Tasuta

Воспоминания о службе на Севере в 1971-1973 г. г.

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Три месяца учебы пролетели очень быстро. За это время все хорошо изучили работу радиорелейной станции и были готовы к сдаче экзамена. Преподаватели технических дисциплин были на уровне. Все они имели практический опыт работы на РРС системы «Север».. Экзамен принимала серьезная комиссия, состоящая из представителей командования и технических специалистов. С каждым из нас подробно побеседовали о его опыте работы на «гражданке». Видимо я произвел неплохое впечатление, так как сдал все экзамены с отличными оценками, и был рекомендован на должность инженера эксплуатационно-технического отделения отдельного батальона связи, который располагался в поселке городского типа Тикси. Это было очень большой удачей, так как Тикси был крупным населенным пунктом, куда регулярно прилетали самолеты из Москвы и Якутска. На самом деле, Тикси состоял из нескольких поселков, в одном был аэропорт, в другом порт, жилые дома и все учреждения. Остальные мои знакомые с опытом работы тоже получили назначения в хорошие по северным понятиям места. Особенно повезло сынам руководства, они были направлены на службу в качестве оперативных дежурных нашей системы связи, причем сразу на майорские должности. Все остальные были направлены на капитанские должности.

Перед отправкой в часть наша группа снова вернулась домой на несколько дней, и только потом каждый из нас отправился к месту будущей службы. В канун вылета у меня дома собралась компания самых близких друзей, Лева и Зина Зеликманы, Толя Шапочников, Володя Заседателей, Володя Цаплин, Витя Букшпан, Рая Любавина, Ира Альтшулер. Учитывая, что про будущую службы я уже знал довольно много, настроение было очень бодрое, чего не скажешь о настроении моих родителей. Приятным бонусом было и то, что в Тикси был максимальный коэффициент, по которому удваивался оклад по должности. Если все суммировать, я получал «чистыми» 300 рублей, что было недостижимо для рядового инженера в Москве.

Была вторая половина декабря 1971 г., но настоящая зима в Москву еще не пришла. Провожали меня до Центрального Аэровокзала на Ленинградском проспекте родители и двоюродный брат Гриша Табак. Совершенно случайно он встретил своего двоюродного брата, который руководил там бригадой грузчиков. С ним удалось договориться, что в случае необходимости он сможет переправить посылку в Тикси с кем-либо из пассажиров. Это очень пригодилось в будущем. За годы службы я неоднократно получал посылки с необходимыми продуктами, которые на Севере отсутствовали в принципе. Это были в основном цитрусовые.

Глава 3. Начало службы в Тикси

Перелет из Москвы в Тикси тогда был не простой задачей. Самолет ИЛ18 не мог лететь сразу до Тикси и делал промежуточную посадку для дозаправки. Самолеты тех времен очень сильно отличались от современных. Взлет и посадка вызывали сильную болью в ушах, самолеты были не очень устойчивы к порывам ветра, иногда проваливались в воздушные «ямы». Пассажиров в самолете было мало, в основном, военные и местные жители, которые возвращались из отпусков. Кормили в полете неплохо, мне понравилось. Однако при подлете к Тикси выяснилось, что из-за нелетной погоды посадки не будет и придется лететь дальше.

В итоге приземлились мы только в поселке Чокурдах. Вещи остались в самолете, а всех пассажиров вывели из самолета и повезли в местную гостиницу, которая представляла собой одноэтажное здание. Гостиница была очень убогая, в ней практически не было ничего, кроме нескольких комнат. В нашей комнате было очень холодно и заснуть было невозможно. Но самым интересным был туалет, который располагался на улице рядом с гостиницей. Туалет имел внушительную дверь, за которой ничего не было, кроме выгребной ямы и тундры. Боковые и задняя стенки отсутствовали. Более «оригинального» туалета я в жизни не встречал. Проведя в гостинице ночь, мы вернулись к самолету и продолжили свое путешествие

Добрался я до Тикси в разгар полярной ночи и сразу ознакомился с «прелестями» погоды, когда встречный ветер не позволяет передвигаться в нужном тебе направлении и в двух метрах уже ничего не видно. Аэродром принимал гражданские самолеты типа ИЛ18, ЯК40, а также обслуживал военные самолеты и вертолеты. Перед выходом из самолета наши документы проверили пограничники. Прилететь в Тикси можно было только по приглашению, в командировку или к месту службы.

На входе в аэропорт Тикси висел плакат «Добро пожаловать в Заполярье». В самом аэропорту прямо в главном зале один угол был занят отдыхающими прямо на полу солдатами, которые обслуживали военные самолеты и вертолеты. Они были одеты в замасленные телогрейки и выглядели очень неопрятно. Дождавшись своего чемодана, я стал выяснять, как мне добраться до своей части. Как выяснилось, моя часть располагалась на одной территории с гораздо более крупным радиотехническим подразделением Министерства обороны. На мою удачу, в эту часть ехал еще один пассажир моего рейса, которого должен был встретить автомобиль Он предложил мне поехать с ним. Части находилось за пределами поселка, туда можно было добраться только на служебном транспорте. Наша часть размещалась в одноэтажном здании, половина которого была предназначена для проживания личного состава, а во второй половине находились кабинеты и различные служебные помещения. Недалеко от этого здания был барак, в котором было несколько комнат. В них жили молодые офицеры. После трудной дороги я лег на свободную койку в маленькой комнате и мгновенно заснул. Проснулся внезапно от женского крика, «убивают, спасите». Как выяснилось, врач нашей части, не без оснований заподозрив жену в измене, сильно выпил, схватил охотничье ружье и решил убить жену. Его удалось обезоружить и запереть в каком-то чулане.

Жить в таких условиях не очень хотелось, тем более, что кадровые офицеры с семьями жили в поселке в квартирах со всеми удобствами. Вместе со мной, только на сутки позже, приехал еще один офицер-москвич, и мы попросили у командира части разрешения жить в поселковой гостинице за свой счет. Поселились мы в одной комнате в нормальных условиях и были очень довольны.

Командир нашей части, подполковник, участник ВОВ, был весьма толерантным к молодым офицерам человеком. Насколько я помню, состав нашего отдельного батальона входили следующие станции – в Тикси Амур, в Якутске (пос. Жатай) Вена, между ними Урал, Дон, Волга, на запад Графит, на восток Кварц и Малахит. Наш штаб назывался АМУР1. В штабе в основном служили офицеры на майорских и капитанских должностях и солдаты срочной службы, которые осуществляли вспомогательные функции. Это были водители, солдаты охраны, писаря и т.п. Были и вольнонаемные, в основном жены и дочери офицеров. Отдельной столовой в нашей части не было, питались в общей столовой большой части.

А главным инженером части был москвич, Савин Юрий Александрович, старший лейтенант на майорской должности, очень талантливый инженер. Он очень хорошо относился к инициативным подчиненным, всегда защищал их перед начальством в случае каких-либо их ошибок по неопытности. Я рассказал ему о своем опыте работы, и он предложил служить в качестве магистрального инженера, постоянно прикомандированного к радиорелейной станции, расположенной вблизи Тикси.

На этой станции постоянно жили только солдаты, а офицеры приезжали только на дежурства. Станция размещалась на высокой сопке. На самой вершине сопки располагалось техническое здание с высокими антеннами, направленными на запад, на восток и вдоль реки Лена. Жилые помещения размечались чуть ниже, там и кончалась дорога в поселок. Непосредственно на вершину к техническому зданию в хорошую погоду можно было легко подняться. Но когда начинался сильный ветер, это было очень сложной задачей. В этих случаях помогал металлический трос, держась за который как-то удавалось преодолеть стихию. Дорога на станцию вилась кругами вокруг сопки. Утром всех причастных доставляли к месту службы на грузовике ГПЗ 66 или ГТТ (гусеничный транспортер тяжелый), ехать в котором было особенное удовольствие. Пассажиры сидели вокруг дизеля и выбраться наружу можно было через люки над сиденьем водителя или пассажира рядом с ним. Шум от дизеля не позволял даже разговаривать с соседом. А вот обратно в поселок часто попутного транспорта не было и тогда приходилось спускаться с сопки пешком. Положено было идти по дороге, но это было долго. Если нас собиралось несколько человек, то мы спускались коротким путем. Летом проблем не было, а зимой можно было провалиться в снег и сломать себе ногу о какую-то неровность. Но при мне неприятностей не было и уже через 30 минут можно было дойти до окраины поселка.