Tasuta

Познание нации

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Обращаю внимание читателей на иранское влияние в русской истории. Из иранского языка происходит немало географических названий современных России и Украины. Присутствуют иранские мотивы и в искусстве Древней Руси. Немало слов в русском и украинском языках заимствованы из иранского. Обильное топонимическое присутствие иранского языка свидетельствует о том, что Русский каганат, или Аланская Русь, имел иранское происхождение.

Русская земля, по мнению одних, – вся Восточная Европа. По мнению других, она суживается до размеров маленького болотистого острова. Наша задача – лишь изложить доказанные факты, зафиксировать разные точки зрения и на этом основании сделать выводы о наших национальных истоках.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что издавна исследователями многократно отмечалась двойственность смыслового значения при употреблении летописцами слов «Русь», «Русская земля». С одной стороны, так обозначали всю совокупность восточнославянских земель в их этнографическом, языковом и политическом единстве, удостоверяя сформированность древнерусской народности на огромных пространствах от Карпат до Дона и от Ладоги до Черного моря. В этом смысле Русская земля противопоставлялась землям поляков, чехов, венгров, половцев, византийцев как в этническом, так и в государственном отношении. Вместе с тем, в тех же источниках встречается неизмеримо более узкое определение Руси: Киевская земля, Среднее Приднепровье.

Данные ХІІ века (например, «Повесть временных лет»), которые удостоверяют исторические события Х века, дают хронологию всей Русской земли и потому упоминают соответствующий общий срок. Летописи ХІІ века полны географических определений для отдельных одиночных событий, которые происходили в разных землях Руси: «кривичи», «Русь», «радимичи».

В дошедших до нас летописных пересказах известно употребление слов «Русь», «Русская земля» в значении всей совокупности восточных славян, единой русской народности, единого русского государства. В «Повести временных лет» такое словопонимание даже превалирует. Новгородская летопись знает оба значения и иногда причисляет Новгород к Руси, а иногда даже противопоставляет его Руси (южной). Лаврентьевская летопись чаще всего отделяет Владимиро-Суздальскую землю от Руси в узком понимании. В иных источниках, в частности, в летописаниях Мстислава Владимировича, Ольговичей и Ростиславовичей одновременно сосуществуют и риторическое понимание единства Руси («Владимир… многа пота утер за землю Русскую»), и конкретное представление о Руси как о южной части всего русского сообщества. Во внешних отношениях мы видим Русь как единое государство.

Территория древнерусской народности ІХ-ХІІ веков может быть восстановлена по многим разнообразным источникам – как письменным, так и археологическим. Летописцы ХІІ века не оставили нам системного описания границ Древнерусского государства. Во-первых, зона русской земли в широком понимании слова может быть получена как сумма племенных территорий всех восточнославянских племен, исходя из тезиса летописца, что «словеньскый язык и рускый – одно есть…». Во-вторых, некоторое представление о границах Русской земли ХІ-ХІІ веков может дать карта русских городов, которые упоминаются в летописях по тому или другому поводу. Это не систематизированный перечень русских городов, и потому возможны упущения, но в общих чертах карта летописных городов дает нам всю территорию действий феодальной Руси.

Системные сведения о нерусских народах, соседях и данниках Руси содержит вступительная часть «Повести временных лет»: «А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемись, мръдва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь…». Если нанести на карту все эти народы, то они обозначат западную, северную и восточную часть Руси, которая совпадает с пограничными русскими городами. (Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С. 71.)

Русская земля (в узком смысле слова):


1.– по историческим данным ХІІ века;

2. – по археологическим материалам VІ-VIІ веков;

3. – важнейшие места находок вещей VI-VII веков.

(Рыбаков Б.А., Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С. 71.)


Рубежи Русской земли устанавливаются по соседним народам. В произведении «Слово о гибели Русской земли» отмечается: «Отселе до угор и до ляхов, до чахов, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, [от Литвы] до немець (тевтонский и ливонский ордена), от немець, до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании и за дышючим морем от моря до болгар, от болгар до буртасъ, отъ буртас до чермис, от чермис до моръдви». Завершают это изложение половцы.

«Список русских городов», составленный в 1396 году, содержит все русские города без указания их политической принадлежности. В период территориальной раздробленности появление списка городов провозглашало единство русской народности.

В установлении границ Русской земли «в узком понимании» только в Южной Руси требуется метод исключения. Пересчитываются земли, которые не входили в состав Южной Руси, а также есть прямые указания летописи на принадлежность к собственно Руси. Вот какие русские территории и города не включены в понятие «Русь» в узком смысле: Новгород Великий (поездки из Новгорода в Киев, Чернигов, Переяславль всегда рассматривались новгородским летописцем как поездки «в Русь»), Владимир-на-Клязьме, Ростов, Суздаль, Рязань… Города Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств исключались из понятия Руси в узком значении. Очевидно, племена словен, кривичей и тиверцев не входили в Х веке в состав собственно Руси, что следует из летописей ХІІ века (Новгород – не Русь, Смоленск – не Русь, Берлад – не Русь).

В состав Руси в узком смысле, по данным летописей, не входили земли (племена и города):



(Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С. 78.).


Из приведенного перечня видно, что Среднее Приднепровье с Киевом, Черниговом, Переяславлем и Северская земля ни разу не противопоставлены Руси. В сущности, эти земли – исторические. Это национальная основа формирования русичей – предков нынешних украинцев, основа украинской нации. В представлении людей из Европы и Азии, Древнерусское государство, или Русь, существовало как явление, как целостное образование от Польши до Верхней Волги и Дона, от Балтийского до Черного (Русского) морей. Но внутри Киевской Руси только население территорий нынешних Киевской и Черниговской областей себя именовало как Русь. Остальные территории противопоставлялись Руси и, собственно, не считали себя русской частью Киевской Руси. Территория земель Киева, Чернигова и Переяславля была, в сущности, метрополией относительно остальной Киевской Руси. И это дает основание говорить, что русичи в прошлом были отдельным от славян народом. Ментальность, унаследованная украинцами от русичей, сохраняет отличия между русскими и украинцами и сегодня. Проблемы, которые возникают в течение столетий между Россией и Украиной, во многом поясняются непониманием русскими особенностей украинского этноса.

Киевская Русь в Х-ХІІ веках:



(Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.,2002. – С. 342).


Ограниченное понимание Руси – очерчивание тех земель и городов, которые входили в Х-ХІІ веках в географическое определение Руси. Договор Олега с греками 907 года называет основные города Руси: «Приходяще Русь да витают у святого Мамы, и послеть царьство наше и да испишут имена их и тогда возмуть месячное свое: первое от города Киева и паки ис Чернигова и ис Переаславля, и прочий гради». Принадлежность названных городов к основному, главному ядру русской земли неоднократно подтверждена летописцами. Кроме того, в состав собственно Руси входили, по летописным данным, и другие города, которые позволят хотя бы отчасти уточнить границы основного ядра Русской земли. Среди них Белгород и Вышгород.

Историки имеют в распоряжении сведения о нескольких городах на Левобережье Днепра, которые входили в собственно Русь. В 1147 году, когда Святослав Ольгович стоял возле Неримска, собираясь в поход на Давыдовичей, «в то же время прибегоша из Руси децкы и поведаша ему Володимера в Чернигове, а Изяслава у Стародуб». (Ипат. лет. 1147 г. – http://litopys.org.ua/litop/lit15.htm#r1147).

События 1139 года, когда только что вокняжился Всеволод Ольгович, показывают, что в его руках находилась «вся Русская земля», в том числе и Курск, куда он выгонял Андрея Владимировича Переяславского.

В понимании летописцев ХІІ века словом «Русь» назывались южнорусские области. Случалось, летописцы включали в понятие «всей Русской земли» Киевщину и Левобережье Днепра или лишь Киевщину. Таково приведенное выше отождествление «всей Русской земли» с владениями Всеволода Ольговича в 1139-1140 годах, когда он стал киевским князем. Его владения простирались на восток до Курска. Новгородская летопись за 1145 год изображает поход на Галич: «Ходиша вся Русска земля на Галиць… ходиша же и из Новагорода помочье кыяном…». (Новг. I лет. 1145 г. – http://litopys.org.ua/litop/lit.htm). Ипатьевская летопись дает список князей, которые принимали участие в этом походе, из чего можно узнать о районе мобилизации: Киев, Новгород Северский, Чернигов.

К географическому понятию «Русской земли» или «всей Русской земли», которая противопоставлялась Галичу, Суздалю, Смоленску и Новгороду, включались такие города: Киев, Чернигов, Переяславль Русский, Вышгород, Белгород, Василев, Треполь. Города Поросья: Корсунь, Богуславль, Канев, Дверей, Торцький. Города «Черниговской стороны»: Стародуб, Трубчь, Глухов, Курск, Новгород-Северский, Остерский Городец. «Русской земли волости» (города Погорынья): Бужск, Шумск, Тихомель, Выгошев, Гнойница.

 


Походы князя Святослава

(http://www.forum.megatula.ru/viewtopic.php?t=3833&sid=cb400bceee19212ad4aaa1c75a888373)


В очерченной территории можно выделить еще более узкую, так сказать, Русь внутри Руси. Так, в 1146 году Святослав Ольгович, который княжил в Новгород-Северском, Путивле и Курске, приглашает Юрия Долгорукого: «А пойди в Русскую землю Киеву, а яз ти еде (в своем Северском княжестве) буду ти помощник». (Ипат. лет. 1146 г. – http://litopys.org.ua/litop/lit14.htm#r1146). В 1189 году Святослав Всеволодович дает Галич своему сопернику-соправителю Рюрику Ростиславовичу, а себе хочет «всеи Руской земли около Кыева».