Tasuta

Познание нации

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Уже накануне смерти Владимира в прессу просочились сведения о том, что отношения среди автокефалистов напряжены до предела. Ранее несостоявшийся патриарх Филарет (Денисенко) и его политический покровитель Леонид Кравчук совместно с боевиками УНА-УНСО открыто явили антихристианское отношение к главе «своей» УПЦ КП, захоронив тело Владимира Романюка в грязный придорожный асфальт, в неосвященную некладбищенскую землю. Его погребли как самоубийцу или еретика, спровоцировав при этом массовое избиение ни в чём не повинных людей. Многие понимают, что само намерение захоронить Владимира Романюка в стенах Софии Киевской было обречено на кровавый конфликт.

Комментируя те десятилетней давности события, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 22 июля 1995 года во время своей поездки в Минск назвал «достойными осуждения действия киевских раскольников, отделившихся от Матери-Церкви и использующих для удовлетворения политических амбиций даже смерть».

Никого в нашем обществе не должен оставлять равнодушным тот факт, что уже третий по счету украинский Президент (при всей их кажущейся несхожести) поддерживает именно идею создания новой единой Поместной церкви. Это ли не подтверждение продолжения традиции политической конъюнктуры?

Впрочем, этого не скрывают и сами авторы «объединительной» идеи. Например, глава УПЦ КП Филарет (Денисенко), воодушевившись поддержкой со стороны нового руководства страны, в одном из своих газетных интервью не скрывал, что уповает в этом сугубо церковном деле на «помощь» государства (читай – на прямое его вмешательство). «Мы обратились к Президенту Украины – чтобы он поспособствовал признанию Киевского патриархата как Поместной церкви. А без государства этот вопрос вообще не может быть решен», – такая вот позиция Денисенко. По сути, гражданин Денисенко, руководитель так называемого Киевского патриархата, призывает государство провести ревизию организации церкви. Разумеется, это абсурд. К примеру, как бы отнеслись католики или, скажем, мусульмане к предложению объединиться с сектами, возникшими в их среде? Такой нелепый вариант здравомыслящими людьми вообще не может быть принят. Так почему же исключение должно составлять украинское православие?

Видимо, в ответ на неустанные заботы некоторых государственных деятелей о процветании УПЦ КП её «Священный синод» в свое время ходатайствовал перед Виктором Ющенко о присвоении народным депутатам Украины Игорю Юхновскому, Павлу Мовчану и председателю Ривненской областной государственной администрации Василию Червонию звания «Герой Украины». Как ни абсурдно это звучит, по мнению самопровозглашённых иерархов УПЦ КП эту высокую награду они должны получить «за большой личный вклад в возрождение украинской государственности, развитие национальной культуры и украинского православия…»

Подобные просьбы вполне могут достичь цели, так как совпадают с политикой высшего руководства страны. Как известно, по поручению Президента Украины Виктора Ющенко бывший Государственный секретарь Александр Зинченко посещал Стамбул, где встречался со Вселенским Патриархом – Главой Материнской Церкви Христовой Варфоломеем. Госсекретарь передал ему личное послание главы украинского государства, в котором высказывалась признательность за постоянное внимание и благосклонность к Украине, а также содержалось приглашение посетить с визитом Киев. При этом Александр Зинченко подчеркивал, что Вселенский Патриарх и Материнская Церковь Христова пользуются в Украине большим авторитетом и глубоким уважением.

Уже в день визита появились и комментарии в прессе: дипломатическая миссия была лишь внешней формой для очередного обсуждения планов украинского руководства с целью добиться официального признания УПЦ КП канонической церковью. Получив благословение Константинопольской церкви, нынешняя власть могла бы оправдать активизацию своей административной деятельности по «объединению» православных в Украине. А это, в свою очередь, прямой путь к ликвидации канонической Украинской православной церкви. По сути, власть ставит задачу: забрать у украинского народа православную веру.

Упомянутая встреча Госсекретаря с Варфоломеем стала косвенным подтверждением: вновь избранный глава Украинского государства Виктор Ющенко, как и его предшественники, прельстился весьма заманчивой схемой. Ведь стремление к созданию такой автокефалии навеяно иллюзией, что при этом не будет противостояния между конфессиями, народ станет более сплоченным благодаря «религиозному фактору», а государство – более сильным. Что уменьшится политическая зависимость от России, а сама церковь, предстоятелю которой уже не к кому будет апеллировать в случае противостояния с властями, станет более послушной и управляемой. Что и говорить, заманчивая перспектива, ведь власть в таком случае может распространять свое управление не только на мирскую, но и на духовную сферу.

В интервью греческой газете «Элефтеротипия» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II коснулся основных болевых точек современного православия. Заслуживает особого внимания его оценка состояния дел в Украине.

«Понятно желание национальных правительств, – отметил Патриарх, – добиваться религиозного мира и стабильности в своих странах. К сожалению, часто случается так, что, даже действуя из благих побуждений, они провоцируют ещё большее обострение уже имеющихся конфликтов».

Не исключено, что не всё со стороны украинских политиков делается исключительно из корыстных соображений. Возможно, нынешние государственные мужи, многие из которых воспитаны в атеистической среде, просто проявляют свое невежество в области теологии. Как следствие – они видят церковь субъектом государства. И когда поддерживают идею объединения раскольников под эгидой организации с привлекательным для них названием, не понимают, что ничего общего с истинным религиозным движением это не имеет. Церковная жизнь определяется своими канонами, у неё свой путь развития, а сама Церковь не может быть таким же атрибутом государственности, как таможня, секретариат Президента или Министерство иностранных дел.

Эти руководители не знают или «забывают» истину: Церковь – это не тот земной институт, в котором служат светские чиновники. Это – таинственное установление Божье, имеющее целью спасение души человека. И нужно считаться с тем, что жизнь Церкви протекает по канонам, выработанным соборным разумом. Этого не учитывают «объединительные» сценарии, поскольку напрочь игнорируют истину: раскольники не входят в Церковь иным путем, кроме как через искреннее и нелицемерное раскаяние. Проблема же осложняется многократно тем, что среди раскольников-автокефалистов немало лиц, законность рукоположения которых не может быть признана Церковью. Объединиться с таковыми – значит потерять благодать апостольского преемства, хранимую веками. Ни иерархия, ни народ церковный не примут такого задуманного светскими властями «объединения», которое с точки зрения канонов является абсолютно неприемлемым и не может быть расценено иначе, как неприкрытое давление государства на Церковь.

Очевидно и то, что в результате жёсткого администрирования приверженцев УПЦ КП и верующих УПЦ разводят по разные стороны баррикад. Даже получив какое-то количество приходов и прихожан, созданная «сверху» так называемая единая Поместная церковь сразу же объективно противопоставит себя верующим, оставшимся в лоне Церкви канонической. Не укрепляется, а разрушается державность, мир и согласие такими действиями. Не бывает сильного государства с разобщённым народом. Пример тому – история стран, где уже многие десятилетия, а то и века, длятся религиозные конфликты, закономерно сопровождающиеся межнациональными и общественными. И это еще одно напоминание о том, что правительства и правители имеют свою земную жизнь, а Церковь – свою, Божью.

Не следует спекулировать терминами и заявлять о «создании Церкви». Политики могут создать партийный блок или общественную организацию. Что касается Церкви Христовой, то к ней термин «создание» людьми применяться не может, ибо Церковь создана один раз своим Главой – Господом нашим и, по словам апостола Павла, является Его Телом.

Вспомним об этом, когда в очередной раз услышим призыв принять участие в греховном деле – разрывании этого святого Тела. И повторим сами для себя: «Благо в грехе не творится!»