Tasuta

Украинский церковный вопрос

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Неопределенность и двусмысленность коммюнике Архиерейского Собора от 12 октября обнажили разномыслие по украинскому вопросу в среде епископата Элладской Православной Церкви. Среди выступлений в поддержку канонической Церкви на Украине важным событием стало совместное письмо четырех греческих иерархов Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Письмо подписали митрополит Дриинопольский Андрей, митрополит Пирейский Серафим, митрополит Кифирский Серафим и митрополит Этолийский Косьма. В основу этого пространного послания легли более ранние публикации по украинскому вопросу, в том числе статьи митрополита Серафима. Авторы письма затрагивают важнейшие темы, связанные с украинской автокефалией, и обращаются к Предстоятелям с просьбой собраться на Всеправославный Собор с тем, чтобы украинский вопрос рассмотрела вся полнота Православной Церкви.

Однако громко звучал и голос тех, кто публично поддержал действия Патриарха Константинопольского Варфоломея на Украине. В частности, митрополит Гортинский Иеремия в достаточно эмоциональном выступлении назвал клеветниками всех, для кого члены новой «автокефальной» структуры являются раскольниками. А монастырь Пантократор на Горе Афон в изданной им брошюре «Вся правда об украинском церковном вопросе» полностью оправдал действия Константинополя, возложив всю ответственность за разделение в мировом Православии на Русскую Церковь. Преосвященный Серафим в своих публикациях показал всю несостоятельность позиции Гортинского митрополита и афонского монастыря, утверждения которых не находят подтверждения ни в недавней истории украинского раскола, ни в каноническом свидетельстве Древней Церкви.

Две другие публикации митрополита Серафима, включенные в настоящий сборник, посвящены отдельным аспектам украинской проблемы. В статье «Совещание Предстоятелей четырех Православных Церквей Ближнего Востока и кризис соборности» владыка пишет о том, что одной из причин нынешнего украинского кризиса является нарушение принципа соборности, которое, по его мнению, проявилось еще на Критском «Соборе», состоявшемся 18–27 июня 2016 года. Этот «Собор» был созван Константинопольским Патриархом вопреки позиции четырех общепризнанных автокефальных Церквей, а регламент его работы в определенном смысле лишал права голоса архиереев-членов «Собора», поскольку голосование по документам, согласно регламенту, осуществлялось «автокефальными Православными Церквами, а не каждым отдельным членом представленных на Соборе делегаций». В статье «Украинские униаты и “объединение церквей”» митрополит Пирейский разбирает продвигаемую отдельными богословами и иерархами идею скорого объединения Православной Церкви с Римско-Католической Церковью. Показывая утопичность этого проекта и его опасность для Православия, владыка обращает внимание на тесные связи украинских раскольников с униатами, в том числе неоднократные факты их сослужения с представителями Католической Церкви.

Предлагаемые вниманию читателей статьи Пирейского митрополита вносят важный вклад в осмысление трагического разделения в Православии, вызванного вторжением Константинопольского Патриархата на Украину и целым рядом его неканонических решений. Публикации преосвященного Серафима могут быть положены в основу дальнейших исследований украинского церковного вопроса и связанной с ним проблемы первенства во Вселенской Церкви. Однако не меньшую ценность они представляют и сами по себе, будучи живым свидетельством веры и ревности об истине нашего современника – греческого иерарха, радеющего о единстве своей Поместной Церкви и всего Православия.

Диакон Сергий Монахов

Подлинные масштабы украинского церковного вопроса

ПИРЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

ОТДЕЛ ПО ВОПРОСАМ ЕРЕСЕЙ И ПАРАРЕЛИГИЙ

1 октября 2018 года, Пирей

С глубоким беспокойством и болью в душе мы, как и весь православный мир, наблюдаем за трагическими церковными событиями последних дней на Украине. Темные силы мирового сионизма и нового мирового порядка с помощью, к сожалению, людей церковных разработали и привели в действие поистине сатанинский план, который служит, прежде всего, двум целям. Первая из них – использовать Православную Церковь как инструмент для достижения своих геополитических задач и добиться полной церковной независимости и отчуждения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, в состав которого она входит уже много веков. Как известно, после провозглашения своей государственной независимости Украина вышла из сферы влияния некогда Советского Союза и в настоящий момент находится в сфере влияния Запада (НАТО, ЕС). То, чего не хватает сейчас, после политического отчуждения, это последующее за ним церковное отчуждение от Матери-Церкви – Московского Патриархата. Вторая же цель – расколоть единство Православной Церкви – нешвенный хитон Христов, чтобы таким образом ослабить ее роль в мире.

Запуск Вселенским Патриархатом процесса предоставления автокефалии Православной Церкви Украины, как было ожидаемо, «открыл мехи Эола» и породил невиданный кризис в отношениях с Московским Патриархатом. Он был усугублен тем, что Вселенский Патриархат направил в Киев патриаршую делегацию экзархов, состоящую из двух архиереев: архиепископа Памфильского Даниила из Америки, и епископа Эдмонтского Илариона из Канады, с тем, чтобы они подготовили почву для предоставления автокефалии. В результате этого 14 сентября 2018 года было созвано экстренное заседание Священного Синода Русской Церкви, который принял решение прекратить поминовение Патриархом Московским Кириллом имени Вселенского Патриарха Варфоломея. В соответствии с заявлением Московского Патриархата, прекращается молитвенное поминовение Вселенского Патриарха, а также церковное общение с иерархами Вселенского Престола. Вместе с этим иерархи Русской Церкви выходят из всех общих комиссий (межправославных и межхристианских). В заявлении также подчеркивается, что «в случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского Патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом», и что «вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на Патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев». Между прочим, незадолго до вышеуказанного синодального решения, 31 августа 2018 года, патриарх Кирилл посетил Фанар и встретился с Вселенским Патриархом очевидно для того, чтобы предотвратить худшее. Однако их встреча потерпела фиаско, поскольку патриарх Варфоломей уведомил патриарха Кирилла о том, что процесс предоставления автокефалии Украинской Церкви уже запущен и обязательно продолжится.

Этот вопрос в целом весьма сложен, поскольку включает в себя множество параметров как церковных, так и политических. Далее мы попытаемся указать на самые главные из них, предварительно сделав краткий экскурс в историю Украинской Церкви.

Как известно, начало распространению христианства в русском народе на территориях тогдашнего Киевского княжества было положено в конце X века (988) и связано с энергичными усилиями византийских миссионеров и горячей поддержкой первого великого христианского правителя – святого Владимира (980-1015). Новообразованная первая церковная община в районе Киева быстро развилась, организовалась и органически вошла в административную юрисдикцию Вселенского Патриархата под управлением митрополита Киевского и всея Руси. Его кафедра находилась в Киеве в тогдашней «матери городов русских». Эта административная зависимость стала твердым официальным основанием для постоянных духовных отношений между этой Поместной Церковью и Вселенским Патриархатом на протяжении примерно пяти веков, поскольку митрополиты Руси, как Киевского (X-XIII вв.), так и Московского (XIV–XV вв.) периодов, избирались или рукополагались Вселенским Патриархатом. Последним византийским митрополитом Руси Московского периода был Исидор, которого низложили за то, что он подписал унию на Ферраро-Флорентийском лже-соборе (1438–1439). После этого лжесобора епископы Русской Церкви в 1448 году собрали Поместный Собор без согласия тогдашнего Вселенского Патриарха Григория Маммы (1445–1450), поскольку тот принадлежал к фракции униатов, и избрали митрополитом Московским святителя Иону. Этот же Собор провозгласил Русскую Церковь автокефальной. В недавнем заявлении Московского Патриархата говорится: «Решением Константинопольского Собора 1593 года с участием всех четырех Восточных Патриархов Московская митрополия была возвышена до статуса Патриархата. Этот Патриархат объединял все русские земли, о чем свидетельствует письмо Патриарха Константинопольского Паисия Патриарху Московскому Никону от 1654 года, где он именуется “Патриархом Московским, Великой и Малой Руси”. Воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью произошло в 1686 году. Об этом было издано соответствующее деяние за подписью Патриарха Константинопольского Дионисия IV и членов его Синода. В документе нет ни слова о временном характере передачи митрополии, о чем ныне безосновательно говорят иерархи Константинополя». С тех пор и вплоть до XX века ни одна Поместная Церковь, включая Вселенский Патриархат, никогда не оспаривала юрисдикцию Русской Церкви над Киевской митрополией.

В заявлении Московского Патриархата также подчеркивается, что «позиция по вопросу об автокефалии, которую озвучивает сейчас Константинопольская Патриархия, полностью противоречит согласованной позиции всех Поместных Православных Церквей, выработанной в результате непростых дискуссий в рамках подготовки к Святому и Великому Собору и зафиксированной в документе “Автокефалия и способ ее провозглашения”, который был подписан представителями всех Поместных Церквей, в том числе Константинопольской Церковью. В отсутствие официальной просьбы об автокефалии со стороны епископата Украинской Православной Церкви патриарх Варфоломей принял к рассмотрению просьбу, исходящую от украинского правительства и раскольников, что полностью противоречит его собственной позиции, которую он до последнего времени занимал и о которой неоднократно заявлял публично. В частности, в январе 2001 года в интервью греческой газете “Неа Эллада” он говорил: “Автокефалия и автономия даруется всей Церковью решением Вселенского Собора. Поскольку же по разным причинам невозможен созыв Вселенского Собора, то Вселенская Патриархия, как координатор всех Православных Церквей, дарует автокефалию или автономию, при условии, что они это одобрят”.

 

На основании исторических данных и исходя из последних церковных событий, мы могли бы сделать следующие выводы:

1. Вот уже три с половиной века, начиная с 1686 года, Киевская митрополия принадлежит церковной юрисдикции Московского Патриархата, а нынешний митрополит Киевский Онуфрий признается всеми православными Патриархатами и автокефальными Церквами единственным законным и каноническим митрополитом Киевским.

2. Киевская митрополия, возглавляемая митрополитом Онуфрием, которая представляет подавляющее большинство (приблизительно 80 %) украинского народа и насчитывает более двенадцати тысяч приходов, в настоящий момент не просит об автокефалии и желает оставаться в церковной юрисдикции Московского Патриархата.

3. Автокефалию просит небольшая группа епископата, представляющих приблизительно 20 % украинского народа. Эта группа откололась от Московского Патриархата и создала свою собственную раскольническую Церковь под названием Киевский Патриархат, возглавляемый раскольником – патриархом Киевским Филаретом. Как сам Филарет, так и другие иерархи его группировки были извергнуты из сана Московским Патриархатом. Следовательно, проблема заключается в удовлетворении нужд немногих раскольников, а не в подлинном интересе Церкви, которая продолжает свое спасительное делание в многострадальной Украине.

4. Автокефалии также желают и нынешние украинские власти во главе с президентом Порошенко, который, однако, является униатом. Стоит отметить, что униатское сообщество на Украине, которое на протяжении веков действует как троянский конь папизма, коварно занимаясь прозелитизмом во вред православным, прекрасно сотрудничает с филаретовскими раскольниками.

5. Вместо того чтобы потребовать от раскольников восстановить свои отношения с Московским Патриархатом и в покаянии вернуться в лоно Русской Церкви, Вселенский Патриархат спешит наладить с ними сотрудничество и удовлетворить их просьбу. Но так он косвенно признает раскол, который те породили, и игнорирует факт их извержения из сана. Как известно из канонического права нашей Церкви, когда какая-то Поместная Церковь извергает из сана клирика, все другие Поместные Церкви обязаны признать этот факт.

6. Вселенский Патриархат соглашается сотрудничать с президентом-униатом. Он согласен взаимодействовать с извечными и коварными врагами Православия, которые до сего дня принесли нашей Церкви неисчислимые беды. Один этот факт сам по себе уже говорит о многом.

7. Вселенский Патриархат снисходит до того, что становится пешкой и инструментом в руках темных сионистских центров Запада, обслуживая их геостратегические интересы и стремления.

8. Этим действием Вселенский Патриархат прекрасно служит планам Ватикана, который только и ждет, чтобы воспользоваться церковным кризисом и усилить место и роль унии на Украине.

Раскол уже начался, и это факт. И по всему видно, что есть тенденция к тому, что он приобретет все больший масштаб, грозя непредвиденными последствиями для всего Православия, поскольку и другие Поместные Церкви – Сербский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты выразили свое несогласие и озабоченность в связи с действиями Вселенского Патриархата, который, похоже, отступать не собирается. Стоит вспомнить наполненное драматизмом письмо Патриарха Сербского Иринея, назвавшего украинский церковный кризис – плодом ереси этнофилетизма, каковая «является одним из основных несчастий современного Православия…Государства, народы и “народы”, среди которых сегодня есть запрос на автокефалию, на практике проявляют активное участие в инспирированных государством “политических расколах”, открыто оправдывающих свою губительную деятельность ссылками на государственную и национальную целесообразность (Украина, “Северная Македония”, Черногория…), являются плодами творения коммунистов. И в настоящее время в большинстве своем возглавляются атеистами, например, некрещеный и безбожный правитель Черногории или “всесобирательный верущий” глава Украины, которого можно увидеть как в канонической Церкви, так и у раскольников, и у униатов. Они требуют автокефальную Церковь не потому что являются ее верными чадами, а с той целью, чтобы удобно, а, скорее всего, во зло воспользоваться ею для упрочения собственной светской, а по сути безбожной идеологии власти и низких интересов. В итоге речь идет о дурном обращении с Церковью и верой». И завершает он свое послание словами о том, что «для единства святого Православия будет весьма рискованным или даже катастрофическим и роковым» деянием «оправдание и восстановление в архиерейском сане раскольников, и, в особенности, архираскольника “патриарха” Киевского Филарета (Денисенко), равно как и принятие в литургическое и каноническое общение раскольнических сообществ без покаяния с их стороны и возвращения в единство с Русской Православной Церковью, от которой они откололись, без согласия Московского Патриархата и координации этого процесса с ним”».

Драматизмом наполнен и недавний общий призыв Патриарха Александрийского Феодора и Архиепископа Польского Саввы к торжеству здравого смысла и ответственности за единство Православия. Следует также отметить и постоянную позицию Иерусалимского Патриархата и лично патриарха Феофила, заключающуюся в том, что канонической Церковью Украины является Церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием, и что без ее решения не следует производить никаких изменений.

В любом случае, мы считаем, что для решения украинской проблемы сейчас необходим созыв Всеправославного Собора, потому что такой серьезный и сложный вопрос, как украинский, может быть разрешен только на Соборе. И соборяне, оказавшись на высоте обстоятельств, в духе последовательного православного образа мыслей и искренней о Христе любви и ответственности должны будут разрешить этот вопрос во всей его совокупности. После чего должны будут призвать к покаянию и возвращению в каноническую Церковь Московского Патриархата и раскольнические группировки. И, наконец, все мы да вознесем теплые молитвы и моления, чтобы Господь просветил церковное руководство, от кого это зависит, чтобы оно сделало все, чтобы уврачевать начавшийся раскол. Ведь раскол – это столь великое и страшное зло, что оно, как подчеркивают святые отцы, даже не смывается мученической кровью!

митрополит Пирейский Серафим