Tasuta

Вера в противоположности

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Глава 6. Природа Бога

Единство – это принцип, который философы трактуют как взаимосвязь всего со всем. В частности взаимосвязь материального (мира вещей) и идеального (духовного мира). Религия (эзотерика) тоже оперирует единством, но лишь внутри своей собственной системы, тем самым искажая суть данного принципа. Например, христиане едины друг с другом так же, как мусульмане с мусульманами, но вместе они представляют собой два разных лагеря, которые часто противопоставляют себя друг другу. Что же получается, Бог для всех един, да не совсем? Давайте поразмышляем, а что же для нас бесспорно едино?

Электричество, магнетизм, гравитация и другие законы физики давным-давно признаны во всем мире, как единая для всего живого и неживого система. Удивительно, но в точных науках люди каким-то образом научились взаимодействовать друг с другом сообща, в обход культурных традиций и исторически сложившихся разногласий. Так может быть, хотя бы теоретически, Бога изначально стоило искать здесь, в реальном мире вещей, а не «там», в мире раздора, скрытого за облаками?

В XXI веке эзотерика действительно начинает активно связывать Бога с физикой (паттерны, вибрации, энергия, сила мысли и тому подобное), при этом упуская главное – доказательства! Фундаментальные науки потому и фундаментальны, что имеют очевидные, точные и повторяющиеся из раза в раз объяснения, эзотерика вряд ли может похвастаться чем-то подобным. Однако это еще не все.

Мир предметов, физических законов и явлений при всей своей кажущейся сложности достаточно прост и понятен, стоит лишь начать тянуть за ниточки. Простейшая механика, математика шаг за шагом знакомят нас с миром вещей, и ничто в нем не предвещает беды. Духовный мир, напротив, состоит из сплошных загадок, где ответ на одно не придает ясности другому, а то и вовсе заставляет зажмуриться от ужаса и дальше не идти. Почему так вышло? Почему человечество за все время своего существования так и не смогло найти простые и доступные ключи к самому себе, почему страх и невежество победили?

Религия во все времена была чем-то сакральным. Она хранила тайну о важном и поэтому к ней прислушивались. Происхождение, природа человека, методы познания самого себя – где вы еще все это найдете? К тому же религия (эзотерика) всегда пыталась дать простое объяснение чему бы то ни было, и люди тянулись на это знание и продолжают тянуться до сих пор. Все бы ничего, только в какой-то момент совершенно неожиданно в этом знании возникает страх: боязнь наказания за грехи, боязнь испытаний, даже боязнь нового. Вам не кажется странным, почему физика, как предмет, который мы изучаем в школе, нас не пугает, а духовное знание заставляет настораживаться? Не в том ли секрет, что физика – это знания, которые дарует нам природа, а мистическое знание – это то, что дают нам другие люди, ведь даже собственный мистический опыт мы чаще всего трактуем с помощью чужих слов.

Многие, столкнувшись с подобной загадкой, начинают исключать мистику вообще. Якобы если нет наглядного объяснения, доказательства, значит это точно чушь. Но ведь есть же и другой вариант: что если религия (Пророки, как ее основатели) всего лишь чуть-чуть «недожала» Божественное откровение, не став разбираться в его истоках, а посчитав абсолютным сразу, не подлежащим анализу извне? Согласитесь, пророка вряд ли посчитали Пророком, если бы он вышел к народу и предложил обсудить/проанализировать чистоту Послания, разобраться в его истоках и природе возникновения – все то, что сегодня наука делает с любой новой идеей.

Современный философ и футуролог Нассим Талеб не так давно ввел термин «черный лебедь», который означает непредсказуемое событие со значимыми результатами. Согласно этой теории именно из-за таких «черных лебедей» будущее невозможно предвидеть, потому что уверенность в собственных знаниях (предполагаемый «лебедь») еще не является знанием, соответствующим действительности. Иными словами, сначала идет эмоционально окрашенный миф и лишь затем сухая статистика и расшифровка фактов. В мире науки одним из самых ярких примеров «черных лебедей» является мистический миф об эфире (аналог темной материи), в современном мире это, конечно, пандемия, в которой многие до сих пор видят перст Божий, хотя простое объяснение практически у нас в руке. Миф может жить в обществе веками, но стоит лишь преодолеть страх (эмоциональный барьер/иллюзию сверхуверенности) и начать процесс изучения, как нам, подобно цветку после полива, способно раскрыться чистое знание.

Бог – это такой же миф со множеством трактовок от людей, уверенных в своей правоте. Заметьте, никто и никогда не связывал Бога со … статистикой. Нам всегда твердили, что Он исцелил (сколько людей конкретно?), Он наказал (поименный список?), Он создал (доказательства?), и тому подобное. А что если Бог вообще не человек? Не будет ли это значить, что Он не способен наказывать, говорить или исцелять по собственной прихоти?..

Тем не менее что-то все равно заставляет меня повторять снова и снова, что Он (Оно?) существует. Может просто настало то время, когда мы (человечество) наконец начнем без страха задавать самый скользкий для всех верующих вопрос – почему?

Глава 7. Предназначение Бога

Любой миф имеет под собой не только реальный процесс или явление, но и цель. Миф всегда чему-то служит. Чаще всего такой целью являются:

а) защита (чтобы молния не убила, сделаю для нее статую и подарю ей что-то для меня ценное, ведь если это работает с другими людьми, должно сработать и с природой);

б) упрощение быта (проще и быстрее лечить болезнь тем, что под ногами, чем разбираться в ее глубинной природе);

в) удержание власти (боятся не самого волка, а того, что он может с тобой сделать);

г) миф, как отправная точка для роста и развития. О последнем хотелось бы поговорить особо.

Практически каждому крупному научному открытию предшествует «миф» (в кавычках потому что использовать такую терминологию не совсем верно, зато наглядно, поэтому, по-моему мнению, здесь такое сравнение оправдано) – выдуманная история, на которую опирается ученый, чтобы расшифровать для себя что-то крайне сложное. Например, Эйнштейн и общая теория относительности. В начале был герой – человек, который стоит в лифте, и был бог – сам Эйнштейн, который парит в воздухе и наблюдает за человеком. Затем произошло явление. Лифт стал двигаться, и человек почувствовал, что его прижало к полу. Герой, находясь в лифте, объяснял свои чувства силой тяготения Земли, а Эйнштейн (бог), который видел всю картину целиком, говорил, что лифтом управляет подъемный кран, о котором человек никак не мог знать, потому что в лифте нет ни окон, ни щелей. Продолжая свои размышления, ученый понял, что тяготение и ускорение эквивалентны, а значит гравитация способна на искривление не только пространства, но и времени.

Как видите, миф – это довольно полезная штука, если уметь им пользоваться. Однако при попадании не в те руки этот инструмент способен натворить немало дел, последствия от которых будут крайне плачевными. История Бога – прямое тому подтверждение.

Бездумная вера или вера без осознания цели называется фанатизм. Когда человек верит, просто потому что ему это жутко нравится, или он не видит другого выхода, или, что случается чаще всего, потому что так делают остальные. Фанатизм, как сорняк, разрастается очень быстро и довольно сложно искореним. Переубедить фанатика в предмете его веры практически невозможно, только вот именно благодаря этой особенности верующими очень легко управлять. Сегодня крестовыми походами уже никого не завлечешь, однако вера – это не только про убийства во имя святого, это еще и деньги, причем немалые. О гигантах фарминдустрии в свете последних событий знают, наверное, все, а что насчет миллионов подпольных систем типа «умный блогер», которые держатся исключительно на вере людей в «светлое» слово и за это слово берут со своих последователей определенный «налог»?..

Миф способен убивать, разорять, но ведь он не только для этого нужен. Давайте не забывать, что основное его предназначение – это все-таки предзнание или предчувствие чего-то большого и нового. А раскрывается это новое лишь с отказом от легкости и доступности того, что уже существует.

И все-таки зачем людям Бог? Какой цели Он служит?

Может Бог нужен для того, чтобы жить в ожидании Судного дня, бояться собственного будущего? Или Бог нужен, чтобы нести Его слово? Бороться с неверными, наказывать тех, кто от Бога ушел, стоять за веру до последнего? Может Им просто удобно прикрывать то, что сыро, что кажется нам верным, но в действительности таковым не является?..

А не пора ли вспомнить про любовь?

Глава 8. Новая норма

Говорят, что время сразу после войны тяжелее, чем сама война, потому что меняется норма. Причем меняется не сама по себе, а через осознанное усилие. Если убийство до войны было чем-то трудным и неправильным, то в войну оно более чем оправдано, оправдано инстинктивным желанием выжить. Когда конфликт длится не день или два, к ужасу незаметно привыкаешь, и он становится нормой. Выбраться из этой нормы к чему-то более светлому и гуманному очень тяжело, потому что внутри человек уже сломлен: я видел, как из ниоткуда возникла война, что мешает ей случиться со мной снова?..

Бог, как миф, который призван защищать людей от беды, в том виде, в котором он существовал последние тысячелетия, не работает, согласны? Сколько молитв, слез, ритуалов было пролито/проведено, а ужасы все случались и случались, снова и снова. Может Бог не был всеобъемлющей любовью? Был. Может как-то не так молились? Молились строго по Заветам, даже церкви разделили из-за этого (старообрядцы, протестанты и другие), только и это не помогло – от боли страдали все. Так в чем же дело, почему Бог не сработал?

Знаете, в это очень сложно поверить особенно людям верующим (очередной парадокс), но, мне кажется, в этом мире есть кое-что сильнее Бога, и это наш Выбор.

 

Сегодня, когда мы один за одним начинаем просыпаться ото сна, в который так долго верили, мы сталкиваемся с тем, что в нас исчезает опора. Раньше мой выбор определяло знание, которое мне кто-то вручил, только вдруг оказалось, что оно не работает или работает через пень-колоду. Каков выход? Начать осознанно искать новую норму.

Миф – это не обычное суждение о мире, это история, одетая в эмоцию. Чем проще и понятнее эмоция, тем большее количество людей будут поддерживать веру в миф, потому что чувство срабатывает быстрее разума. Почему мы любим фокусы? Потому что они способны вызвать в нас изумление – моментально забыть обо всем остальном. А что если к фокусу подключить чувство страха? Пострадает наше рациональное мышление, потому что страх про действовать, а не анализировать или обсуждать.

В Средние века, чтобы заставить Бога работать (поддерживать работу организации), достаточно было припугнуть человека адскими муками, и он тут же бежал в церковь молиться/отдавал ей последние штаны. Сегодня, когда природа страха изучена вдоль и поперек, внимание к Богу привлекают любовью. Любовью из сердца… Но что это такое?

Задумывались ли вы, что любовь – это не только про «спасение», это и ревность, которая может довести до убийства, фанатизм, когда в порыве страсти человек может затоптать другого и даже не заметить как, обожание или неспособность видеть чужие недостатки, спутанность мыслей, эйфория, граничащая с галлюцинациями. Так про какую любовь Бог? Разве не всякая любовь из сердца?..

Может ли в этом мире быть что-то сильнее даже не Бога, Любви? Да, и это Знание. Потому что от ревности спасает не сердце, а доводы рассудка. Обожание способно моментально смениться разочарованием стоит лишь пошире раскрыть глаза. А галлюцинации? Они просто проходят, ибо эйфория – это всегда временно (иначе вам срочно к врачу).

И тем не менее я все равно буду утверждать, что Бог существует. Почему? Потому что новой норме нужен новый Бог.