Tasuta

Алтайские герои. Май

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

28 мая 1944 г. Сержант из Маймы отомстил нацистам за сожженную белорусскую деревню

До войны Тимофей Егорович Газукин жил в Майме и работал в колхозе «Земледелец». На фронт он ушел в 1942 году, ему было тогда 28 лет. В августе попал на Северо-Западный фронт и буквально через две недели после поступления на службу был ранен. Лечился в госпитале, после излечения вернулся в действующую армию, стал заряжающим батареи 45-милиметровых противотанковых пушек в составе 287-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии.

В составе батареи находилось шесть пушек, она состояла из трех огневых взводов и шести расчетов. Каждый расчет насчитывал восемь человек – двух сержантов и шесть рядовых. Вот в составе одного из таких расчетов и сражался младший сержант Газукин.

В мае 1944 года 51-я дивизия сражалась в Белоруссии. Тогда войска уже усиленно готовились к операции «Багратион», которая началась 23 июня и завершилась в конце августа полным разгромом фашистских войск в Белоруссии (в нашем проекте мы не раз расскажем о земляках, которые отличились в ходе тех сражений). Подготовка операции велась в глубочайшей тайне от противника, что обеспечило внезапность и стремительность наступления.

Пока же линия фронта практически не менялась, войска вели позиционные бои. 287-й стрелковый полк в конце мая дислоцировался в Витебской области, в окрестностях деревень Хобня и Трипутни. В тех местах раскинулись огромные непролазные болота, преодоление которых очень затрудняло боевые действия.

Полк периодически пытался оттеснить немцев от местечка Бочканы, которое располагалось на западной окраине одного из болот и было важным плацдармом для наращивания группировки перед решающим броском на врага на данном направлении.

До войны здесь была маленькая деревенька, которая называлась Бочканы. К маю 1944 года деревни не было. Ее, как и десятки других белорусских деревень, уничтожили фашисты. «Немецко-фашистские мерзавцы, начиная с 20 декабря 1942 г. по апрель 1943 г. учинили кровавое злодеяние на территории Сиротинского района, – говорилось в акте, составленном партизанской бригадой под командованием Николая Александровича Сакмаркина. – Немецкие бандиты в населенных пунктах района полностью ограбили крестьян, почти все жилые постройки сожгли, много населения расстреляли и сожгли, остальных насильно увезли на каторгу в Германию».

Всего, как свидетельствует этот документ, в районе было уничтожено 57 сел и хуторов, 479 человек были казнены, 578 – отправлены на работы.

Печальная судьба была и у деревни Бочканы. До войны она насчитывала 17 дворов и 64 жителя. В январе 1943 года фашисты в одном из сараев сожгли 30 местных жителей, а несколько оставшихся после разрушения строений использовали в качестве оборонительных сооружений.

Вот в боях за эти места и отличился 28 мая 1944 года младший сержант Газукин из Маймы. В наградном листе сказано, что его расчет уничтожил один танк противника. За самоотверженность и умелое выполнение своих обязанностей его наградили медалью «За отвагу».

Добавим, что это была не первая его «отважная» медаль. Первую ему дали за то, что в марте того же года в ходе противостояния с 252-й пехотной дивизией вермахта он вместе со своим расчетом уничтожил около деревни Шуньки три огневые точки противника, которые преграждали путь нашей пехоте.

Многие советские воины, насмотревшись на последствия нацистских изуверств в оккупированной Белоруссии, были преисполнены праведным гневом и с удвоенной энергией сражались за свою Родину. Тимофей Егорович Газукин был одним из них.

29 мая 1944 г. Подготовил «сталинский удар» на Балканы

Михаил Елизарович Наймушин из села Бирюля прошел всю войну. В армии он служил с 1938 года, и весть о нацистской агрессии застала его в действующих частях. Участвовал в обороне Москвы, был командиром стрелкового отделения, поднимал своих солдат в атаку. Во время одной из атак был ранен. Потом было еще три ранения, причем два из них – в правую ногу. В мае 1944 года был командиром отделения 925-го отдельного саперного корпусного батальона в составе 66 стрелкового корпуса и участвовал в удержании стратегически важного для советских войск Кицканского плацдарма на западном берегу реки Днестр в Молдавии.

Этот плацдарм готовился для Ясско-Кишиневской наступательной операции, к началу которой здесь, на площади 150 кв. км, были сосредоточены пять стрелковых корпусов, механизированный корпус, 51 стрелковый полк и около 30 специальных частей. Этот мощный кулак нанес в августе 1944 года сокрушительный удар по врагу и позволил выйти в Румынию.

Линия фронта на плацдарме составляла около 18 км, и каждый метр этой линии было необходимо подготовить для обороны от противника, который, конечно же, пытался препятствовать сосредоточению советских войск, прекрасно понимая, чем ему это грозит.

Наиболее активно работы по сооружению линии обороны велись в мае. 66 стрелковый корпус оборонял участок протяженностью около 7 км от поселка Фынтына-Маскулуй до хутора у берега старого русла Днестра. К началу июня здесь были сооружены четыре линии сплошных траншей, соединенных специальными ходами; по всей линии обороны были установлены четыре ряда противотанковых мин, а на отдельных участках и противопехотные мины. Во второй и третьей линии траншей были сооружены 53 ДЗОТа, на оборудованных площадках установили более пятидесяти 45- и 76-миллимитровых пушек.

Создание такой мощной оборонительной линии проходило непросто, под постоянным обстрелом противника. Но наши солдаты и офицеры проявляли упорство и героизм, что позволило выполнить планы командования. Одним из таких героев был и сержант Наймушин, отряд которого был задействован на сооружении первой линии обороны. Наши бойцы закладывали минные поля, возводили заграждения, в том числе из так называемых «спиралей Бруно».

23 мая при минировании перед передним краем обороны под сильным ружейно-пулеметным огнем противника Наймушин поднес к минному полю на расстояние 300-350 метров 65 противотанковых мин. В ночь на 28 мая при установке «спирали Бруно» он поднес к месту установки, расположенному в 500 метрах от базы снабжения, семь спиралей и установил их. Установка проводилась под сильным ружейно-автоматным и минометным огнем противника. На следующий день сержант Наймушин в составе своего отделения установил проволочный забор, в том числе лично под сильным огнем противника установил 65 кольев для забора.

Упорство Михаила Елизаровича и других саперов принесло свои результаты – враг не мог преодолеть линию обороны и «скинуть» наши войска с Кицканского плацдарма. В боях за удержание плацдарма погибли не менее 3,2 тыс. наших солдат и командиров.

20 августа наши войска перешли в крупномасштабное наступление, в результате которого за десять дней Молдавия была полностью освобождена от захватчиков, Румыния выведена из войны, открыт путь на Балканы. Историки называют Ясско-Кишиневскую операцию одной из самых удачных советских операций во время Великой Отечественной войны, ее включают в число «десяти сталинских ударов». Успеху операции во многом способствовала ее тщательная подготовка.

Сержант Наймушин Михаил Елизарович за проявленный в конце мая героизм при создании первой линии обороны был награжден Орденом Отечественной войны II степени.

После боев в Молдавии он участвовал в освобождении Румынии, а победу встретил в Болгарии. Вернулся домой, в Бирюлю, в середине 80-х в честь 40-летия Победы был награжден Орденом Отечественной войны I степени.

30 мая 1945 г. Обеспечил выпуск фронтовой газеты

Любой командир скажет, что от морального духа бойцов на фронте зависит многое. Можно быть вооруженным до зубов, но не верить в успех, не верить в праведность своей борьбы и проиграть тем, кто оснащен слабее, но убежден в своей правоте, полон праведного гнева. Множество примеров этого есть в хронике Великой Отечественной.

Командование уделяло большое внимание политической и пропагандистской работе с личным составом. Во всех более-менее крупных подразделениях были свои газеты, корреспонденты постоянно искали примеры героизма и храбрости, рассказывали о них на страницах печати. Вся страна благодаря этому узнавала о мужестве наших солдат и офицеров, гордилась ими, ставила их в пример.

Работать газетчикам и редакциям часто приходилось в крайне непростых условиях, под обстрелом врага, близко к передовой. Об этом свидетельствует пример красноармейца Ильи Михайловича Бочарова, который всю войну был водителем и печатником в газете «Сталинец» 26-й стрелковой дивизии, прошел путь от Старой Руссы до Прибалтики и Польши.

За период боевых действий его награждали дважды – медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу», а через несколько недель после Победы, 30 мая 1945 года, он был награжден Орденом Красной звезды.

Илья Михайлович родился в 1918 году, жил в Ойрот-Туре, откуда в 1939-м был призван на срочную службу. На фронте – с сентября 1941 года. Как говорится в наградных документах, красноармеец был отважным и умелым водителем. Редакционная машина неоднократно попадала под обстрел и даже под бомбежки вражеской авиации, но шофер Бочаров так искусно маневрировал, что ни разу автомобиль не получил серьезных повреждений. Кроме того, Илья Бочаров прекрасно знал «внутренности» машины и сам мог в короткий срок ее починить. Несколько раз он приходил на выручку коллегам, которым везло меньше. Например, весной 1943-го он помог вывезти из-под обстрела машину, водитель которой был тяжело ранен. Для этого красноармейцу Бочарову пришлось под бомбежкой, рискуя жизнью, пешком вернуться в деревню и вести автомобиль под огнем противника. Именно за этот поступок он получил свою первую награду.

Чтобы помогать своей редакции, водитель обучился ремеслу печатника. В общем, как отмечал начальник политотдела 26-й дивизии полковник Савченко, Бочаров «всегда обеспечивал возможность редакции своевременно выпускать газету».

 

День Победы Илья Михайлович встретил в Польше, около городка Эльблонг. После демобилизации вернулся на Алтай, где работал водителем в одном из сельхозпредприятий.