Tasuta

Сказ о том, как Ваня с чёртом встретился

Tekst
0
Arvustused
Märgi loetuks
Сказ о том, как Ваня с чёртом встретился
Audio
Сказ о том, как Ваня с чёртом встретился
Audioraamat
Loeb Римма Макарова
1,59
Sünkroonitud tekstiga
Lisateave
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Возник кот, уставился на ягу, будто ожидая, каких ещё глупостей она наделает.

– Да я!!! Я… – начала Баба-яга и умолкла, глядя в угол печальными глазами. Кот исчез.

– Вот и в сказках, Ваня, Баба-яга – это старуха, у которой зазнайство и большое «Я»; чем больше она знает, тем больше у неё «Я» становится. А старухой её в сказках называют, потому что такие мысли у людей стары, как мир. Человек умный это в себе заметит, а глупый так и будет «якать». У меня вот опять не получилось. Это только в сказках всё как по волшебству случается, а взаправду, как говорится: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», может вся жизнь пройти, а результата не будет.

Они молча сидели за столом. Ваня вспомнил про маму. Наверно, она волнуется, ведь его так долго нет.

– Не беспокойся, – сказала Баба-яга. – Это здесь время идет столько, сколько надо, а там одна минута. – Ваня уже привык, что тётенька читает его мысли. Они ещё посидели, но тут Баба-яга спрашивает:

– А что ты мне про чёрта говорил, когда меня чуть с ног в лесу не сбил?

Ваня рассказал ей про круглое, как зеркало, озеро и про то, что он там увидел.

– Тётенька, почему я сам отразился в озере, как чёрт? – спросил Ваня, и губы его задрожали.

– Про это я тебе отвечу, – начала яга, сверкнув глазами. – Озеро то лесное, оно и есть зеркало, только видно в нём не только какое у человека обличье, а ещё и то, что у него внутри, как он думает. И про чертей я лучше всех знаю.

Появился и пропал кот, будто предупредил. Яга продолжала:

– Меня с чёртом и ещё кое-кого люди нечистью зовут или нечистой силой, значит, чести у нас нет и совести тоже. Детям про нас сказки читают, и дети понимают, что делается по чести и совести, а что нет. А мне, Ваня, как-то обидно стало, и я решила исправиться. Только дело это непростое, – вздохнула Баба-яга.

Яга встала, наложила в самовар теперь еловых шишек, подожгла их, надела трубу на самовар, он добродушно загудел. Яга вымыла посуду и поставила сушиться на красивом полотенце на печке.

Она взяла другой чайник, положила туда травок из других баночек, достала другие чашки. На одной было солнце, на другой звёзды. Достала вазочку с мёдом и тарелочку с кренделями. Тут самовар закипел. Яга налила кипятка в чайник, поставила его на самовар, а сверху на чайник надела грелку-филина. Теперь глаза у филина загорелись зелёным светом. Баба-яга села за стол. Глаза её были синие-синие и молодые. Голубые бусы переливались. Заухал филин – ух-ух – значит, чай заварился. Баба-яга поставила филина на стол, начала разливать чай, Ване в чашку с солнцем, а себе со звёздами. Чайник поставила на самовар, а филина на чайник. И снова поплыли запахи во все стороны, и вся комната наполнилась удивительным, сказочным ароматом. Но теперь это был другой аромат. От него в Ваниной голове стало свежо и ясно.

Возник кот, вытаращил глаза, видно знал, что услышит что-то очень важное. От чая поднимались прозрачные струйки, и тут Баба-яга заговорила строгим голосом:

– Скажи мне, Ваня, что у чёрта на голове?

– Рога!

– А на ногах что?

– Копыта.

– Точно, как у козла. А почему? Да потому, что упрямей козла никого не сыщешь, вот и говорят про упрямого человека, что у него козлиное упрямство.

Баба-яга подняла вверх указательный палец. Филин встрепенулся и покрутил головой вправо, влево.

– А ещё у чёрта пятачок вместо носа, как у свиньи или даже как у дикого кабана. А свинья меры не знает ни в чём, сколько будет корма, столько и съест, ещё найдёт, и это съест. А если в огород попадет, то весь его перетопчет и уничтожит. И за людьми подобное замечают, тогда это свинское поведение.

Яга снова подняла вверх указательный палец. Филин несколько раз расправил и сложил крылья.

– А тело и руки у чёрта как у обезьяны. Обезьяна всё за всеми повторяет и не думает, что из этого получится, а может получиться всё что угодно, даже очень большая неприятность, поэтому, когда люди видят бездумные действия, говорят: «Не обезьянничай».

В третий раз яга подняла палец вверх. Филин замахал крыльями.

– А ещё у чёрта хвост, как у льва. Льва называют царём всех зверей, царём всех, кто думает только о себе и оттого имеет звериную сущность, а кто имеет звериную сущность, не может считаться настоящим человеком. Человек тем от зверя и отличается, что о других думает. Баба-яга прихлопнула ладонью по столу, как точку поставила.

Филин, сделанный из лоскутков ткани, взлетел, пролетел три круга и вернулся на чайник. Кот вытаращил глаза ещё больше, посидел секунду и пропал.

– Вот так, Ивашка, понял, кто такой чёрт? – сказала тётенька, съела крендель и запила его чаем. Ваня слушал и к угощенью не притронулся.

– Ты пей чай, – сказала Баба-яга.

Ваня тихо проговорил:

– Тётенька, но, если в лесном озере моё отражение чёртом было, значит, я вёл себя как чёрт, но я всегда веду себя как человек.

Филин заухал, захохотал – ух-ахах.

– Сейчас посмотрим, – засмеялась Баба-яга, подмигнула Ване и полезла в сундук. Вытащила из сундука искусно сделанную шкатулку и бережно поставила её на стол, положила на неё свою руку и тихо проговорила:

– Здесь, Ваня, вся правда, не то, что человек про себя думает, а то, что есть на самом деле. Яга достала из шкатулки простое белое блюдечко – на нём спелое, наливное яблочко – и поставила блюдечко на стол. Сама села справа от Вани, а слева от него возник кот.

«Вот и яблочко по блюдечку, настоящая сказка», – подумал Ваня.

– А ты как думал? – ответила на его мысли Баба-яга.

Она тронула яблочко, и яблочко покатилось по блюдечку, и началось кино. И смотрят Ваня с ягой и с котом, как в Ваниной квартире мама просит его с Катей игрушки убирать, а он отвечает: «Не буду-у…». Ваня покраснел. Дальше яблочко катилось и показывало квартиру бабушки и дедушки, где Ваня гуашь пролил и по полу размазал. «И правда, свинское поведение», – подумал Ваня и покраснел ещё больше. Дальше они смотрели на блюдечке, как весь Ванин класс кричал до прихода учителя, а потом смотрели, как Ваня обиделся на маму, хотя обижаться было не на что, и убежал из дома, и думал он тогда только о себе и даже хотел, чтобы все волновались за него и считали себя виноватыми. Теперь Ваня был не красный, а бледный. Всё то время, когда яблочко по блюдечку катилось, филин потихоньку ухал – ух-ух-ах, – хохотал.

Баба-яга тронула яблочко, и оно остановилось. Кот исчез. Яга убрала блюдечко с яблочком в шкатулку, шкатулку в сундук и сказала:

– Если яблочко не остановить, оно и не остановится. Будет показывать без конца наши дела, когда мы вели себя не как люди, а как звери и сами этого не замечали. Это трудно, Ванюша, за собой замечать. Я вот решила не якать и себя умнее всех не считать, но сам видел – не получилось. С первого раза не получится, и со второго, и с третьего, а потом получится, если сильно захочешь.

– Скажите, пожалуйста, тётенька, мы когда с вами встретились, вы сказали, что чёрт, когда в озере, не опасный, а он что, бывает опасным? – спросил Ваня.

На лавке возник кот.

– А как же, и очень часто. Это когда человек ведет себя как чёрт, а сам того не замечает и, вообще, сам себе нравится, – Баба-яга блеснула синими глазами. Филин ухнул два раза. Ваня надолго задумался.

– Ты, Ваня, чай так и не пил, – вспомнила Баба-яга, достала из мешочка и положила мальчику в чашку ещё какую-то травку и подлила кипятка. Филин заухал – ух-ух. Снова поплыл по комнате волшебный аромат, а Ване теперь стало и свежо, и ясно, и спокойно, и хорошо. Ваня пил чай с кренделем и с мёдом, под ним качнулась лавка, и Ваня напомнил яге, что надо бы ножки на столе и лавках удлинить, чтобы они не качались.

– А давай! – весело щёлкнула зубами яга.

С паутины слетела бабочка и весело запорхала по комнатке. Они вместе с ягой померили, какой длины подложки нужны, нашли нужные ветки. Баба-яга держала, а Ваня их отпиливал. Приклеили подложки к ножкам мебели, они сразу подошли тютелька в тютельку, как тут и были. Ваня был рад помочь яге, особенно ему было приятно всё делать вместе. Мебель больше не качалась. Ухнул филин – ух-ух. Сейчас он не хохотал, а одобрял.

Все были довольны, и Ваня заговорил:

– Тётенька, я хочу спросить, если я попал сюда в сказку, а здесь и Баба-яга, и чёрт, значит, я кто, Иван-дурак?

Возник кот, филин ухнул и захохотал – ух-ух-ахах-ахах. Яга тоже рассмеялась, сверкая зубами.

– В сказках Иван, который дурак, сначала боится за дело взяться, вдруг не получится, тогда он дурак и есть. А если берётся Иван за дело, старается и лучше всех с делом справляется, тогда он уже не дурак, а Иван-молодец, и так в каждом деле, – глаза яги сверкнули синим светом.

Они посидели, помолчали.

– Тебе пора, Иван, я тебя отвезу, – сказала яга.

– На чём? – не понял Ваня.

– На велосипеде, я ведь больше в ступе не летаю, не по-человечески это как-то, а у меня теперь выбор другой, – заулыбалась яга, и глаза её тоже засмеялись.

Ваня надел курточку, и Баба-яга тоже надела. Они стали спускаться по ступенькам, Ваня оглянулся. В открытой двери возник кот, и дверь медленно, со скрипом закрылась сама собой. Баба-яга села на велосипед, Ваня на багажник сзади, и они очень скоро оказались у лесного озера.

– Ну, прощай, Иван, подарка для тебя у меня никакого нет, – огорчилась Баба-яга.

– Да что вы, тётенька, вы мне такой подарок сделали – знания! Самые интересные! Я вспомнил, в сказках к вам разные Иваны за знаниями приходили.

Ваня случайно провёл рукой по куртке, и рука задела значок, который Ване очень нравился. Его подарил Ване дедушка, он собирал значки, когда был Ваниного возраста. Значок состоял из слов «Знание – сила». Ваня отстегнул значок и протянул Бабе-яге:

– Это вам.

Баба-яга растрогалась,

– Спасибо, Иван, мне ведь подарки редко дарят.

Она спрятала значок в карман. Куртка её была застёгнута, бус ярких не было видно, она ничем не отличалась от обычных тётенек. Она села на велосипед, махнула рукой и уехала.

 

Ваня подошёл к озеру и наклонился над ним. Лёгкий ветерок чуть-чуть дунул на воду в озере, и водяное зеркало чуть исказилось. В нём отразился мальчик без рогов, пятачка, хвоста и с обычным телом. «Может быть, ничего и не было?» – промелькнула у Вани мысль, но тут ветерок дунул сильнее, вода в озере покрылась рябью, и стало казаться, что на Ванином отражении слегка прорисовываются рога и пятачок. Ване показалось, что ветерок донес чьи-то слова: «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Ваня оглянулся и оказался у своего дома. Он поднялся в квартиру, снял куртку и прошёл в комнату.

В этот момент мама попросила его посмотреть часок за маленьким Петей, пока она сходит по делам…

Сказ про то, что такое ангелы

Ваня ходил в школу, в секцию дзюдо, всей семьей они, как и раньше, гуляли в лесу, слушали все вместе по вечерам книжки, Ваня играл с друзьями, бывало, не слушался родителей, всё было, как всегда. Но что-то изменилось после того, как Ваня побывал у Бабы-яги. Он часто задумывался, стал размышлять, как поступить, хотя раньше его это не тревожило, раньше он всё делал быстро, не думая, так быстро, что мог нечаянно что-нибудь испортить, или себе разбить руку, ногу или даже голову, или в одном слове три ошибки сделать. Сейчас в голове его возникали вопросы, так ли он делает, а ещё он хотел узнать, кто такие ангелы.

Однажды всей семьёй они ходили в Третьяковскую галерею. Смотрели замечательные картины. Многого Ваня не понимал, но было очень интересно. Особенно Ваню заинтересовали ангелы. Они были все разные: то кудрявые, полупрозрачные мальчики или девочки, то мужчины или женщины в белых одеждах, то красивые пухленькие младенцы, но все они были с крыльями, и у всех было свечение над головой. Мама сказала, что все они ангелы-хранители.

– Хранители чего, и кто такие эти ангелы? – спросил Ваня, но мама уже занялась маленьким Петей. Ваня и раньше слышал слово «ангел», но не задумывался, что оно означает, а сейчас увидел их на картинах в галерее, и ему стало очень интересно. Он даже подошёл к одной картине и дотронулся до полупрозрачного мальчика. А вскоре любимая соседка с их лестничной площадки, тётя Вера, переезжала в другой дом. Вся Ванина семья, даже маленький Петя, помогали ей собираться. Петя путался у всех под ногами, но это только добавляло всем хорошего настроения. А когда тётя Вера закрыла ключом свою дверь, она сказала:

– Ангел мой, иди со мной, ты впереди, я за тобой.

Когда все вышли из подъезда, Ваня спросил у мамы:

– А кого тётя Вера позвала с собой?

– Своего ангела-хранителя, – ответила мама.

– И где он? – спросил Ваня. Мама рассмеялась, обняла сына и ничего не сказала.

Как-то Ваня играл с маленьким Петей. Петя быстро рос, и играть с ним становилось всё интересней. Пришла сестра Катя, и они все втроем начали строить башню из самых больших деталей «Лего». Петя старательно пытался поставить детали одну на другую, большую на меньшую. Детали падали, но старшие брат с сестрой заботливо помогали Пете. Тут к ним пришла мамина подруга тетя Аня. Она увидела детей, заулыбалась и проговорила:

– Сущие ангелы.

Ваня подумал: «Это мы ангелы? Вообще ничего не понять. Сбегать бы быстренько к тётеньке яге, узнать».

Эта мысль не давала ему покоя долго, дней десять. Ваня так хотел увидеть избушку на обкуренных ножках, что даже в ближнем знакомом лесу ему стало казаться, что то там, то тут избушка мелькает за деревьями. Ваня уже был готов в любую минуту сорваться с места и бежать к избушке на курьих (то есть на обкуренных) ножках, но что-то его не пускало. Так прошло ещё дней десять. Ваня шёл из школы и тут увидел, как устанавливают рекламный щит с огромной надписью «Ангел». Ванино сердце забилось. Рядом ребята играли в футбол. Мяч взлетел и скрылся в кустах. Кто-то из ребят крикнул: