Tasuta

Сказ о том, как Ваня с чёртом встретился

Tekst
0
Arvustused
Märgi loetuks
Сказ о том, как Ваня с чёртом встретился
Audio
Сказ о том, как Ваня с чёртом встретился
Audioraamat
Loeb Римма Макарова
1,59
Sünkroonitud tekstiga
Lisateave
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Ваня шёл по тропинке, думал о том, что видел за сегодняшний день, и не заметил, как оказался у кустов, за которыми лежал мяч. Ваня кинул мяч ребятам и зашагал домой. Он улыбался, любил весь мир, и ему хотелось сделать что-нибудь хорошее.

3. Сказ о вещем камне и витязе на распутье

Как-то Ваня с мамой, Катей и Петей в библиотеке выбирали книги. Все в их семье очень любили ходить в библиотеку. Каждый сам выбирал то, что ему больше нравилось, только Пете помогала мама. С недавних пор Ваню интересовали сказки, где были Баба-яга, черти и прочая нечисть. Он теперь уже сам перечитал то, что раньше, когда он был совсем маленьким, им с сестрой читали родители. Эти сказки нравились ему всегда, а про что они на самом деле, Ваня начал понимать только теперь. Ему захотелось узнать очень многое из того, о чём говорят сказки. А ещё Ваня заметил: как только его что-то сильно заинтересует, знания об этом появляются сами, с разных сторон, выбирай, какие тебе больше нравятся. Вот и сегодня…

Ване давно было очень интересно, что за камень такой вещий, с разными надписями на пути перед тремя дорогами встречается в разных сказках, и не только в сказках. Когда все выбрали для себя книги и пришли к стойке библиотекаря, чтобы всё оформить, Ваня увидел на стене картину, которой раньше тут не было. Ваня заворожённо смотрел на неё. На картине богатырь на коне читал надписи на том самом камне. Тут подошла их очередь оформлять книги. Библиотекарь, молодая девушка с распущенными волосами, в джинсах, в зелёном свитере, улыбалась им. Глаза у неё были синие-синие, а на шее висели яркие голубые бусы. Ваня уставился на неё и почему-то не мог ни слова произнести, потом, даже не поздоровавшись, поднял руку, указывая на картину, и проговорил:

– Это кто?

– Это «Витязь на распутье» художника Васнецова, – улыбаясь синими глазами, ответила библиотекарь.

Из библиотеки возвращались не спеша, пешочком. Катя катала Петю на своём самокате, а Ваня шёл рядом с мамой, нёс книги, думал про картину в библиотеке и спросил:

– Мама, а витязь – это кто?

– Ванечка, это отважный воин, богатырь, ты ведь знаешь это из сказок, – тут мама задумалась, помолчала и заговорила вновь. – А ещё я думаю, что витязь есть в любом человеке, и витязь этот всё, с чем ему приходится в жизни встретиться, понимает по-своему.

У Вани округлились глаза. Он остановился и недоверчиво проговорил:

– Получается, и во мне витязь?

– Думаю, да, ещё маленький, но уже витязь.

– И в тебе?

– И во мне, – улыбнулась мама и обняла сына.

– Но ведь витязь воин!

– Мне кажется, каждый человек в своих мыслях воюет сам с собой, пока не поймёт, что правильно, а что нет.

Погода была прекрасная. Ветерок то с одной, то с другой стороны дотрагивался до Ваниных волос, а мальчику казалось, что в его голове шевелятся мысли. Сначала он узнал, кто такие на самом деле чёрт и Баба-яга, теперь витязь. Оказывается, всё имеет своё значение, только не всегда сразу понятное. Тут снова заговорила мама:

– Думаю, Ванечка, витязь – это человек, уже многое понимающий. Приходится ему делать выбор, по какому пути пойти, то есть как дело исполнить. Появляется тогда в сказках или в былинах распутье, а на распутье вещий камень с разными надписями. Вот и выбирает витязь, какой путь, по его мнению, благо, знакомый и лёгкий, или неизведанный, опасный, но дающий возможность жизнь изменить.

– Мама, а почему на камне в разных сказках надписи разные?

– Камень – это то, что каждый человек в своей жизни наработал, что понял. Думаю, люди все разные, вот и камень у каждого свой.

Придя домой, Ваня сразу взялся за книги из библиотеки. Он снова читал русские народные сказки. Ваня так увлёкся, что ему представилась, как наяву, избушка на обкуренных ножках. Сначала Ваня увидел её снаружи, а потом и внутри.

Мальчик оторвал взгляд от книги и увидел перед собой Бабу-ягу. Ваня сидел в её избушке за столом, яга напротив него радостно улыбалась. Сверкали сразу все большие белые зубы, и синие глаза тоже сверкали.

– Ну, здравствуй, Иван. Ждала тебя.

Рядом с ягой возник кот.

– Здравствуйте, тётенька! Я так рад вас видеть, – выдохнул Ваня, совсем не удивившись, что оказался в сказке.

На чайнике ухнул филин – ух-ух. Вкусно пахло травами. Вот уж не первый раз Ваня попадал сюда; он чувствовал, что ему снова приоткроется какая-то тайна. Ваня заметил, что стол украшает деревянная, искусно сделанная подставка в виде клевера трилистника, на ней лежали жёлуди, а на ажурной паутине уже не две, а три бабочки складывали и расправляли крылышки. Ваня сказал:

– У вас бабочка новая и подставка. Красивые.

– Красивые, – довольно согласилась баба-яга, – это как напоминание, как символ трёх путей.

– Каких путей – про которые на вещем камне написано? – воскликнул Ваня.

Кот исчез и возник снова.

– Молодец, догадался! – похвалила яга, широко улыбаясь. – А ты, значит, камнями интересуешься?

– Очень интересуюсь, тётенька. На камнях этих надписи похожие, но разные. Мне кажется, что они про что-то другое, а не просто: направо пойдёшь – богатым будешь; налево пойдёшь – женатым будешь; а прямо – жив не будешь, – замерев, Ваня приготовился слушать. Филин повернулся вокруг себя.

– Да ты, Иван, ещё какой молодец! Не просто слышишь, а ещё и суть понимаешь! – сверкнув глазами, проговорила яга с восхищением.

Филин слетел со своего места, сделал большой круг над столом и вернулся на чайник. Яга снова заговорила.

– Вот написано в сказке, например: «Направо пойдёшь – богатым будешь», а значит это, что только для себя одного хорошо будешь делать. А то, что тебе кажется хорошо, ещё неизвестно, хорошо это или плохо.

– Как это, тётенька? – не понял Ваня.

– Как это, как это, так сразу и не сообразишь, – заворчала Баба-яга, – давай, разве что, на яблочко по блюдечку глянем.

Как всегда, очень бережно яга достала из сундука шкатулку, а из неё яблочко по блюдечку. Как только тронула яблочко, оно покатилось, а блюдечко начало показывать мультик про Хому и суслика. Баба-яга с Ваней весело посмеялись, а как яга яблочко остановила, Ваня говорит:

–Тётенька, но я ведь так никогда не жадничал.

Филин заухал, захохотал – ух-ах-ахах!

– Правильно, так не жадничал, а по-другому жадничал?

– Нет, – искренне ответил Ваня.

Кот с грохотом свалился с лавки, а Баба-яга сверкнула в улыбке большими зубами.

– А помнишь, блюдечко показывало, как ты хотел друга конфетой угостить, но передумал, а сам потом переживал.

Ваня смутился. Кот потянулся и запрыгнул на лавку.

– Не переживай, Ваня, людям трудно за собой плохое замечать. Пословица такая есть: «В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем». Чтобы плохое за собой замечать и помнить, надо всегда и во всём с собой честным быть и себя никогда не оправдывать. Душа твоя вместе с тобой каждый раз рождается. Если что хорошее в душе навсегда закрепилось, она это хорошее хранит и не даёт хорошее плохим заменять, не даёт плохое повторять.

Филин бесшумно пролетел по комнате ещё круг. С паутины слетела бабочка, запорхала крылышками по комнате. Баба-яга встала, начала разжигать самовар еловыми шишками. Бабочка присела к ней на плечо, посидела, складывая и расправляя крылышки, и вернулась на паутину. Яга присела на скамейку и заговорила:

– Что там, Ваня, еще на камне написано?

Кот исчез.

– Налево пойдёшь – женатым будешь, – сказал Ваня.

Кот возник.

– А… Это про то, что человек часто выбирает не то, что правильно, а то, что ему удобно и приятно, и ещё оправдывает себя, дескать, так все делают.

– Я знаю! – воскликнул Ваня. – Я ещё совсем маленьким был, смотрел мультик про Нехочуху.

– Не знаю такого, – мрачно сказала Баба-яга.

–Тётенька, а можно его на блюдечке с яблочком посмотреть?

– А чего ж нельзя? – яга тронула яблочко, и началась сказка про Нехочуху.

Яга с Ваней хохотали весь мультик, кот смотрел, вытаращив глаза, тоже улыбался. Мультик закончился, и яблочко остановилось само собой. Кот исчез. Самовар тихонечко загудел.

– Я ещё другие сказки знаю про то, что человек выбирает то, что ему приятней, – сказал Ваня. Появился кот.

– Сказки-то все знают, а перед вещим камнем как валялись черепа да кости, так и валяются. Знаешь, Ваня, почему?

– Нет.

– А ты помнишь, что на вещем камне сидит старый ворон?

– Помню.

– Ворон, Вань, – это понимание, с которым человек родился. В жизни всё по кругу идёт, всё повторяется, как человек раньше думал, так и потом думает. Очень прочно то понимание, трудно его изменить, вот и поступают многие витязи, как раньше делали, по-старому. Потому и ворон на камне старый.

Если витязь на распутье выбирает путь лёгкий и приятный, да ещё только о себе и думает, то такой витязь большую гору не одолеет и цели не достигнет. Вот и ходят витязи по кругу и снова к камню возвращаются, и так до самой смерти.

Баба-яга заварила чайник и поставила его на самовар.

Две бабочки запорхали по комнатке. Филин пролетел два круга над столом, бесшумно взмахивая большими крылами, и опустился на чайник. Ваня, задумавшись, смотрел на бабочек.

– Тётенька, а третий путь «Прямо пойдёшь – жив не будешь», – это что значит? – спросил Ваня, вытянувшись, как струнка.

Стало слышно, что на улице поднялся сильнейший ветер, даже деревья заскрипели. У филина глаза замигали жёлтым и зелёным светом.

– Не знаю! – резко и недовольно ответила Баба-яга, гневно сверкнув глазами, потом, несколько смягчившись, проговорила, – Я как те витязи, чьи кости у камня лежат, путь себе лёгкий выбирала и не меняла, пока в Бабу-ягу не превратилась. Решила измениться – не получается: нет-нет да сделаю по-старому, а уж ангельские действия никак не выходят.

Третья бабочка вспорхнула с паутины, чуть поднялась и тут же опустилась на место, с которого слетела.

 

Один жёлудь с подставки-трилистника вдруг покатился, Ваня поймал его и…

Вдруг услышал мамин голос.

– Дети, идите обедать.

Ваня лежал на диване в своей комнате. Он понял, что задремал. Ему стало так обидно, что встреча с Бабой-ягой – это только сон, но тут из его руки выпал жёлудь. Ваня не верил своим глазам, но жёлудь был. Как же обрадовался Ваня!!! После обеда Ваня поставил на полку кольцо от разломанного подшипника, а в него положил жёлудь. Теперь у Вани есть привет и напоминание от Бабы-яги. Ваня теперь понимал многое из того, что рассказывала Баба-яга, но у кого же узнать про третью надпись на вещем камне: «Прямо пойдёшь – жив не будешь»?

Как-то Мария Ивановна, учитель русского языка и литературы, заговорила о том, что книги, которые читали детям раньше, как-то подзабыты. Сейчас читают книги другие. Бывает так, что дети даже не слышали о героях русских народных сказок, а ведь эти сказки сохранились в веках. Дети очень любят Марию Ивановну. Это сейчас она ведёт русский и литературу, а раньше, давно, она работала в сельской школе и преподавала помимо русского и литературы ещё и историю, и географию, и рисование, и даже пение. Очень много знает наша Мария Ивановна. Ваня решил задать свой вопрос прямо на уроке, но не успел, прозвенел звонок, и Ваня подошёл к учителю на перемене, когда Мария Ивановна открывала окно.

– Мария Ивановна, вы говорили про сказки, а я сказки люблю, только не всё понимаю. Скажите, пожалуйста, что значит надпись на вещем камне: «Прямо пойдёшь – жив не будешь»?

Мария Ивановна удивлённо посмотрела на Ваню и проговорила:

– Ванечка, а почему тебя интересует только эта надпись, а как же две другие?

– Мне недавно приснилась Баба-яга и рассказала про другие надписи, – честно ответил Ваня.

Мария Ивановна сняла очки, протёрла их, надела и внимательно посмотрела на Ваню.

– Ну ладно, раз так, – проговорила она.

– «Прямо пойдёшь – жив не будешь» – так вот, Ваня, кто выбирает этот путь, у того уже не возникают мысли звериные, как легче жить и иметь всё самое хорошее, да иметь больше всех. Уже не живы эти мысли. Превращаются они в мысли человеческие. И не сойдёт человек со своего пути, пока не закончит своё дело наилучшим образом. И не позволит уж себе человек по-звериному действовать: обманывать, обижать. И всё вокруг этого человека развивается и расцветает.

Солнце выглянуло из-за облачка, его лучи ворвались в класс, и класс стал ослепительным и прозрачным, а в открытое окно влетели три бабочки с кружевными крылышками.

4. Сказ про сказку

День прошёл. Ваня лежал в постели и думал:

«Мария Ивановна сказала, что народные сказки существуют века. Раньше книг не было, и люди пересказывали сказки друг другу, а сказки всё равно сохранились. Но если так, то сказки говорят что-то очень важное. Вот имя Иван; это ведь не только про мальчиков, которых зовут Иванами, но и про любого другого мальчика, или даже про девочку. Иван – это любой человек, который живёт, что-то делает и всё время чему-то учится, даже если сам этого не замечает. А дурак – это человек, который ещё не знает, как он новое дело исполнит, а значит, слово дурак ничего плохого не означает. Если Иван дело сделает, то дураком быть перестанет, а не сделает или плохо сделает, так дураком и останется». От такого открытия Ваня чувствовал себя Иваном-молодцом и решил обязательно сказать об этом знакомым ребятам. Раньше Ваня слышал это от Бабы-яги и вроде понял всё, что она сказала, но только теперь это знание стало как бы его собственным, как будто он это знал всегда.

Ваня лежал в темноте и видел в окне звёздное небо. Звёзды медленно поплыли по кругу, и Ваня уснул. Ване приснилось, что стоит он у лесного озера и видит в зеркале воды, что его знакомые, дети и взрослые, превращаются в сказочных персонажей: царя, царевну, богатырей; многие превратились в Иванов-дураков, а ещё там были волки, медведи, птицы, Кащей Бессмертный – все те, кто бывает в сказке. Одна женщина в кокошнике обернулась, и Ваня увидел, что глаза у неё синие-синие, а на шее яркие голубые бусы. Тут же во сне Ваня в мыслях стал собираться к Бабе-яге.