Tasuta

Рассказы князя П. М. Волконского

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

В то время находился в Берлине российским посланником д‹ействительный› т‹айный› советник гр. Нессельроде и при нем два брата Алопеусы.

По прибытии нашем были мы представлены ко двору для исполнения возложенного поручения, потом осматривали все достойное примечания в Берлине, Шарлоттенбурге, Потсдаме и в окрестностях; часто бывали на смотрах и учениях разных прусских войск. В конце мая месяца отправились из Берлина обратно в Россию чрез Ораниенбург, Штетин, Данциг, Кенигсберг и Мемель. В Ораниенбурге останавливались несколько дней по случаю пребывания там прусского принца Генриха, брата короля Фридриха Великого.

По невозможности возвратиться в Россию сухим путем по случаю бывшей революции в Польше принуждены были из Мемеля отправиться водою на российской военной яхте, называемой «Снокоп», под командою капитан-лейтенанта Акимова. Бунтующие поляки не только что убивали всех проезжающих чрез Поланген, но даже забирали почту, отправляемую на мелких судах из Мемеля в Либаву, что побудило российское правительство посылать прямо в Мемель из Риги находившиеся там военные небольшие суда, как для перевоза почты, курьеров, так и для разных российских пассажиров. Вместе с нами на яхте отправились из Мемеля прибывшие туда после варшавской революции ген. – майор Степан Степанович Апраксин с супругою Катериною Владимировною и посланные в С.-Петербург из армии нашей, находившейся в Польше, курьерами подполковник Михаил Алек. Обресков и армии капитан барон Будберг.

Плавание наше из Мемеля до Риги продолжалось семь дней по случаю штилей в первые два дня, потом противных ветров и шторма в последние сутки.

7 июня прибыли мы в Ригу, где, пробыв несколько дней у генер. – губернатора генерал-аншефа кн. Ник. Вас. Репнина, возвратились в С.-Петербург; я явился на службу в полк, где вскоре назначен был в должность полкового адъютанта и исправлял оную, по заведенному тогда порядку, понедельно чередуясь с Христофором Андреевичем Ливеном, кн. Алек. Григ. Щербатовым и, наконец, с Сергеем Яковлевичем Репнинским.

Отправляя таким образом службу, имел я возможность в летнее время отлучаться всегда в деревню к родителям моим, в 80 верстах от С.-Петербурга, и приезжая только в С.-Петербург на неделю своего дежурства.

Во время пребывания императрицы Екатерины II в летнее время в Царском Селе каждое воскресение гвардии майоры обязаны были приезжать в Царское Село с рапортом от полка; когда же майор, по болезни или по другому какому случаю, сам не мог ехать, то посылал рапорт с полковым адъютантом, который отдавал рапорт дежурному генер. – адъютанту и имел счастье быть приглашен к большому столу ее величества, каковое счастье и я имел в 1795 г.