Tasuta

Познание нации

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

О противопоставлении народа и нации как об идеологии упадка

В Украине, кроме прочих, сформировались два наиболее крупных этноса – украинцы и русские. При этом можно говорить лишь об их большем или меньшем представительстве в разных регионах страны, а не об абсолютно четко очерченных границах проживания. По-настоящему их объединяет другое: общее историческое происхождение, принадлежность к православию, осознание себя представителями двух коренных этносов. Эти два народа близки по менталитету. И сколько бы ни предпринималось попыток создать искусственные конфликты между двумя народами, это не привело к открытым межнациональным столкновениям. Наличие многих несхожестей и отличий не мешает украинцам и русским жить рядом в семье, в трудовом коллективе, в стране в целом. В стране, которая является их общей территорией и принадлежит им по праву.

Оба народа – носители канонического православия. И было бы еще лучше, если бы они стали также его сознательными хранителями и защитниками от многочисленных нападок. В этом, кстати, должны быть последовательными и твердыми союзниками и два государства – Украина и Россия, у которых стараются отобрать их общее богатство: православие.

Традиционный и признанный способ национальной идентификации – язык. В нашей стране мы привыкли к определениям «украиноязычный» и «русскоязычный», предполагая, что первый – это украинец, а второй – русский. Но следует принимать во внимание, что многие украинцы русскоязычны, а русские – украиноязычны. Кроме того, в современном украинском языке сохранилось значительно больше слов из древнерусского, чем в собственно русском.

«Языковая проблема» создана и эксплуатируется из конъюнктурных соображений политиками. Что касается граждан с нормальным сознанием, то им не мешает изучение как украинского, так и русского языков, а преподавание русского как иностранного воспринимается как откровенный идиотизм.

Речь в данном случае должна идти не о том, кто «главнее», а о том, что и украинцы, и русские (какими бы «язычными» они не были) – это и есть части народа Украины. Разве русскоязычные и украиноязычные не понимают друг друга? Понимают. Кроме того, как правило, русские владеют украинским языком и – наоборот. Можно сказать уверенно: в Украине языковых преград для этих близких этносов не существует.

Что касается противопоставления народа нации, то это гибельный путь. Не противопоставление, а возрождение и развитие национальных культур, которые обогатили бы народ Украины – вот что сегодня нам необходимо. И если мы пойдем именно этим путем, контр-элитам больше не удастся спекулировать на искусственно созданном противостоянии Запада и Востока страны.

Хотим ли мы развиваться или будем деградировать? Если хотим развиваться, то должны воспитывать в себе чувство национальной гордости, культурной самодостаточности, должны осознавать, что мы – общие наследники великих предшественников. Не мешать, а помогать формированию украинского народа должна национальная гордость представителей всех этносов. Ведь из каждой отдельной этнической уникальности складывается неповторимое многонациональное богатство страны.

Пока, к сожалению, мы этого не осознали. Мы не готовы работать на единую цель – укреплять Украину, объединять ее народ, отдавая этому все силы. Прежде всего, далеки от такого намерения представители так называемых политических и управленческих элит. Они идеологически разобщены, разделены индивидуальными карьерными и финансовыми интересами, поглощены заботами о личном благополучии, а то и связаны вполне определенными обязательствами перед своими закордонными покровителями. Не удивительно, что при таком порядке вещей миллионы граждан нашей страны, в том числе украинцев и русских, согласны покинуть свою страну в поисках лучшего будущего. И их за пределами Украины уже не менее, а то и свыше 8 миллионов.

О каком уж осознании своей национальной, культурной уникальности тут говорить? От этого нас сначала отучала советская власть, навязывая интернациональную идею безликой «одинаковости», а теперь пытается отучить Запад, настойчиво предлагая в качестве испорченной духовной пищи свои суррогатные ценности.

Не удивительно, что при этом не возникает эффекта культурной притягательности других народов к нашему государству, а мы не имеем ощутимого влияния на элиты других государств. Даже на форумах украинцев, проводимых в Киеве, неизменно возникает ощущение, что «украиноязычные» из разных стран говорят на разных языках.

В Украине практически нет кинопроизводства, не в чести театральное искусство, постепенно деградирует художественная литература, приходит в упадок техническая культура. Нас душит обезличенная американская массовая «культура». И в этой ситуации мы не имеем права ограничиваться откровенной шароварщиной.

Прежде всего, на самом высшем уровне у руля нужны люди, которые смогут привлечь мировое внимание к Украине как к стране, где есть народ, а не население. На государственную службу должны прийти государственники, а не чиновники, ведущие паразитический образ жизни. Тогда люди перестанут говорить, что у власти стоят парикмахеры, стригущие доллары.

Мы должны прийти к мысли, что Украине необходимы личности, морально влияющие на мир. А такие личности могут быть рождены только полноценным народом.

О внутренней политике

Как это ни парадоксально, но наибольшую опасность для самого существования независимой Украины представляют не внешние военные или экономические угрозы, а внутренняя политика государства на протяжении всех 17 лет его существования.

По сути, в стране никогда не было приватизации. Вместо нее сознательно проводилась политика присвоения государственной собственности отдельными воротилами или кланами. Этот процесс сопровождался постоянным снижением благосостояния. Если в середине 90-х годов Россия по жизненному уровню превосходила Украину на 20 процентов, то ныне этот показатель уже трехкратный. Обогнала нас здесь и соседняя Беларусь – примерно в два раза.

Остается крайне низким уровень социальной защиты, медицинской помощи, жилищно-коммунальных услуг. При этом стремительно растут цены, а набор потребительской корзины остается более чем скудным. Достаточно сказать, что из-за повышения цен на жилищно-коммунальные услуги, роста цен на товары первой необходимости, уровень жизни людей за последние два года снизился в два раза! А при этом уже можно говорить о социальной катастрофе.

Приходит в упадок высокотехнологическое производство, отсутствует инновационная политика. Требует значительного улучшения качество среднего и особенно – высшего образования, в стране практически отсутствует целенаправленная профессионально-техническая подготовка.

Люди не защищены от произвола чиновников, они не могут найти правды ни в одной из высших инстанций. Исходя из результатов многочисленных социологических опросов, проводившихся в разное время, более 90 процентов граждан не доверяют милиции и судам. Более того, эти структуры их больше всего пугают. Власть не в состоянии кардинально изменить ситуацию и навести порядок, положив конец произволу и ужасающей коррупции в органах, называемых, словно по иронии, правоохранительными.

Украина стала известным во всем мире поставщиком дешевой рабочей силы. Если от 47 миллионов человек, якобы проживающих в нашей стране, отнять тех, кто выехал за границу на заработки, останется не более 39 миллионов реальных. При этом многие из выехавших уже получили гражданство за рубежом, а остальные ожидают его получения в стране пребывания.

Оставшиеся в Украине не хотят и не могут протестовать против экономического союза с той же Россией или Беларусью хотя бы из прагматических соображений. Но официальная политика завела Украину в тупик. И вместо того, чтобы работать на собственных предприятиях в собственной стране, наши люди трудятся на «чужого дядю» за кордоном.

Народ Украины в равной степени пострадал от политики, которую олицетворяют и Л.Кравчук, и Л.Кучма, и В.Ющенко. И нам следует строго и требовательно оценить их деятельность. Они нанесли нашему народу непоправимый материальный и моральный ущерб и заслуживают адекватной исторической, политической и моральной оценки. Ведь это и благодаря им Украина практически сформировалась как государство латиноамериканского типа середины прошлого столетия, где несколько процентов богатых эксплуатируют всех остальных, то есть – бедных. Из всех постсоветских республик такие «достижения», кроме Украины, имеет лишь Грузия.