Тася и Чудовед в Нарисованной стране

Tekst
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

5.

Очутившись на берегу, Тася огляделась. Впрочем, видно было не то чтобы много. В нескольких шагах росли деревья, причем кое-где они так сплелись ветками и корнями, что получился непролазный лабиринт. У Таси загорелись глаза, и она чуть было не направилась исследовать его, но заметила на берегу, неподалеку, склонившуюся над землей фигурку.

– Смотри, Чудовед, там кто-то копошится в земле.

– Так-так, – прищурился Чудовед, – кажется, это Мастер-Кудастер. Опять что-нибудь изобрел… Пойдем посмотрим, что за идея пришла в его сумасбродную голову на этот раз.

Тася и Чудовед подошли к склонившемуся над землей человечку, но он был так сосредоточен на своем деле, что не заметил их.


– Здравствуйте! – воскликнула Тася.

– А? – Мастер-Кудастер поднял голову и рассеянно посмотрел на нее, – здравствуйте!

Он поспешно вскочил на ноги и принялся стряхивать песок с потрепанного сюртука, из многочисленных карманов которого торчали всяческие полезные принадлежности: карандаши, линейка, циркуль, гаечный ключ, огромный шуруп и коробок скрепок. Наконец отряхнувшись, он произнес:

– Мастер-Кудастер, с вашего позволения, – и поклонился, так что шляпа, не менее потрепанная, чем сюртук и даже кое-где прохудившаяся, упала на землю. Он схватил ее и принялся отряхивать.

Тася хихикнула и тоже представилась:

– А я Тася, а это мой друг Чудовед. Мы с ним путешествуем. Вот увидели вас на берегу и решили узнать, чем вы тут занимаетесь.

– О да, Чудовед, где-то я вас видел… Чем же я занимаюсь? – человечек снял очки, протер их полой своего сюртука, – измеряю глубину, на которой нужно будет копать.

– Копать что?

– Траншею, – и человечек снова опустился на корточки, будто позабыв про Тасю и Чудоведа. Тася присела рядом с ним:

– А для чего вам копать траншею?

– Как же, чтобы провести трубу до своего дома.

– Какой любопытный камень! Вы его в реке нашли? – вставил Чудовед. Он поднял отливающий зеленым цветом камешек с кучки бумажек, и они, подхваченные ветром, тут же разлетелись.

– О нет! – Мастер-Кудастер вскочил и стал ловить улетающие бумаги, – Мои чертежи!

Тася бросилась ему на помощь, и вскоре все бумаги были пойманы.

– Вы едва не погубили весь мой труд! – Мастер трагически прижал бумаги к груди.

– Простите, я совсем этого не хотел, – виновато произнес Чудовед.

– Вот всегда так – стоит кому-то появиться, и тут же начинаются неприятности!

– Хм, ну и вежливость! – сказала Тася, – Пойдем, раз мы тут лишние, Чудовед!

– Постойте, – Мастер смутился, – я почти закончил. Сейчас только запишу последние цифры и поеду домой. А вы, раз уж появились, пожалуйте в гости. Посмотрите на мои последние изобретения!

– Ну вот, другое дело, – и Тася подмигнула Чудоведу.

Мастер-Кудастер начиркал что-то на бумагах, свернул их, засунул карандаш и измерительную ленту в карман, и объявил:

– Ну, прошу за мной.

Когда узкая тропинка между деревьями стала чуть шире, Тася увидела под одной из елок причудливую деревянную конструкцию на трех колесах от детского велосипеда, в центре которой торчало что-то вроде ветряной мельницы.

– Это ветряной самоход, забирайтесь! Мое верное средство передвижения, которое не требует никакого топлива, кроме ветра!

– Как это? – изумилась Тася, разглядывая необычную машину.

– Я использовал принцип ветряной мельницы: ветер крутит вот эти лопасти, а от них передается импульс в механический двигатель, который запускает колеса…

– А если ветра нет? – спросил Чудовед, забравшись в самоход.

– Ну, на это случай здесь предусмотрены педали. И самоход работает как обыкновенный велосипед, – Мастер-Кудастер пропустил Тасю, отвязал самоход от дерева и занял место у руля.

Подул ветер, и самоход тронулся.

– Какая любопытная штука! – не уставала восхищаться Тася, – конечно, едет не так быстро, как обычные машины, но зато это так интересно!

– Не один год ушел на ее создание! – сказал Мастер-Кудастер, – Я собираюсь приспособить его для полетов, вот только закончу с трубопроводом.

– А зачем вам трубопровод?

– Для некоторых экспериментов непременно нужна вода, и одного только колодца не хватает. Ну, вот мы и приехали! Слезайте! А я, с вашего позволения, отправлю самоход на отдых.

Пока Мастер заводил свой самоход под большой навес, сшитый из нескольких зонтиков и натянутый между деревьями, Тася рассматривала дом. Первый его этаж был, как обычно, сложен из камня, зато второй был наполовину закрыт стеклянным куполом, похожим на большой перевернутый аквариум. Затем Тася принялась разглядывать двор: там и сям торчали бутылки и банки, наполовину вкопанные в землю. В них копошились мелкие жучки.

– Что это такое? – спросила Тася, когда Мастер-Кудастер вернулся к ним.

– Это моя система освещения. Видите, – он наклонился и достал одного жучка, – это светлячки. Днем они набирают солнечный свет, а ночью излучают его. Так что если ночью меня настигнет какая-нибудь идея, а так чаще всего и случается, – я могу тут же приняться за работу во дворе.

– А это что? – Чудовед указал на каменные глыбы в дальнем конце двора, над которыми было закреплено большое велосипедное колесо.

– Это колодец.

Они подошли поближе, и Тася заглянула внутрь. Каменные глыбы уходили вглубь, и где-то на дне переливалась вода.

– Боюсь, с моими экспериментами он скоро пересохнет. Вот я и решил построить трубопровод прямо до реки. Правда, копать его придется довольно долго…

– А зачем здесь колесо? – спросила Тася, разглядывая необычный колодец.

– На него наматывается веревка, на которой закреплено ведро. С помощью вот этой ручки, – и Мастер-Кудастер показал на ручку от шарманки, прилаженную к колесу, – его можно крутить и поднимать или опускать ведро внутрь.

Тася тотчас же испробовала, как это действует: из колодца и в самом деле показалось ведро, откуда выскочила лягушка и с кваканьем ускакала.

– Да уж, трубопровод и правда не помешает, – сказала Тася. – А зачем вам стеклянная крыша?

– Пройдемте туда, и сами все увидите.

Они зашли в дом. Весь первый этаж занимала одна большая комната, в центре которой были разложены бумаги с чертежами и свалена куча металлических труб. Там и сям были нагромождены самые разные предметы: бруски, рейки и доски, разноцветные мотки проволоки и веревки, наполовину разобранный патефон, стремянка, бутылки всех возможных размеров и форм, металлические коробочки от чая и печенья, бутылочные крышечки, ведро с песком, лопата, несколько резиновых сапог без пары и даже гора жестяных банок из-под газировки. Тася едва не потерялась в этом беспорядке, зато для Мастера-Кудастера это была родная стихия.

– Это моя мастерская, – гордо объявил он, – тут рождаются и созревают мои идеи. Некоторые из них поистине грандиозны! Вот это, – он показал на кучу кирпичей, жестянок и каких-то других непонятных вещей, – морозогрев, который в холод греет, а в жару – охлаждает. Правда, пока я никак не могу придумать, как именно он будет работать. А вот это, – он подошел к патефону, из которого торчали пружинки и прутья, – самописная машина. Она будет под диктовку записывать мои слова, так что не придется больше тратить время на возню с бумажками. Только пока она не закончена. Но ничего, все успеется. Мои изобретения и так опережают свое время…

Видимо, увлекшись мечтами, Мастер приумолк на минутку. Тася между тем заметила у одной из стен ящики из-под посылок. Они были наставлены друг на друга таким образом, что образовывали лестницу на второй этаж. Как и все жилище, ящики были заполнены разными разностями: в одном из них виднелись катушки из-под ниток, в другом – спичечные коробки, в третьем – гвозди разных размеров…



– Это путь на крышу? – спросила Тася, указав на ящики.

– Один из двух.

– А какой второй?

– Пойдемте за мной, покажу.

Они вновь вышли на улицу и обошли дом сзади. Там между деревьями было туго натянуто большое полотнище.

– Вот, пожалуйста, батут! – провозгласил Мастер-Кудастер, – с его помощью можно запрыгнуть на крышу.

– Ух ты! – загорелась Тася, – можно попробовать?

Она взобралась на полотнище и начала прыгать, с каждым разом все выше. Распрыгавшись как следует, она взлетела над домиком и приземлилась на втором этаже. Вслед за ней на крыше очутился Мастер Кудастер.

–Чудовед, тебе лучше забраться по лестнице, – предостерегла Тася, но было уже поздно. Чудовед уже кувыркался на батуте, никак не осмеливаясь приземлиться.

Тогда Мастер-Кудастер скрылся в доме и вернулся с большим сачком. Вместе с Тасей они протянули его над батутом и наконец поймали незадачливого товарища.

– Уффф, ну и разминка для моих старых костей, – произнес Чудовед, выбираясь из сачка.

– Именно поэтому в доме есть еще и лестница. К тому же, зимой батутом не воспользуешься, – объяснил Мастер, открывая дверь в стеклянном куполе.

В противоположность первому этажу, здесь было почти пусто: только на полу стояли точно такие же банки со светлячками, как и во дворе, а в центре комнаты – толстая кипа бумаг и огромная труба на треноге.

– Это моя астрономическая лаборатория. Здесь я по ночам наблюдаю за звездами. Телескоп я тоже соорудил сам, – похвастался Мастер-Кудастер.

Тася задрала голову и сощурилась от солнца. Сквозь стеклянную крышу было видно все небо, и от восторга у нее защекотало в груди. Чудовед тем временем пытался совладать с телескопом.

– Только ничего не крутите! – предостерегающе замахал руками Мастер, – Вы собьете нужный фокус, а я так тщательно его настраивал!

Чудовед покорно отступил от телескопа, запнулся о кипу бумаг и еле удержался на ногах.

– К тому же днем все равно ничего не видно, – продолжал Мастер, – зато ночью можно наблюдать целые звездные миры, другие планеты, полет комет… Но самое главное – сиреневую звезду!

 

– А что это за звезда? – полюбопытствовала Тася.

– Это самая яркая звезда во вселенной! Я уже давно наблюдаю за ее движением, и совсем недавно вычислил, где она находится. Вот усовершенствую свой самоход, и полечу туда…

Мастер-Кудастер мечтательно прикрыл глаза.

– Только сначала вам придется закончить трубопровод, – напомнила Тася.

Мастер-Кудастер будто очнулся, поморгал и протер очки о полу сюртука.

– Да, – задумчиво произнес он, – трубопровод не терпит отлагательств.

– Тогда мы не будем вас больше отвлекать, – сказала Тася. Взглянув напоследок на небо, она добавила: – Вы и правда настоящий изобретатель, самый-самый изобретательный из всех, кого я видела!

Мастер растроганно заморгал.

– А мы пойдем дальше, – Тася покосилась на Чудоведа, – только спустимся, пожалуй, по лестнице.