Tasuta

Terra Interna

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Много мечетей, прям как детских садов у нас. И пять раз в день жаркий воздух наполняет призывным распевом муэдзина, и все мужчины стремятся в храм. Ислам и законы Шариата делают своё дело: нет преступности и пьяных рож. Нет ревнивых разборок – на женщину просто не взглянуть, ведь она в парандже или золотой маске: одни глаза, но какие…

26 апреля (понедельник)

Отовсюду пахнет горячей шавермой, кипящим маслом, благовониями и специями, диковинными фруктами и йодистым морским ветром, ещё какими-то цветами и сырой нефтью, но чуть-чуть.

Лавки ломятся от дешёвых товаров, кипит бойкая торговля, сверкают неоном и взрываются миллиардами лампочек витрины гипермаркетов. На золотом рынке, в лабиринте узких улочек, нашпигованных ювелирными лавками, рябит в глазах Aurum. Всяческие украшения с камнями и без, цепи и браслеты, многокилограммовые пояса верности.

27 апреля (вторник)

Здесь даже есть золотые соски-пустышки, что удивило меня как детского врача. Я не устоял и купил себе кулон в виде золотой рыбки (в честь своего знака зодиака). Не мог не купить: цены более чем привлекательные и всегда можно поторговаться. Даже нужно, ибо торговец будет очень удивлён и обижен, если не начать сбивать выставленную цену. Впрочем, такая традиция характерна для многих арабских и вообще южных стран. А торговаться я научился. По мне это.

28 апреля (среда)

Побывал я и на рынке специй, что в старых кварталах Дейры. Пряности со всего востока лежат здесь в открытых мешках и ящиках. Запах стоит головокружительный: перец и корица, кориандр и кардамон, анис и шафран, ваниль… ещё множество незнакомых мне кореньев. Всяческие орехи, кофе, каркаде. Обонятельные клетки сходят с ума, одежда пропитывается ароматом. Тут же продают арабские благовония: масла и смолы. Глыбятся в грубых коробках куски морской соли, в баночках томятся 114 кристаллы ментола. А ещё табак для кальяна. Вам уже известно, что я большой любитель покурить кальян, особенно в восточной стране. Вечером ходил в уличное кафе и наслаждался ароматным дымом под местную музыку. Это почему-то настраивает меня на философский лад, заставляет думать о вечном, нетленном.

Дубай разделён рукавом Персидского залива – довольно широкой протокой под названием Creek Dubai. Переправиться через него можно на водном такси – абре. Огромный контраст: старая лодочка проплывает мимо футуристических небоскрёбов. По берегам стоят усталые доу – большие деревянные корабли, построенные без единого гвоздя.


29 апреля (четверг)

Эти лодки имеют древние корни, но и по сей день это торговый флот Аравии. Их доверху нагружают товаром, и они отправляются через залив в Иран, но могут и до Йемена, даже до Индии могут добраться. Помимо эмирата Дубая, я посетил ещё ортодоксальную Шарджу, где даже мужчины должны ходить в одежде с длинным рукавом. Про женщин и говорить нечего. Всё очень строго. Шариат, однако. Также побывал в эмирате Фуджейра, что расположен на берегу Индийского океана. Путь туда лежал сначала через пустыню, а потом на пути встали горы – невысокие, но всё же. Горная дорога проходила через перевал Хаджар, там горы своими коричневыми спинами образовали довольно глубокий каньон. На перевале был FOTOSTOP. Здесь я пожалел, что не умею летать. Простор захватывал, а в голове крутилась детская песенка:

 
… Где-то там, за седьмым перевалом
Свежий и чистый, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый (то ли волшебный, то ли прекрасный) в мире цветок…
 

По дороге заехали на рынок ковров и фруктовый базар, где полюбовался торговлей, приобрёл манго и отведал кокосового молока.


30 апреля (пятница)

Климат на побережье океана помягче, ветер и солнце в дымке, рассеянный ультрафиолет от этого не менее агрессивен. Этим и славится Фуджейра. Огромные и пустынные белые песчаные пляжи, горы, коралловые рифы. Здесь я впервые увидел динамику прилива и отлива, видел, как уходила вода, обнажая путь к коралловому острову. Почти весь день я, вооружившись трубкой и маской, гонял в кораллах тропических рыб всех цветов радуги и всевозможных форм. Да, прелесть мира в его разнообразии. В косяках – серебристой стеной яркая мелочь, лениво шевелящая плавниками и окулярами рыбьих глаз, крупные морские окуни и рыба-наполеон. Ещё много видов, я не знаю их названий. Моллюски, крабы, черви, ещё кто-то… С акулой я, к счастью, не встретился и, к сожалению, не видел морских черепах. День унёсся мгновенно. Единственным огорчением было то, что у меня всё же сгорела кожа головы, и неприятные ощущения мучили ещё пару суток. Плотно отобедав в ресторане прибрежного отеля и позевав на шезлонге в тени пальм, я двинулся в обратный путь. Он пролегал через соседнее государство Оман, так что мне удалось побывать в двух странах за одну поездку. Теперь в моей коллекции их десять. 10!


1 мая (суббота)

В султанате Оман нефти нет. Это аграрная страна. Оман беднее Эмиратов, что сразу бросается в глаза, как только пересечёшь границу. Лощёные виллы сменяют глинобитные хижины терракотового цвета, дороги похуже, кандуры на местных поскромнее. Контраст налицо. Главной же целью в Омане для меня было посещение верблюжьей фермы. В моём представлении было нечто вроде огромного коровника, как в российских колхозах, но только с верблюдами. Оказалось, всё намного проще. В загоне у ветхой хибары всего три верблюда. Это беговые верблюды. В ОАЭ национальный вид спорта – верблюжьи бега. Для этого есть специальные стадионы. Ставки. Тотализатор. Азарт. Цена хорошего верблюда доходит до 1 миллиона долларов, так что труды окупаются с лихвой. Один верблюд на ферме – на продажу, и верблюдица с месячным верблюжонком. И всё. Я кормил верблюдов с рук местной лепёшкой и фотографировался в тот момент, когда верблюдица своими мягкими губами взяла лепёшку у меня из рук. Верблюжонок всё жался к матери. Клёво!


2 мая (воскресенье)

Катание на верблюдах меня не прельстило, ибо хватило в Египте: очень неудобно ездить на них. А верблюжье молоко я уже пробовал в Тунисе.

В Дубай возвращался затемно. Солнце здесь будто резко проваливается часов в 7 вечера за горизонт. Чёрное небо усыпано звёздами. Однако в наших широтах звёзд всё же больше, особенно в августе. Город встречал огнями, усталые ноги просились гулять и гулять…

Неделя отдыха, с одной стороны, пролетела мигом, с другой – ощущение, что дома я не был целую вечность. Все проблемы растворились, остались в той жизни, что была до Эмиратов. Скучать я не начал, но червячок, зовущий домой, зашевелился в моём сердце…

Вот собраны сумки, прощайте Эмираты. Брошены монетки в Персидский залив. Быть может, я когда-нибудь ещё приеду сюда. Спасибо этой земле, что дала мне отдохнуть, что дала силы жить дальше. Спасибо и отелю, что был для меня хорошим домом. В общем, мне очень понравилось. И я очень рекомендую тебе, читатель, когда-нибудь обязательно посетить ОАЭ.

Огромный современный аэропорт встречает и провожает самолёты, даже красавцы-воздушные слоны Boeing 747 могут садиться здесь. Богатейший и дешёвый Duty free с выставкой машин от Porsche и Maserati. Здесь я беру бутылку рома Bacardi. Буду пить дома и гостей угощать, а ещё дарить сувениры.


3 мая (понедельник)

Вот и полёт со всеми его прелестями. Прохладная Москва. Добрые родственники. Ярославский вокзал и поезд с попутчиками. Стук колёс как стук сердца. Ближе, ближе к родному городу. Вот уж мост через широкую реку, знакомые силуэты моего города. В горле – комок, а на глаза наворачивается слеза. Всё же как хорошо дома… Ведь, пожалуй, возвращение есть главная составляющая путешествия!


4 мая (вторник)

Так закончился мой вояж в ОАЭ. Он навсегда останется в моей памяти. А от переполняющих меня впечатлений рождён небольшой экспромт в качестве…

 
Рассказал я вам, ребята,
Чем богаты Эмираты,
Как арабы нефть качают,
Небоскрёбы вырастают
На персидских берегах,
В золоте, в огнях неона
Утопает этот край,
Так из окон самолёта
Открывается Дубай…
 

5 мая (среда)

Я уже целую неделю как приехал в наш убогий, но всё же родной и милый сердцу город. Не могу прийти в себя от контраста увиденного, пугливо озираюсь на нашу действительность и грязь, серость и холод. Но не всё так плохо.

Похоже, что судьба улыбнулась мне, и я всё же вытащил счастливый билет. Это выяснилось ещё в начале марта, но я умышленно не раскрывал карты, дабы не сглазить, не делить шкуру неубитого медведя. Вот и сейчас пишу, скрепя сердце, скрестив пальцы, чтоб не вспугнуть удачу.

Об этом я даже и не мечтал, не рассматривал такого варианта, как врачебная должность в родном отделении пульмонологии, где я служу медбратом уже почти семь лет. Однако произошла подвижка, и освободилось место. Почему-то выбор пал на меня, и заведующая любезно предложила занять место детского пульмонолога именно мне. О детских лёгочных болезнях я мечтал ещё с первого курса, но с возможностью освобождения ставки было глухо, без перспектив. И вот чудо произошло. Путешествие, видимо, оказалось моим рубиконом и катализатором судьбы, хотя я до сих пор не верю до конца, что так хорошо и складно может быть, боюсь провокаций и подвохов.


6 мая (четверг)

Я не успокоюсь, пока все документы не будут оформлены, а произойдёт это в конце июня, когда я получу сертификат после прохождения интернатуры и сдачи экзамена.

Пока же, с 26 апреля, я работаю в отделении врачом де факто. Мне очень здесь нравится. Это моя стихия, мой второй дом, все здесь знают меня, и я знаю всех. И опять я не распыляю энергию для создания своего имиджа: он уже создан, не надо в чём-то ущемлять и ломать себя, терпеть определённые унижения и наезды для того, чтобы влиться в коллектив. Я чувствую себя как рыба в воде.

 

Знакомы мне и многие пациенты. Я разбираюсь в патологии органов дыхания у детей лучше, чем в любой другой области педиатрии. По пульмонологии у меня вышло две печатных работы и одна по смежной фтизиатрии. За время учёбы я, будто зная, собирал библиотеку пульмонологической литературы. Темп моего мышления позволяют весьма оптимально и экономично для себя и для других трудиться на этом поприще.


7 мая (пятница)

В общем, с учётов всех вышеперечисленных доводов, мне видится вполне закономерным умозаключение: я не случайный человек в детской пульмонологии. И судьба вновь благоволит мне. И, хочется надеяться, что этот дар судьбы будет доведён до конца: буду работать, в течение года пройду специализацию. В целом, всё будет O’кей!

За плечами первомай с его краснопёрыми демонстрациями и толпами, ожившие от зимней спячки дачники, штурмующие свежевыкрашенные зелёным электрички. Пахнет вылупившейся травой, черёмухой, дымком и приближающимся летом. Так пахнет прогретый солнцем и насыщенный ультрафиолетовым озоном воздух. Солнце дарит прекрасное расположение духа.

Мама моя отдыхала на нашем курорте. И в эти майские дни я навестил её. Погуляли по набережной, подышали воздухом. Выпили красного вина и нашу Галю помянули, прогулявшись до дачного участка. Да, если бы Галя была жива, она давно бы уже жила на даче, но сейчас там запустение.


8 мая (суббота)

Нет света и воды в скважине, на площадке перед крыльцом ещё лежит снег. Уныло и неуютно, дом выглядит глупым и сиротливым с пыльными окнами. Будет ли нынче дачный сезон? Как хотелось бы этого летнего веселья, жарких бань, купания в заливах, игр с Соней и другими детьми, душевных разговоров… Неужели всё это в прошлом?..


9 мая (воскресенье)

Сегодня День Победы. Победы над ужасной фашистской Германией. Очевидцев того времени остаётся всё меньше и меньше. Ветераны, словно мастодонты, древние ящеры, увешанные латами медалей, уже с трудом выходят на улицы города. Их очень жаль. Они выиграли страшную войну, а на старости лет ветеранов ожидало почти нищенское существование, когда их надо на руках носить и ни в чём не отказывать. Но Россия являет собой пример всему миру того, как не должно быть. Это предназначение нашей страны. Так говорил ещё Чаадаев. Скоро ветеранов вообще не останется, войну забудут и захотят разбудить новую – руки у них просто чешутся…Только б не в мой век. Пожалуйста!

Я же чествовал День Победы в городском парке, благо погода позволяла: было тепло и солнечно. Пили пиво и кусали за ляжку жареную на вертеле курицу. С коньяком поднимали тост за Победу. Поздравляли ветеранов. Смотрели салют…

Компанию мне составлял мой старый друг по учёбе Лёха Веселовский. Очень колоритный господин, выглядящий старше своих лет. Неизменно одетый в костюм и рубашку с галстуком. Знаю его с первого дня учёбы в академии. И с первого дня он носил усы. Наверное, он родился с ними. Лёха сейчас работает на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии, преподаёт. Он пришёл туда на кружок ещё восьмиклассником, да так и остался.


10 мая (понедельник)

В педиатрию Лёха сунулся зря, ибо в процессе учёбы выяснилось, что он детей терпеть не может. Интерес к учёбе у него пропал, и он едва получил диплом. Зато появился интерес к противоположному полу, и Лёха снискал репутацию бабника. Ни одну юбку мимо не пропустит. Несмотря на то, что он толстый (меньше центнера никогда не весил), бабы тоже на него смотрят. Что они в нем нашли?


11 мая (вторник)

Результатом увлечения противоположным полом стала ранняя женитьба и не совсем гладкая семейная жизнь, к которой Лёха оказался попросту не готов. Не созрел он и стать отцом, но сын у него родился. 120

Лёху я научил пить водку курсе на втором, и он очень преуспел в этом умении. Посиделки наши были всегда душевными. Хотя иногда Лёха раздражал меня своим отношением к учёбе и детям, раздолбайством по жизни.

Я, конечно, не «Кукрыниксы», но карикатурами на Лёшу баловался. Необходимо отдать должное его толерантности к критике. Он не обижался на меня за стишки и шаржи, порой весьма ядовитые. В целом, он замечательный человек: добрый, с чувством юмора. Ему немного не повезло с выбором профессии. Он остаётся моим другом по сей день. Лёха из тех, кто знает о тебе всё, но продолжает любить и уважать тебя. И я в свою очередь отношусь к нему так же…


12–18. мая.

Неделю был поглощён детской пульмонологией.


19 мая (среда)

Кометой стремлюсь к окончанию интернатуры. По дороге что-то теряю, что-то приобретаю. Постепенно откалываются куски неиспользуемых знаний (например, я совсем позабыл акушерство или профессиональные болезни). Происходит атрофия от неупотребления, умирают эти рудименты остова моего знания. Но в то же время теоретический скелет обрастает мясом практики. В жизни всё совсем не так, как нас учили, к этому приходится приспосабливаться. Анахронизмом сохраняется во мне двоякое осмысление своей деятельности. Иногда мне кажется, что я уже совсем неплохо разбираюсь в дисциплине – в детской пульмонологии, а иной раз у меня ощущение, что я полнейший дурак.

Бывает и такое: когда я бессилен помочь ребёнку, все мои теоретические выкладки равны нулю, а арсенал лекарств не позволяет совершить чудо, из глубин моего сознания возникает своего рода архетип. Я мысленно превращаюсь в шамана, в полинезийского шамана. У меня смуглое, измазанное жиром свиней тело, покрытое татуировками. Ночь. Лишь блики костра освещают стволы пальм моего острова.


20 мая (четверг)

Огонь скачет в моих глазах, и я пляской пью звёзды, и всё моё племя бьёт в барабаны и бубны, трубит в раковины и рога. Я рассыпаю пепел предков, и ветер уносит его туда, где точит берег прибой. Я бросаю кости жертвенных животных и предрекаю жизнь. Я в силах прогнать ночь. И будет утро, и тогда всё будет хорошо… Да, медицина такое поприще, где бывает всё, чего нет даже в жизни, в том числе и чудеса – в этом её прелесть, и я – часть её…


25 мая (вторник)

Моя племянница Соня окончила детский сад. И я был приглашён по этому поводу на выпускной. Я погрузился в такую приятную детскую атмосферу, что от увиденного у меня на глаза слеза навернулась, задрожали губы. Соня и дети прощались с детским садом, пели песни и рассказывали стихи, танцевали. Все в красивых одеждах и все такие чистые душой и не испорченные жизнью, что я диву давался. Получил эстетическое удовольствие.

Глава IV. Summer

1 июня (вторник)

Вот и наступило лето. Такое долгожданное. Я не мог остаться безучастным и пройти мимо этого события, несмотря на то, что я вроде как почти перестал писать.

Я, пожалуй, люблю лето больше других времён года за все его прелести.

Мою аллегорию на летнюю тему я постарался представить в виде нескольких строк.


2 июня (среда)

 
Воздух утренний и свежий
Пахнет ультрафиолетом.
Я ловлю себя на мысли:
«Так бывает только летом».
 
 
Небеса в лазурных платьях
Перекатывают солнца.
И, играя ветерами,
Обжигают кончик носа.
 
 
Реки радуются ливням
Шёпотом от капель крупных.
И полны эпинефрином
От купаний балагурных.
 
 
По грибы в лесную чащу.
Эхо! Ну-ка, догони-ка.
На пропаренных угорах
Заалеет земляника.
 
 
Крылья бабочек, как сказки,
И девичьи сарафаны
Очаровывают навзничь,
Как настой марихуаны.
 
 
Ночи в звёздах, росы в травах.
И легко вдруг быть поэтом.
Я люблю высокий Цельсий
И целую крепко Лето!
 


3 июня (четверг)

И, конечно же, одним из синонимов слова «лето», на мой взгляд, является слово «пиво».

 
Что в жаркий полдень
Может жажду охладить?
Конечно!
Кружка пенного напитка.
В её янтарных гранях
Солнца блик.
А в веществе хмельном
Весёлая улыбка
 
 
Подмигивает пиво
И шепчет пена, тихо
Поцеловать её
Иссохшим ртом,
Глотнуть пивка,
Как постучать
В ворота рая!
 

Конец июня.

Литературные музы всё реже летают надо мной, чаще сейчас летают медицинские. И я всё реже пишу в свой дневник, променяв его на истории болезни.

Я вынужден это констатировать. Я уже как десять месяцев протоколировал свою жизнь. И вот, надоело! Теперь, когда моё будущее более-менее ясно, и интернатура подходит к завершению, а в голове всё яснее и громче звучат слова песни: «…Уходят вдаль знакомых улиц ленты».

Сданы последние экзамены. Получен сертификат о прохождении интернатуры. Расстаёмся с коллегами. Теперь у каждого свой путь. До свидания, учителя! Огромное вам спасибо и низкий поклон за ваши старания, знания и терпение. Будем помнить о вас всю жизнь. Гуд бай, Alma Mater! Прощай, TERRA INTERNA!!!

И хоть эта земля растворится в океане лет, она навсегда будет нанесена на мои карты…

Ну вот и дневник теперь особо не нужен. Он стал для меня хорошим лекарством от страха перед неизвестностью, средством познать себя. И этим сваренным мной снадобьем я хочу поделиться. Но технология требует ещё и многолетней выдержки. Чтобы проверить, будет ли эффект уже в другом времени. Так что, дорогой мой читатель, я опечатаю дневник почти на четырнадцать с половиной лет. Проза будет выдержана как хороший крепкий алкоголь. Все эти годы дневник будет храниться на книжной полке как эпистолярное наследие… Дата вскрытия этой литературной бочки – 19.03.2019. Содержимое будет разлито по страницам сокровенным тиражом с небольшим количеством экземпляров и подарено хорошим людям. Вам в том числе!

Epilogue

В качестве эпилога процитирую сцену из одного любимого многими фильма «Весна на Заречной улице». И эта сцена, как ни странно, в фильме тоже является эпилогом.


Многие вспомнят этот диалог:

– Билет № 17. Вопрос первый: «Многоточие».

– В каких случаях ставится многоточие?

– Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не окончен… и многое ещё осталось впереди. Верно?


Ну, конечно же, верно!

Вот и я ставлю не точку. Я ставлю многоточие!!!…

Искренне Ваш, Неомар Нехаям