Tasuta

Пособие по Непрожитой Жизни

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Великое Разделение Труда

Машины, поезда и самолеты перевозят самый ценный из возможных грузов – таланты, навыки, воспоминания, тайны, содержащиеся в микровселенных, называемых людьми. Кооперация между людьми прекрасна как раз потому, что все эти вселенные находят способ закрыть глаза на различия, уладить разногласия, объединиться ради общей цели.

Сила людей в единстве. Звучит как пустое клише с каждого второго публичного выступления, но, как и в главе про важность цели, давайте попробуем начать с чистого листа и подойти к этому вопросу без предубеждений.

Представьте какую-нибудь вымышленную вселенную будущего, по типу Звездных Войн, где люди свободно летают по космосу и контактируют с другими инопланетными расами. Представьте, что каким-нибудь межпланетным комитетом был составлен полный список всех существующих форм жизни с кратким описанием каждой из них. Как вы думаете, что бы там было написано про людей? Как бы нас видели другие обитатели вселенной, какие особенности бы в нас выделили? Мне кажется, это бы выглядело примерно так: “Поодиночке Люди довольно хрупкие и беззащитные существа. В отличие от более развитых форм жизни, у них нет ни потрясающих когнитивных способностей, ни разрушительной физической мощи. Тем не менее, на протяжении всей истории своего существования, Люди совместными усилиями изобретали инструменты и девайсы, позволяющие закрыть пробелы в собственном развитии и выйти за пределы ограничений, навязанных им природой. Они – рой, сбивающийся в группы чтобы сделать то, что одному Человеку не под силу, и потом распределяющий результаты своего труда для других, не участвовавших в создании, с целью обеспечения процветания всего вида в целом. Наибольшую опасность, равно как и пользу, представляют в большом количестве, образуя слаженную систему, где каждому индивидуальному элементу отведена своя соответствующая роль.”

Да, у нас нет ни силы медведя, ни скорости гепарда, но у нас есть то, чего нет у них, и благодаря чему мы можем съесть их на ужин:

● способность к планированию;

способность к коммуникации для координированного исполнения планов.

Человечество находится на пике и делает то, ради чего тысячи лет эволюционировало, когда по лесу бежит олень, спотыкается о заранее натянутую там веревку, из кустов выбегают трое и забивают его камнями, потом все вместе несут его обратно в поселение, там один назначенный человек его разделывает и готовит, другой назначенный человек распределяет эту еду так, чтобы хватило всем, а третий назначенный человек думает, как бы перенести поселение в другое место, ведь здесь природные ресурсы уже истощаются… И так далее. Под это настроена вся наша биология, все наши гормоны, награждающие нас чувством удовлетворения за хорошо выполненную работу и помощь другим, и съедающие нас изнутри за действия, которые могут привести к изгнанию нас из стаи. Ну и, конечно, те же причины сподвигают нас искать друзей и партнеров, с которыми можно разделить тяготы жизни. Это всё вы уже знали и без меня, историями про пещерных людей в наше время никого не удивить. Суть сейчас не в этом.

На YouTube есть видео, где парень решил сделать сэндвич полностью своими руками. То есть подоить корову, получить из неё молоко, из молока сделать сыр, потом посеять пшеницу, подождать, пока она взойдет, перемолоть её в муку, из неё испечь хлеб, потом пойти на охоту за мясом, и так со всеми ингредиентами. На весь процесс у него ушло две тысячи долларов и полгода времени.

Это видео отлично демонстрирует принцип торговли: ты платишь деньги за то, что не можешь или не хочешь делать самостоятельно. Деньги здесь выступают единицей измерения ценности; то есть если ты видишь в магазине буханку хлеба за 100 рублей, значит, с учетом способа ее производства, её качества, размера и других факторов, общество определило её ценность в 100 рублей.

При виде миллиардера, люди часто приписывают его богатству негативные качества, задаются вопросами “скольких он ради этих денег эксплуатировал?” или “скольких обманул и убил?”, но никто не задается вопросом “какую такую огромную ценность он принёс, чтобы столько заработать?”. Если он заработал миллиарды, значит отдал взамен что-то, что общество оценило в миллиарды; если он смог заполучить столько “единиц измерения ценности”, значит должен был сначала отдать пропорциональное количество ценности. Именно поэтому хорошо работающий бизнес приносит столько, сколько приносит: суть предпринимательства в том, чтобы найти проблему и начать продавать её решение (грубо говоря, пользу) в промышленных масштабах. Если у вас свой завод по производству одежды, то вы буквально одеваете сотни и тысячи людей, приносите им таким образом пользу, помогая закрыть потребность в одежде. Если у вас свой канал на YouTube, который смотрят миллионы, значит все эти люди видят в ваших видео какую-то ценность, какой бы она ни была. Так или иначе, вы удовлетворяете потребности миллионов людей, делаете их жизнь чуть лучше, а потому неудивительно, что этот труд хорошо окупается. Так что перед тем, как хотеть большую зарплату, стоит задуматься, что за эту зарплату можно предложить; какой труд общество высоко оценит и почему.

Вернёмся к сэндвичу. В наших реалиях сделать сэндвич невероятно просто: берешь хлеб, который сделал кто-то другой, берешь сыр, который сделал кто-то другой, всё. Две минуты. И купил ты эти ингредиенты, кстати, в магазине, который тоже сделал кто-то другой. Мир, в котором мы живём – одно гигантское разделение труда.

Со времён зарождения человечества, когда один пилил деревья, второй разжигал костёр, а третий охотился, ничего принципиально не изменилось, просто это приняло огромные масштабы. Из-за того, что в этом процессе теперь участвует вся планета, люди больше не видят чётких результатов своего труда и прямого влияния своих действий на окружение. Когда ты охотишься на мамонта, чтобы сегодня не умереть от голода – это одно дело, но в современном мире уже тяжело понять, что именно и для кого ты делаешь, трудно проследить всю логическую цепочку до конца, стало очень много “посредников”. Это наводит меня на мысль, что многим людям не нравится их работа отчасти потому, что они не понимают в ней своей роли. Они не знают, чем сейчас занимается их компания или их отдел; им говорят сделать таблицу в экселе, они это делают, и всё. Это делается в никуда, для кого-то левого, и ощущается бессмысленно.

Как вдохновлять себя на труд – дело каждого, но без труда как такового в вышеописанной модели мира без не обойтись. Сейчас среди молодежи набирают всё большую популярность высказывания, критикующие капитализм, мол, “общество слишком завязано на деньгах и работе, почему это я должен работать, чтобы жить? Еда и вода должны выдаваться бесплатно, а ещё нужно ввести базовый доход, чтобы люди получали деньги просто за то, что существуют”. Безусловно, человек с такими взглядами может отделиться от общества и стать отшельником, своими руками построить себе дом в лесу, охотиться на животных, искать источники воды, пригодной для питья. Но все мы понимаем, насколько это будет ресурсозатратно; каждое небольшое действие будет отнимать все силы и время (тот самый сэндвич за полгода). Поэтому когда мы принимаем осознанное решение, что не готовы распрощаться с нашей комфортной городской жизнью, нужно понимать, что для обеспечения этого комфорта уже потрудились и активно трудятся другие люди. Хочешь-не хочешь, но когда ты живёшь в одном огромном племени, которое ради тебя уже сделало и сыр, и хлеб, и кровать, на которой ты спишь, и весь твой дом, то ты уже не можешь игнорировать всю эту экосистему, бездействовать и просто жить, не предлагая никакой пользы взамен.

И тем не менее, как ни парадоксально, мы всегда стремились именно к такому миру, каким мы его видим сейчас. Если человек – такое существо, которое может выжить только благодаря коммуникации, разделению обязанностей, придумыванию планов и привлечению других людей к этим планам, то разве не логично, что наивысшей формой общества для такого биологического вида будет планета, полностью охваченная его представителями, составляющими единую всемирную сеть, где все одновременно разделяют труд, собирая ресурсы со всех уголков земли и обеспечивая себе и своим собратьям королевские (по меркам пещерных людей) условия жизни? В одной стране добываются и обрабатываются материалы, из которых в другой стране делаются детали, которые в третьей стране собираются в телефон, который потом доставляется в четвертую страну и продаётся вам. А потом вы идёте на работу и точно так же приносите пользу кому-то другому. Наивысшая степень разделения труда. Жизнь в удобном, безопасном, высокотехнологичном муравейнике – то, ради чего мы были созданы.

-–

Благодаря интернету многие люди, у которых раньше не было возможности высказаться и найти единомышленников, получили такую возможность. В их число входят и люди, не любящие свою работу, считающие её нудной, однообразной и низкооплачиваемой, и (зачем-то) терпящие её все эти годы. Когда врата ада открылись (интернет обрёл популярность), все эти люди повально начали делать посты и мемы, создающие негативное впечатление о работе в целом. Думаю, нет нужды приводить примеры бесконечных смешнявок про желание убить своего начальника. В итоге всё привело к тому, что новому поколению, с 2010х годов воспитывающемуся интернетом, навязали, что якобы работать в найме (“на дядю”) – стыдно, а быть винтиком в системе или, не дай бог, “офисным планктоном” – самое страшное, что может произойти с человеком. Интересно, вот эти офисные работники в галстучках и с мешками под глазами как у главного героя “Бойцовского Клуба” реально до сих пор существуют…? Просто образ в голове сидит у всех, но с кем ни поговорю, в жизни их никто не видел…

Со временем ненависть к труду стала всеобщим достоянием и нормой, поэтому по телевизору иной раз можно увидеть рекламу в духе “что, опять понедельник? :(“. Вероятность, что у человека от работы могут загораться глаза, что он на ней чувствует себя полезным, активным, компетентным, видимо, не рассматривается. И это страшно. Какой образ мышления формируется, скажем, у ребенка, который с пеленок только и слышит все вот эти “поскорее бы пятница”? Неудивительно, что так много людей несчастливы, если у них уже заранее вызывает отвращение то, под что они эволюционно заточены. Я сейчас говорю и о работе в целом, и о труде в найме, в нём тоже не должно быть ничего постыдного: наш мозг устроен таким образом, что нам просто-напросто спокойнее и приятнее, когда нам дают чёткие понятные инструкции, когда можно находиться под защитой власти и иной раз не принимать на себя ответственность за сложные решения. Львом быть совсем не обязательно. Представьте, как было бы хорошо, если бы вы могли просто выбрать роль, которую вам нравится занимать в обществе и получать удовольствие от того, что привносите вклад в большое общее дело, не переживая о том, кто там на какого дядю работает и о других подобных социальных играх?

 

-–

Я открываю гугл карты в случайном месте и начинаю рассматривать местность. Вывески магазинов, машины, окна, разные мелочи. Всё построено людьми ради людей. Меня поражает и восхищает комплексность всего этого. И когда я чувствую, что начал что-то понимать, я отдаляю карту и вижу, что таких уникальных городов и поселений тысячи по всей стране. Каждый со своей историей. Соединённые железными и автомобильными дорогами. Это уже повергает в шок. А если отдалить карту еще сильнее… Вы видите этот бесконечный каскад? Как одно выливается в другое, а затем в третье, будучи связанным со всем одновременно? Вот, ради чего люди трудились сотни лет, вдохновляясь теми, кто жил в прошлом, и думая о тех, кто будет жить в будущем. Когда вы едете по шоссе в глуши бог знает где и видите знак, ограничивающий скорость, это значит, что кто-то когда-то приехал в этот лес и поставил этот знак. Такими крупицами и строится наш мир. Всё, что нас окружает, было создано людьми со своими интересами, мечтами, мнениями. Возможно, в моменте им не нравилась их работа. Но осознавали ли они, какой вклад совершают? Что из каждого такого кирпичика и складывается жизнь?

Это чувство очень тяжело передать словами. Бесконечную обширность этого мира. Связь всего со всем. Вклад каждого человека в общее целое, который настолько же мал, насколько бесконечно важен. И я знаю, что хочу тоже в этом поучаствовать.