Tasuta

Познание нации

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Имя народа «росов» впервые появляется при описании событий IV века. Готский историк Иордан передает сказание о смерти готского короля Германариха: с готами было в союзе «вероломное племя росомонов»; один из росомонов изменил Германариху, и тот казнил его жену Сунильду (Лебедь). Братья Сунильды, мстя за сестру, убили Германариха. После смерти Германариха готы начали войну с антами. Историки эпохи Ивана Грозного отыскали где-то сведения о том, что византийский император Феодосий (379-395 гг.), считавшийся другом готов, воевал с русами: «Еще же древле и царь Феодосии Великий имяше брань с русскими вои». (Рыбаков В. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963, – С. 17).

В этих событиях конца IV века врагами готов (и их союзника Византии) выступают: славяне-анты, славяне-русы и неизвестные по этнической принадлежности росомоны. Логично предположить, что росомоны представляли Русский каганат или Аланскую Русь. В слове росомоны вторая часть соответствует осетинскому «мойне» – «муж», «человек». В таком случае, слово «росомоны» означает «русские люди», «росы». Представляет интерес и героиня трагического сказания, сестра воинственных росомонов Сунильда – Сванильда. Имя ее в готской легенде о смерти готского короля дано, естественно, в готской форме, но по своему смысловому значению – Лебедь – оно невольно напоминает имя сестры легендарных строителей Киева – Лыбедь. В прикладном искусстве земли росов – росомонов, расположенной по Роси и Суле, очень часто встречается сюжет священного лебедя. Например, два лебедя окружают женскую фигуру. Очевидно, лебедь имел у этого народа глубокое символическое значение.

Эпохой вытеснения древнего имени полян именем росов или русов следует считать V-VI века, когда после гуннского разгрома начиналось формирование новых племенных союзов, строительство новых городов и противостояние новым врагам. Имя полян еще главенствует в сказании о постройке Киева, но внешний мир, судя по географическому очерку Захарии Ритора, знал уже народ рос (рус).

В VI веке сложился мощный союз славянских племен, носивший по главному племени название «Русь». Область русского союза племен, в который входили северяне, какая-то часть древних племен, сохранившая название полян и, возможно, другие племена, была примерно в пять раз больше территории первичного племени русов. Русь VI-VII веков, во-первых, отстояла свою независимость от новых кочевников – авар (обров), разрушивших соседний союз дулебов, а во-вторых, приняла участие в общеславянском (славяно-антском) движении на Дунай.

Между «Русской землей» в узком значении, которая представляла собой союз лесостепных славянских племен VІ-VІІ веков, и «Русской землей» в широком значении, которая охватила все восточнославянские племена от Балтики до Черного моря и от бассейна Вислы до Волги, хронологически находился промежуточный ареал Руси. Она уже начала поглощать славянские племенные союзы, но еще не завершила этот процесс. Причем, поглощение русами славян происходило только через организацию государственной власти, через установление русами управления над населением и территориями. Одновременно сами русы из-за своей малочисленности быстро утратили в славянской среде свой язык, а также культуру и историческую память.

Почему же малочисленное племя русов поглотило огромную территорию с многомиллионным населением? Ответ видится в том, что русы, по сравнению со славянами, имели большой многовековой опыт строительства государства. Вторым фактором, который дал преимущество русам, был их воинский опыт и постоянные походы на территорию Европы.

В «Повести временных лет» помещена справка, которая очерчивает территорию этой промежуточной Руси: «Се бо токмо словеньск язык в Руси: Поляне, Древляне, (Новъгородьци), Полочане, Дрьгъвичи, Север, Бужане, зане седоша по Бугу Послеже же Велыняне». Приведенный перечень вызывает большой исторический интерес, поскольку описывает важный промежуточный этап процесса преобразование Руси из союза племен в восточнославянское государство. Владения Руси включают лесостепь – от Западного Буга до Курска или Воронежа на востоке. От середины этой полосы поднимался на север перпендикуляр, который охватывал почти весь бассейн топкой Припяти и достигал на севере правого берега Западной Двины в границах Полоцка и речки Полоты. Среднеднепровские дружинники VІ-VІІ веков уже шли путем покорения себе ряда славянских племенных союзов, где до этого были свои собственные княжения.

Важно определить этапы объединения славянских племен в рамках нарождающейся Руси. Нестор верно очерчивает два этапа.

Первый: поляне, древляне, дреговичи, словены, полочане имели свои княжения при потомках Кия.

Второй: большинство перечисленных союзов племен вошло в состав Руси, что подразумевало утрату самостоятельности этими землями. По прямому смыслу некоторых летописных статей вхождение древлян, дреговичей, волынян и полочан в состав Руси должно было происходить до прихода болгар на Дунай. Рассказав о славянских землях, вошедших в Русь, летописец непосредственно продолжает: «Словеньску же языку, якоже рекохом, живущю на Дунай, придоша от скиф, рекъше от козар рекомни българе и седоша по Дунаеви и насильници словеном быша». (Шахматов А. А. Повесть временных лет. – СПб., 1916. – С. 11.).

Географ первой половины ІХ века, автор книги «Области мира», уже знает о далеких владениях и сообщает, что на север от Руси лежат «безлюдные пустыни Севера». Итак, потерю самостоятельности племенными княжениями древлян, дреговичей и полочан и их включение в Русь нужно датировать отрезком времени в диапазоне от середины VІІ к началу ІХ веков.

Знание действительной географии Руси VІІ-VІІІ столетий объясняет некоторые неясности в описаниях славянского мира восточными авторами: они пишут о славянах или к западу от Руси (приморские уличи и тиверцы), или же только о крайне восточном союзе племен – вятичах, которые находилось между Киевом и волжской Болгарией. Славянский мир был разрезан пополам новым образованием – Русью, владение которой шли в меридиональном направлении к северу на 700 км от степной границы.

По данным императора Константина Багрянородного (середина Х века), Русь еще большее расширила свои владения (включив кривичей и словен), но старое понятие извечной, первоначальной Руси не исчезло. Константин разделяет Русское государство на «Внутреннюю Русь», которая отвечает Русской земле VІ-VІІ веков, и на «Внешнюю Русь», в состав которой вошел ряд союзов славянских племен, подчиненных Русью на протяжении VІІ-ІХ веков. Некоторые восточные авторы называют раздельно русов и славян. У исследователей возникала мысль о том, что «русы» – не народ (хотя автор середины ІХ века писал, что «русы – племя из славян»), а господствующая социальная группа.

Эту мысль, неверную в такой формулировке, нужно, очевидно, высказать так: русы – жители наиболее передовой из восточнославянских земель (которая получила имя по племени-гегемону), которая подчинила себе за три столетия ряд других славянских земель. Не все жители Руси были господствующей социальной группой, но князья и дружинники русской земли стояли в VІІ-ІХ веках над князьями и дружинниками других славянских земель. Становится очевидным преобразование русичей в касту воинов и управленцев среди славян, а также просматривается их ускоренная славянизация. Сделаю важный повтор. Возникает вопрос: почему русы пользовались успехом в построении Древнерусского государства, в объединении племен? Очевидно, к приходу на реку Днепр у русов был опыт создания государства – Русского каганата, или Аланской Руси.

В ІХ и Х веках в Русскую землю начали проникать с севера отряды норманнов-варягов. Однажды, при конунге Олеге, они захватили даже Киев, но в дальнейшем скандинавы упоминаются большей частью как наемные отряды.

Вливаясь в русские войска как наемники русов или их временные союзники, варяги принимали имя русов и считали это выгодным для себя. Это видно, в частности, из того, что в 839 году шведы, которые служили «русскому кагану», в Западной Европе и сами притворились русами.

Впервые русы были замечены на территории современной Восточной Украины и близлежащих к ней земель России. Существовало это государство под названием «Русский каганат». Вторым названием его была «Аланская Русь». Под ударами других племен Русский каганат отступил в Приднепровье. Судя по отдельным словам, которые дошли до нас, племя Русского каганата имело иранское происхождение. Оно в основном состояло из кочевников. Но при этом у них уже была металлургия, которая отвечала уровню того времени. Столица находилась в районе города Оскол.

Численность Русского каганата была небольшая, возможно, от 50 тысяч до 100 тысяч человек, тогда как славян насчитывалось 5-6 миллионов. О малочисленности русов свидетельствует принятие ими на службу скандинавов, клобуков и берендеев, ускоренная славянизация и потеря русичами родного языка. При постоянных военных походах русичей ощущается недостаток воинов и необходимость принятия на службу инородцев. При таких условиях основы национальной культуры русичей постоянно размывались. Можно предположить, что русичи прошли фазы своего развития: иранскую, германскую и славянскую. Это предположение имеет косвенные подтверждения, которые я излагаю в этой публикации.

Можно утверждать, что племя росов, или русов, было частью славянского массива уже в первые столетия нашей эры. Имя росов дало название речке Рось – притоку Днепра. Обе формы («рос» и «рус») некоторое время сосуществовали. В VІ-VІІ веках в Среднем Приднепровье сложился мощный союз славянских племен. Иностранцы называли его «Рос» или «Рус». Память о границах этого Русского союза сохранилась до ХІ-ХІІІ веков.

В середине ІХ века Киев захватили русы. Сначала во главе с Аскольдом, потом – с Олегом. Наверное, завоевание Киева русами можно датировать 852 годом. С этого времени в письменных источниках отмечается название «Русская земля».

Настал период окончательного выхода русов из земель их предков: нынешняя Восточная Украина, территории, прилегающие к Украине, Российской Федерации и к Кубани Российской Федерации.