Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей

Tekst
1
Arvustused
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Промежуточный итог: три основания Фаворского чуда

Итак, по святоотеческому учению, для того чтобы Преображение Христа на Фаворе совершилось и для того чтобы Петр, Иаков и Иоанн оказались способны приобщиться здесь нетварному Божественному Свету, были необходимы три обязательных составляющих, три необходимых основания Фаворского чуда:

– явление и действие нетварного Божественного Света как небесного Божественного дара апостолам – то есть проявление со стороны Бога активности Его любви к Своему творению, к человеку;

– соработающая этому Божественному дару встречная активность любви к Дарителю-Творцу со стороны человека – то есть молитвенное усилие самих апостолов как их свободная и творческая жажда блаженного Боговидения;

– и, наконец, апостолам для Фаворского Богосозерцания была необходима способность нового духовного зрения, которой у апостолов до этого не было, но которая теперь открылась и осуществилась в них, – то есть преображение и изменение естественных сил и возможностей их человеческой природы, дарованное им преображающей энергией Святого Духа.

Предназначение христианина: путь на гору Преображения

К подобному же личному преображению – даруемому силой Божией в ответ на нашу любовь к Богу и ближнему, на подлинно христианскую жизнь – призваны стремиться и все члены Церкви. Ведь, по мысли преподобного Григория Синаита, все христиане, участвующие в церковном торжестве Преображения, призываются, подобно апостолам, взойти на духовную гору Богосозерцания: «Будем созерцать вместе с Моисеем и совознесемся с Илией, будем богословствовать с Иоанном и исповедуем вместе с Петром, приблизимся к Свету с Иаковом и на славу Его как Единородного от Отца» будем взирать. Именно поэтому преподобный Григорий Синаит и обращает ко Христу дерзновенную и вдохновенную молитву о том, чтобы всегда быть с Господом на Фаворе, наполняясь Его нетварным Светом: «Господи, во Свете Лица Твоего всегда сподоби ходить нас, во Свете Преображения Твоего…»

А преподобный Анастасий Синаит, говоря о том же, призывает всех нас: «Войдем и мы дерзостно внутрь облака с Моисеем, Илией, Иаковом и Иоанном; и, как Петр, устремимся, отступив от земли, к созерцанию Бо жественного видения. Пришедший в восторг от увиденного Петр взывал: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17: 4). Поистине, о Петр, хорошо нам быть и пребывать со Иисусом, и всегда быть и во веки пребывать. Что может быть блаженнее и выше, как быть с Богом и в Боге, быть образом Божиим и ходить во Свете? Пусть и всякий из нас, кто стяжал в сердце своем Бога, преобразил себя по сему Божественному примеру и радуется, скажет: Господи! хорошо нам здесь быть, – [здесь] где всякая радость, веселие и наслаждение, где на сердце всё мирно, тихо и безмятежно, где является Бог».

Святитель Григорий Палама говорит о том, что Христос возводит всех достойных на тот же самый Фавор, на который он прежде возвел Своих апостолов: каждого – в свое время, когда он бывает к этому готов. Святитель Филарет, митрополит Московский, подчеркивает: все христиане призваны пройти путь к видению Фаворской славы Христа. К этому видению призваны не какие-то отдельные, исключительные и единичные люди, но всякий человек, каждый христианин. Однако оно невозможно без возводящей к нему молитвы: силой молитвы мы должны взойти на Фавор или же Фавор должен открыться в нас. Священномученик Сергий Мечёв также настаивает на том, что все мы вслед за апостолами Петром, Иаковом и Иоанном должны взойти на гору духовного преображения, но это трудный и опасный путь; однако – при помощи Божией благодати – мы в силах его преодолеть.

Святитель Феофан Затворник также учит о том, что «слава Преображения есть наша слава в Господе Иисусе Христе». При этом он указывает на необходимые средства для достижения христианином своего личного Фавора. С одной стороны, это исходящий от Бога Свет истины; с другой – приобретаемая верующими чистота святости. В этом – две стороны преображения христианина. Однако ни того ни другого невозможно иметь без помощи Бога, Который и является их Подателем; но многое зависит и от наших трудов и благочестия – от нашей человеческой свободы, от нашего соработничества Христу в деле Спасения. Такая, необходимая для Спасения и для личного восхождения на Фавор Божественная благодать Света и святости подается христианину через таинства Церкви, в первую очередь – в Крещении, Покаянии и Причащении, а также через другие церковные священнодействия. Вместе с тем личное преображение невозможно без чистоты православной веры.

Святитель Григорий Палама говорит о том, что всякий христианин призван, преобразившись во образ Фаворской славы Христовой, сам наполниться сиянием этого нетварного Божественного Света. Христианин должен преобразиться в обновлении ума и через это, получив озарение от Бога, стать сообразным той славе Христа, в которую Господь преобразился на Фаворе. Те, кого освещает Своим Божественным Светом Солнце-Христос, и сами делаются в Нем другими, иными «солнцами», сияющими отраженным нетварным Светом Сына Божия.

В связи с призванием христианина стать обладателем и носителем этого нетварного сияния святитель Феолипт Филадельфийский рисует нам очень яркий и глубокий духовный образ: Божественный Свет Фавора можно уподобить Божественному огню; а ведь всякий огонь, для того чтобы ему гореть, нуждается в светильнике. При личном преображении святых на их духовном Фаворе – приобщении нетварным Божественным энергиям – таким светильником делается сам верующий, возжигаемый здесь от нетварного Божественного пламени и горящий отныне тем же самым небесным огнем. При этом подобной воску свечи питательной средой, необходимой для горения этих светильников Божественной славы, являются добродетели подвижников. Именно так, подобно ярким свечам или факелам, христианские святые и пламенеют нетварной Фаворской славой, целиком охваченные и пронизанные Божественным огнем – Христовым Светом… Согласен со святителем Феолиптом и святитель Филарет Московский, который также говорит о том, что праведники, просвещаясь Фаворским Божественным Светом, одновременно просвещают им и всех вокруг себя.

Преображение и окружающий мир

Еще одна важная тема, связанная со святоотеческим учением о значении и о плодах Преображения Спасителя, раскрывается в проповеди священномученика Сергия Мечёва. Отец Сергий говорит, что, когда в христианине происходит личное духовное преображение во образ Христов, рядом с ним начинает преображаться и весь мир – служа ему и являя ему свое послушание. Так, например, происходит с дикими животными, делающимися кроткими и послушными рядом со святыми.

Действительно, Церковь учит, что, преображаясь, обретая подлинные святость и чистоту, человек одновременно преображает вместе с собой и весь материальный мир. Сегодня мы в большой степени зависим от окружающей нас природы: землетрясения, бури, иные природные катастрофы несут нам горе и смерть. Порой даже кажется, мир начисто забыл о том, что его исконный хозяин – человек. Вселенная начинает ныне все более и более напоминать несчастного, потерявшего разум слепца, наугад, не разбирая дороги, спешащего куда-то вперед, сметающего все на своем пути. Виноват же во всем происходящем с природой, конечно, сам человек. Именно из-за его древнего преслушания Божественной воли, из-за его грехопадения и пребывает ныне вселенная в теперешнем своем состоянии «незрячести».

Но стоит человеку приблизиться к обретению святости, к стяжанию благодати, стоит только ему (в достигаемом им духовном преображении) осознать подлинную свою ответственность за этот мир, как бескрайняя, бесконечная вселенная сама обращает к нему свой взор. Взор этот всегда бывает исполнен одновременно и страданием, и надеждой. Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, – говорит апостол Павел (Рим. 8: 22). Именно в лице святых – людей, внутренне преображенных лучами Божественной благодати, – природа обретает исполнение своей надежды на избавление, именно в их лице находит она, казалось бы, навеки потерянного ею, но ныне искупленного и возрожденного Адама; вновь слышит она обращенный к ней зов человека и спешит исполнить каждое из его повелений. Так, звери приходят и смиренно прислуживают изможденным духовными и физическими подвигами монахам иудейской пустыни или русских лесов. Трудолюбивый лев приносит воду из реки Иордан святому Герасиму, огромный медведь безбоязненно лежит у ног преподобного Серафима Саровского, всевозможные птицы беззаботно сидят на плечах и руках святого Павла Обнорского. И вместе с рождением такой святости, вместе с воцаряющимся в мире непрестанным блистанием Света Фавора сюда возвращается давно позабытая радость, счастье добровольного и бескорыстного служения, верность прекрасного и благого мироздания своему былому царю и управителю…

Преображение как прообраз Второго Пришествия и славы вечной жизни

По убеждению святых отцов, чудо Преображения на Фаворе, во время которого произошло явление в небесной славе Христа и осуществилась благодатная перемена в апостолах, есть прообраз Второго Пришествия Господа, а также залог прославленного состояния праведников в жизни Будущего века.

По мысли святителя Иоанна Златоуста, явление славы Христа на Фаворе есть прообраз полноты той славы Второго Пришествия, что будет явлена в конце времен в грядущем Господе. По словам же епископа Василия Селевкийского, именно «окруженный этим [же] Светом [Фавора], Господь Христос приблизится с небес, словно триумфатор, совершая Свое Второе Пришествие к людям». Преподобный Феодор Студит также убежден, что праздник Преображения изображает состояние жизни Будущего века и что образ явления Христа на Фаворе подобен тому образу, в котором явится Спаситель в Своем Втором Пришествии. Согласен с ними и святитель Григорий Палама, утверждающий, что в день Страшного суда Господь снова придет в мир именно таким, каким Он явился апостолам на горе Преображения.

 

Но этот Свет Фавора будет не только блистающим знамением грозного Суда Христова над всем человеческим родом, но и вечным сиянием славы святых в Небесном Иерусалиме.

Так, по мысли Паламы, именно этим Светом праведники просветятся в Царстве Божием и силой этого Света узрят там – как сверхсияющего – Самого Христа: «ибо и праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13: 43), и таким образом всецело став Светом Божественным, как порождения Божественного Света, они узрят Христа Божественно и неизреченно сверхсияющего, слава Божества Которого, присущая Его природе, явилась на Фаворе». О таком призвании христиан преобразиться в жизни Будущего века во образ Фаворского Преображения Христа свидетельствует и преподобный Анастасий Синаит: «Что больше и страшнее того, чем видеть Бога во образе человеческом, сияющего лицом и блистающего, непрестанно испускающего лучи и говорящего к находящимся [вместе] с Ним: „Так просияют праведники в воскресении, так они прославятся, преобразятся в этот Мой образ, изменятся в эту славу, в этот образ, в такой Свет, в такое блаженство, будучи сообразны и сопрестольны Мне, Сыну Божию“?!»

По мысли святителя Андрея Критского, апостолы на Фаворе, «став, насколько это возможно, вне плоти и мира, [еще] здесь научились из того, что они испытали, тому, что относится к будущему состоянию» святых. По убеждению же преподобного Иоанна Дамаскина, Фавор учит нас: «Так в будущем веке мы всегда с Господом будем (1 Фес. 4: 17), зрящими Христа, сияющего Светом Божества».

По словам преподобного Феодора Студита, Петр, Иаков и Иоанн есть прообраз вечного наслаждения праведников, которые будут пребывать со Христом в жизни Будущего века. Так кто же из нас, христиан, сможет сподобиться такой радости? – задается вопросом преподобный Феодор. Те, – отвечает он, – кто будут иметь душу чистую от грехов. Именно такие христиане и назовутся друзьями Христа, подобно тем апостолам, перед которыми Он преобразился на Фаворе. О том же свидетельствует и преподобный Григорий Синаит, утверждая: на Фаворе нам явлено откровение той вечной Божественной лучезарности, в сиянии которой Христос в конце времен окажется зрим праведниками и в которой все они будут с Ним вечно сопребывать.

По утверждению блаженного Августина, Преображение Господа является еще и залогом грядущего всеобщего воскресения из мертвых. Он говорит, что падение ниц апостолов, пришедших в трепет от увиденной славы Христа, есть прообраз ожидающей всякого человека кончины, символ нашей смерти как бессильного ниспадения в земляную могилу То же, что Христос по окончании явления Своей славы апостолам Сам подымает их с земли, есть прообраз будущего всеобщего Воскресения, когда Христос Сам воскресит весь человеческий род и Своей рукой возведет умерших к жизни из глубины их подземных гробниц.

Мы видим: по убеждению святых отцов, Преображение Христа оказывается еще и важнейшим духовным залогом всеобщих Воскресения и Вечной жизни, дарованным на Фаворе Господом всем христианам.

Свидетели славы Преображения: Моисей и Илия

Мы помним, что Господь явился в Своей славе на Фаворе отнюдь не один. Рядом с Ним находились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17: 3). Так почему же именно они – Моисей и Илия – предстояли на Фаворе Христу? По убеждению святых отцов, для этого было несколько причин.

Обычно толкователи евангельского рассказа о Преображении (например, преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Григорий Синаит) говорят о том, что Моисей представлял собой ветхозаветный закон, а Илия – ветхозаветных пророков; ныне на Фаворе закон в лице Моисея и пророки в лице Илии согласно свидетельствуют о прежде лишь чаемом, а теперь, в реальности Нового Завета, уже пришедшем в мир Христе.

Кроме того, по мысли святых Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Иоанна Дамаскина и Григория Синаита, Моисей и Илия явились на Фаворе перед апостолами еще и в знак того, что Спаситель имеет абсолютную власть и над жизнью, и над смертью. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Господь Иисус Христос имеет власть как над живущими, так и над умершими; поэтому на Фаворе являются умерший Моисей и взятый живым на небо Илия. Согласен с ним и святитель Иоанн Златоуст. Он учит, что Илия предстал на Фаворе как взятый живым на небо и тем самым явил здесь образ жизни, а Моисей как умерший оказался в миг Преображения символом смерти, над которой, так же как и над жизнью, властвует Христос.

Вместе с тем Моисей и Илия должны были стать для апостолов примером той – пусть еще и ветхозаветной – святости, которой надлежало подражать. Так, святитель Иоанн Златоуст пишет, что Моисей и Илия были явлены Спасителем апостолам как совершенный образец ветхозаветной добродетели. Однако апостолы должны были не только подражать Моисею и Илии, как достойнейшим, но и их духовно превзойти: ведь ученики Христа принадлежали уже не Ветхому Завету, но Завету Новому Согласен со святителем Иоанном и преподобный Григорий Синаит, говорящий о том, что, хотя Моисей и Илия предстали на Фаворе как внешне более совершенные, чем апостолы, они все же не были выше учеников Спасителя, ибо в них еще присутствовал дух рабства ветхозаветного закона.

По мысли автора проповеди, приписываемой преподобному Ефрему Сирину, на Фаворе происходит встреча двух Заветов – Ветхого и Нового. Пророки Моисей и Илия знаменуют собой Ветхий Завет, а апостолы Петр, Иаков и Иоанн – Завет Новый. Эти Заветы во многом очень друг от друга отличаются: и мерой данного в них Божественного откровения, и нравственными требованиями к верующим, и многим-многим другим. Однако оба эти Завета – и Ветхий, и Новый – говорят об одном и том же: о грядущем в мир нашего ради Спасения Боге – Христе. Его ожидает, Его чает Ветхий Завет. Его встречает, Ему радуется и Им созидается, устанавливается Новый Завет. И здесь же на Фаворской горе происходит не только встреча этих двух Заветов, но и их соединение: Сам Христос здесь сочетает в Себе оба эти Завета – как их общий Податель и Дарователь – и осиявает их единой славой Своего Преображения. Отныне – в евангельский век – Ветхий и Новый Завет пребывают в особом нерасторжимом духовном единстве. Ведь, по мысли блаженного Августина, как раз на Фаворе мы и видим – в общем предстоянии Христу как Его пророков, так и Его апостолов, – что их совместное и согласное ветхозаветное и новозаветное свидетельство о Христе открылось и исполнилось в Господе Иисусе.

Кроме того, по убеждению автора той же гомилии, явление Божественной славы Христа на Фаворе становится тем моментом, в который Моисей и Илия, а через их посредство все чаявшие Христа ветхозаветные праведники узнают самую главную новость за всю историю мироздания: ныне Сын Божий воплотился нашего ради Спасения и, будучи истинным Богом, сделался теперь истинным Человеком.

Как убежден преподобный Иоанн Дамаскин, Моисей и Илия оказались на Фаворе в миг Преображения Спасителя еще и ради того, чтобы познать и иную величайшую богословскую тайну, некогда полностью скрытую от ветхозаветного человека: познать Бога именно как Бога Троицу. Ведь на Фаворе они слышат глас Бога Отца, беседуют с Сыном и видят явление – в образе светлого облака – Духа Святого, постигая Трех Лиц как Триединого Бога.

Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о явлении на Фаворе Моисея, подчеркивает важный духовный момент. Некогда Моисей за свой грех не был допущен Богом в Землю Обетованную, умер вне ее пределов, так и не вступив в нее после многолетних странствий по пустыне. Лишь издали – с вершины горы Нево – было позволено ему увидеть Палестину. Вот как повествуется об этом в книге Второзаконие: И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю ‹…› И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню (Втор. 34: 1, 4-5). Но теперь, вместе с приходом Нового Завета, в миг Преображения Господня, Моисей наконец оказывается в пределах Земли Обетованной: он стоит на одной из гор этой Земли – на галилейской горе Фавор, на которую его возводит Сам Бог. Некогда Господь не позволил Моисею исполнить величайшую надежду его жизни – войти в землю Авраама, Исаака и Иакова, но теперь Бог Сам властно его сюда призывает. И преподобный Анастасий Синаит также говорит о том, что «гора Фавор ввела Моисея в обетованную землю.»

Святитель Григорий Палама, размышляя о явлении Моисея и Илии на Фаворе, задается еще одним неожиданным вопросом: а откуда апостолы поняли, что перед ними именно Моисей и Илия? Ведь ученики не знали их в лицо… Палама полагает, что такое узнавание совершилось посредством Божественного откровения, силой все того же нетварного Божественного Света, который осиял апостолов, преобразил и тем самым раскрыл их ум к постижению сокровенных небесных тайн. В этом небесном Свете, целиком пронизанные им, Петр, Иаков и Иоанн и познали имена Моисея и Илии – как причастников тех же самых Божественных энергий.

О чем же говорили со Христом на Фаворе Моисей и Илия? Как поясняет евангелист Лука, они беседовали с Господом об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9: 30-31). Как объясняет это евангельское свидетельство преподобный Анастасий Синаит, «Моисей и Илия беседовали со Христом об исходе Его души от тела, который Он хотел совершить во Иерусалиме в крестных страданиях». Об этом же подробно рассуждают в своих проповедях на Преображение святитель Иоанн Златоуст, преподобный Григорий Синаит и святитель Филарет Московский. Кроме того, как полагает автор гомилии, приписываемой преподобному Ефрему Сирину, Моисей и Илия говорили на Фаворе с Господом еще и о том, что именно во Христе исполнились слова древних ветхозаветных пророчеств о Нем как о Спасителе мира.

Olete lõpetanud tasuta lõigu lugemise. Kas soovite edasi lugeda?