бизнесмена

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

– Ну вы конечно и даёте. А как вы вообще собираетесь торговать?

– Для начала найдем подходящее место, затем выставим товар и будем смотреть.

– Да уж…

Старик присел на стульчик и стал крутить свои усы.

– Я помню как однажды, ко мне пришли два мелких мальчика и попросили продать им три свежих батона. Но денег у них не было, поэтому я предложил им отработать стоимость покупки. Они замешкались, а потом хором ответили – «да».

– Это были мы, – улыбнулся Михаэль.

– Тогда я боялся давать вам тяжёлую работу, ведь вы были ещё совсем юными, но сейчас… Сейчас передо мною стоят два взрослых самостоятельных паренька, которые решили заняться самой специфичной работой в мире. А ведь раньше у вас были другие мечты. Ты Михаэль, сказал мне что хочешь стать певцом, а ты Диего, говорил что станешь спортсменом. С тех пор прошло несколько лет, вы выросли и сильно изменилась. И как я вижу не только внешне, но и внутри тоже.

Мальчики переглянулись между собой.

– Это были наши детские мечты, мы ещё не знали что такое настоящая жизнь, – отрезал Михаэль. – В конце концов, у меня нет голоса, чтобы петь, да и гарантий никаких нет, что я стал бы успешным певцом.

– Мне кажется, ты слишком категоричен, – ответил пекарь. – Жизнь и вправду штука сложная, но представь, как было бы здорово петь, охватывая взглядом огромную аудиторию. Вы помогали мне несколько дней подряд и однажды, ты вылез на мешки с мукой и стал имитировать будто выступаешь с каким-то концертом. А Диего стоял рядом и аплодировал тебе. Мальчишки рассмеялись. Это были тёплые воспоминания из их детства. Старик тоже улыбался, он медленно покусывал яблоко и совсем не спешил возвращаться к работе.

– А кое-кто, хвастался мне что станет главным спортсменом страны и поедет на олимпийские игры.

– Это был я! – заметил Диего.

– Да… Я помню, как ты бегал по всему складу и перепрыгивал через банки с повидлом. Все это не прекращалось, пока ты не сломал палец, ударившись о кастрюлю.

Все трое снова ярко заулыбались. Ребята и сами не помнили о себе столько, сколько помнил этот добродушный пекарь.

– Да, в детстве у нас были разные мечты, – сказал Михаэль. – Но там они и остались, во взрослой жизни мы больше не можем позволить себе мечтать.

– Это почему же? – удивился старик. – Мечтать невредно, но вредно не мечтать. Вы ещё успеете побыть взрослыми, нельзя отказывать себе в удовольствии насладиться жизнью. А ведь самое большое наслаждение – это делать то, что тебе нравиться.

Друзья снова перекинулись между собой взглядами.

– Ребята, а вы раньше торговлей занимались?

– Нет, но мы походу дела поймём что к чему.

– Что ж… Мне нравится ваш позитивный настрой, – произнес пекарь. Он продолжал наматывать свои роскошные усы на палец и смотрел в никуда.

– Ваша смелость достойна уважения. Я давно не встречал столь юных энтузиастов, стремящихся заняться чем то новым. В конце концов так и должно быть. Молодому поколению необходимо сменить старые рожи. Вы все делаете правильно, это лучше, чем тратить молодые годы попусту.

Глаза мальчишек зажглись огнем. Они одобрительно закивали головами и уставились на старика.

– Ну раз уж вы ещё никогда не торговали, я позволю себе дать вам несколько советов. Так как для вас это дело новое, надо быть готовым к тому, что все вокруг хотят вас обмануть. Верить нельзя ни одному незнакомцу. Торговля вещь не простая. Угадать что именно нужно людям сложно, а угодить им ещё сложнее. Чем больше попыток, тем больше шансов преуспеть. Поэтому, слишком рано сдаваться не стоит. Ищите, пробуйте и не бойтесь признавать собственные ошибки. И помните, самое главное правило бизнеса – чем больше риск, тем больше прибыль.

После такой речи у старого пекаря улыбка стала ещё шире. Не меньше радости было и на лице у ребят.

– Мы обязательно будем расширять ассортимент, добавим ещё каких-нибудь фруктов! – выпалил Михаэль.

– Послушай, дитя, – перебил его старик, – дело отнюдь не в товаре, а в самом продавце. Клиенты никогда не знают что им нужно. Твоя задача держать нос по ветру, а там уже и прибыль подтянется. Вы двое ещё слишком молоды, чтобы конкурировать с более опытными торговцами. Но у вас есть неоспоримое преимущество перед ними. Вы очень энергичны, а это самое главное. Когда ты продаешь человеку товар, ты должен в придачу отдать ему свою энергию. Продукция везде одна й та самая, но далеко не каждый продавец может зарядить клиента жизненной силой. В этом и есть секрет продаж.

– Мы запомним, обязательно запомним! – ответили друзья.

На самом деле они с трудом понимали суть последнего совета, но были ужасно воодушевленные от прочих напутствий.

– Нам пора идти, рынок открывается в девять часов.

– Я знаю, – усмехнулся пекарь. Можете ступать, у меня нет права задерживать вас. Только возьмите с собой эти батоны, съедите их когда, проголодаетесь.

– Но у нас с собой нет денег, – сказал Диего.

– Ничего, отдадите с первой прибыли.

Ребята попрощались с добродушным мужчиной и вышли на улицу. Они направились в сторону рынка, прикидывая какой маршрут окажется наиболее коротким. По дороге на них все чаще смотрели прохожие, так как спелые красные яблоки очень сильно привлекали внимание.

– Знаешь Михаэль, а ведь этот старик самый добрый человек из всех кого я встречал. Вдобавок к этому, он очень умён и делает замечательные булочки.

– Ты прав Диего. Однажды, я услышал как мама говорила отчиму, что пекарь уже давно живет один. Его жена умерла много лет назад от какой-то болезни и теперь он весь день сидит в своей пекарни, хоть в этом нет никакой надобности. Люди потерявшие близкого человека теряют смысл жизни.

Друзья пожали плечами. Они любили этого старика и им искренне было жаль, что теперь, доброму булочнику приходится доживать свои годы в одиночестве.

– Что поделать, таковая жизнь, – сказал Диего.

Друзья вышли на главную улицу города, где царил хаос неконтролируемого потока прохожих и гудел шум от пробки автомобилей. Люди бежали из стороны в сторону, невзирая на тех, кого они случайно задевали своим плечом. Автобусы были переполнены, так как каждый горожанин спешил на работу. Магазины только начинали открываться и продавцы выставляли свой товар на витрину. Кто-то умудрялся в этой суматохе выходить на прогулку с собакой и несчастное животное боязливо лаяло на пробегающих мимо нее прохожих, не понимая, почему все эти существа спешат словно их укусила пчела. В гуще такого движения, ребятам надо было хорошенько смотреть, чтобы кто-то не стащил у них пару яблок. Ведь желающих перекусить свежими фруктами было не мало, а поймать воришку в таком хаосе выйдет себе дороже.

– Михаэль, идём в эту арку!

Мальчишки забежали в небольшой проулок, чтобы спрятаться от толпы.

– Господи, я раньше никогда не был в центре города в это время. Неужели здесь каждое утро твориться такая суматоха? – спросил Диего.

– Не знаю, я всегда предпочитаю спать до обеда, но теперь нам надо пробраться к рынку по этому узкому проходу, – сказал Михаэль.

Они пошли по незнакомой им улице, боясь попасть в тупик. Но к счастью, тупика не оказалось и друзья были в нескольких шагах от рынка. Торговая площадь была окружена кирпичной стеной. Ограждение было невысоким и под ним часто сидели бездомные.

Внезапно, ребята заметили как одного несчастного старика, просившего милостыню, прогоняет полицейский. Бедный и немытый мужчина умолял оставить его в покое. Он говорил что не мешает прохожим, а всего лишь надеется на их добродушие. Но защитник закона был настроен серьезно.

– Либо ты сейчас же уходишь, либо я запру тебя в участке, – сказал офицер.

– Помилуй начальник, куда же я уйду? Мне тяжело ходить, далеко я все равно не уползу.

– Мне то какое дело? – ответил полицейский. – Таких, как вы, много, а я тут один. Вставай и убирайся!

Мальчишки несколько минут наблюдали за этой ситуацией и чувствовали какое-то неловкое ощущение.

– Одну секунду, сер! – тут в разговор внезапно вмешался Михаэль. – Вы же видите что этот старик и вправду еле-еле передвигается. Он же все равно не уйдет дальше центра, а вести его в участок это лишняя морока.

– А ты кто такой? – спросил офицер.

– Меня зовут Михаэль, я живу в западной части города.

– Мне все равно где ты живёшь, я возмущен твоей наглостью, думаешь что можешь указывать?

– Ни в коем случае, я с уважением отношусь к тем, кто защищает порядок.

– Так почему же я должен согласиться с тобой и оставить этого бездомного здесь?

– Он от вас никуда не убежит, вы можете найти его в любое время, – ответил мальчик. – Но на другой стороне рынка, я часто вижу несколько молодых женщин, которые выманивают у прохожих деньги.

После этих слов у полицейского покраснело лицо. Он поправил свой пояс и сказал:

– Я знаю об этих дамах, я ими обязательно займусь, но потом.

– Вот, держите! – Михаэль протянул офицеру несколько яблок.

– Это что, взятка?

– Да нет, это же яблоки, – усмехнулся юноша.

Полицейский побагровел от слов мальчика, но фрукты он забрал. После этого блюститель закона ушел в другом направлении, грозна оборачиваясь по сторонам.

– Большое тебе спасибо, – сказал бездомный. – Я буду за тебя молиться.

– Мне очень приятно, жаль только что я атеист, – усмехнулся Михаэль. – Вот держите, денег у нас нет, но яблоки вам точно не помешают.

– Я крайне благодарен, дитя, пусть Бог тебе поможет.

Ребята переглянулись и улыбчиво попрощались с бедным мужчиной. Они направились в сторону рынка, не обронив ни слова о только что произошедшем инциденте. На самом деле, Диего хотел расспросить друга, зачем тот заступился за бездомного, но ответ вроде как, был уже известен.

– Пойдем, а то рынок давно открылся, – заметил Михаэль.

Друзья вышли к торговой площади и стали смотреть по сторонам. Вдоль рынка, уже и в правду стоял неимоверный гул. Каждый продавец зазывал криками к своему товару и старался привлечь как можно больше внимания. Возле прилавков постоянно поднимались клубы пыли, а между рядами толпились горожане, наступая друг другу на ноги. Шум стоял неимоверный. Люди и торговцы перекрикивались между собой информацией, женщины носились с огромными сумками, а мужчины слонялись по рынку с бутылкой пива в руке. Где-то бегали дети, крича своим пискливым голосом и путались у взрослых под ногами. Продавцы постоянно считали мелочь, стараясь не уронить ни одной монеты. Если хорошо присмотреться, то можно было заметить воришек, которые время от времени шныряли возле ящиков с фруктами и незаметно выхватывали по одному плоду. Владельцы лавок знали об этом, поэтому, расхаживали от одного края стола к другому, дабы уследить за всем товаром.

 

Торговая площадь была поделена на множество длинных рядов. Каждая секция наполнена определенным ассортиментом. Продукты рядом с выпивкой, одежда стояла возле обуви, а ковры и шторы, находились рядом с прочими принадлежностями для дома. Казалось что такое построение должно устранить проблему бессмысленного блуждания между прилавками, однако, покупатели не отказывали себе в удовольствии слоняться рядом с товаром, чтобы лишний раз на него поглазеть. Потеряться здесь было нетрудно. Страшно представить, какой ужас мог охватить ребенка, который нечаянно отошёл от мамы, не говоря уже о панике родителей. И всё-таки, рынок – это очень интересное место. Не зря он считался самой главной особенностью города в средние века. Да и в наше время, торговые площади есть везде, где живут люди.

– Господи… Мы только пришли, а мне уже страшно, – улыбнулся Диего.

– Мне тоже, – засмеялся Михаэль. – Надо держаться вместе, нельзя отходить друг от друга.

– И куда мы теперь пойдем?

– Станем где-то рядом с фруктами.

Друзья увидели небольшое свободное место, возле торговца бананами. Напротив него была голая стена, под которой валялись пустые ящики и пару пакетов с мусором.

– В принципе точка хорошая, можно попробовать, – сказал Михаэль..

Ребята подошли к стене, убрали весь мусор и разложили свой товар. На них тут же обратили внимание все прочие продавцы фруктов. Торговец бананами уставился на мальчишек бесцеремонным взглядом и медленно перебирал в руках мелочь.

– Чего это они на нас уставились? – спросил Диего.

– Не знаю… Мы ведь здесь лица новые.

Возле юных бизнесменов лениво проходили мужчины и женщины, изредка заглядывая на их товар. Зазывать так, как зазывали другие продавцы, мальчишки стеснялись. Да и голос у них было явно не тот что надо.

Внезапно, к ним подошёл владелец соседней лавки, который торговал хурмой.

– Чего это вы тут сидите?

– Мы яблоки продаем!

Михаэль вскочил на ноги и стал прямо перед незнакомцем. Они смотрели друг другу в глаза, хотя мальчику было тяжело выдержать взгляд взрослого.

– А кто вам разрешал тут стоять?

– А в чем проблема? Разве мы кому-то мешаем?

– Вы издеваетесь что ли? За место надо платить!

– Кому? Вам?

Михаэль не хотел дерзить, у него это выходило само собой.

– Нет, не мне. Вам здесь никто не разрешал размещаться, здесь нельзя торговать. Убирайтесь отсюда! Живо!

– Но куда мы уйдем? Фруктами торгуют только в этом ряду.

– Вот именно! Все кто торгуют здесь фруктами, заранее согласовали свои места, а вы пришли сюда без спроса. Убирайтесь! Вы здесь будете мешать.

Мальчишки были ошарашены. Они не знали что можно сказать в ответ, а чего лучше не говорить. С одной стороны, с ними обходятся несправедливо, но с другой, ребята ведь действительно никого не спрашивали и никого не предупреждали. Они не понимали, врёт ли мужчина или нет, насчет платы за это место, но в их сердцах появился какой-то страх. Оба подростка привыкли к крикам в свою сторону, однако столь дикая манера общения со стороны конкурента была для них как гром среди ясного неба. Друзья машинально схватили свои вёдра и удрали в край рынка.

– Да он мудак! – вскрикнул Диего.

– Надо искать новое место. Но соваться к стене рядом с фруктами нам больше не стоит, – промолвил Михаэль.

– И куда же мы пойдём?

– Я вижу свободное место возле человека, который торгует капустой. Попробуем стать там.