Tasuta

…Я Ахмед Ермов

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Применение телесных наказаний при новом императоре стало обычным явлением. Это возмутило

Ермолова и других генералов суворовской школы,, которые открыто выражают свое недовольство. В столице идут разговоры о скором низложении Ермолова и назначения на его место генерала Иван Федорович Паскевича, бывшего воспитателя императора»– сообщал Горчаков мне в своих письмах.

Предсказания Горчакова вскоре сбылись. Вскоре был опубликован указ императора об отставке Ермолова по домашним обстоятельствам. Одновременно был опубликован указ о назначении твоего отца свитским генералом**************

Ермолов отказался от должности свитского генерала и отправился доживать свой век в имение под Таганрогом.

В январе 1825 года Иранский шах объявил войну Российскому императору.

Иранская армия под командованием наследного принца Аббаса Мирзы вторглась в русские пределы. Генерал Паскевич не только смог отразить нападение неприятеля, но и перейдя в наступление, захватил Эривань. .

Персидский шах попросил мира. В феврале 1828 года в селении Туркменчай был подписан мир между персидским шахом и императором всероссийским. За победу над Аббас Мирзой генерал Паскевич был удостоен титула графа Эриванского.

Меня мало волновали события на персидском театре войны. Я продолжал наслаждаться жизнью в своей крепости.

В апреле 1828 года Его Императорское Величество потребовал от Оттоманского султана предоставить независимость Греции. Получив отказ, Николай Павлович объявил войну Турции.

Основным театром военных действий стал Кавказ.

Я написал письмо своему крестному с просьбой помочь моему назначению в Кавказский корпус: «Ваше Высочество, Вы отправили меня служить в Оренбург, дабы я не отправился на Балканы и не подвергал свою жизнь опасности. Я покорно подчинился Вашей Высочайшей воле. Но я не могу проводить свое время в тиши в этом захолустье, когда на Кавказе решается будущее империи. Ваше Высочество, милый крестный, прошу Вас помочь моему назначению в отдельный Кавказский корпус, дабы я смог доказать свою преданность. Вам и государю». Его Высочество внял моей просьбе. Я получил назначение в штаб главнокомандующего Кавказским корпусом Паскевича.

По прибытии в Тифлис я первым делом пытался разыскать могилу моей матери. Но мои попытки оказались тщетными. Никто не знал, где была закопана блудница Хейранса.

Главнокомандующий граф генерал Иван Федорович Паскевич – Эриванский находился вместе со

своим штабом под Арзрумом. Заказав в Тифлисской мечети марсию**************** с именем матери, я сопровождении своего денщика отправился к месту своей службы.

Граф встретил меня очень добродушно в штабной палатке. Он предложил мне занять должность своего старшего адъютанта. Но я вежливо отказался.

– Для меня было большой честью служить Вашему Высокому Превосходительству. Но я считаю себя непригодным к штабной службе.

– Признаться, от сына Ермолова я и не ожидал другого ответа.

На этом моя аудиенция закончилась. От главнокомандующего я отправился на отведенную мне палатку. Утром меня разбудил адъютант главнокомандующего и сообщил о назначении меня командиром гренадерского батальона Карабахского полка, под командованием полковника Фридерикса.

Подступы к Арзруму на высоте Топ- Даг прикрывала турецкая батарея. Земля вокруг Топ- Дага была усеяна минами. По словам пленных, мины султан получил от англичан. Все попытки прорваться к Арзруму заканчивались неудачей, и приводило к многочисленным жертвам.

Я решил, во что бы ни стала осуществить свою мечту.

Однажды ночью я приказал своему батальону встроиться в одно линию. Прочитав шахадат* я приказал солдатам следовать за мной к Топ- Дагу. Мы шли по полю усеянному минами. Если Аллаху будет угодно, чтобы я погиб, наступив на мину, то с радостью приму эту смерть. Ведь взрыв мины обязательно услышат турки и огнем своей батареи уничтожат батальон гяуров.

Но никого взрыва так и последовало. Мой батальон благополучно добрался до Топ- Дага. Солдаты с криком ура бросились на турецкую батарею. Я же потерял сознание.

Я пришел в себя только в гошпитале. Лекари сообщили мне о том, что после взятия Топ- Дага турецкий сераскир послал графу Паскевичу депутацию и выразил желание сдаться. Так, крупнейшая крепость Османской империи была взята нами без единого выстрела.

О моем подвиге было написано в «Русском инвалиде». Император наградил меня орденом Георгия 3-й степени. Мне было присвоено премьер -звание майора.

В Арзруме мне была отведена квартира. Хозяином квартиры был толстый турок. Его звали Махмуд. Махмуд был очень удивлен, узнав о том, что в совершенстве владею турецким. До войны Махмуд держал лавку пряностей. Как каждый благоверный мусульманин Махмуд мечтал совершить хадж. Но война разорила его, и ему пришлось отказаться от своей мечты.

После захвата Арзрума Оттаманский султан Махмуд согласился предоставить Греции независимость.

В 1829 году был заключен мирный договор. По условиям мирного договора русская армия должна была покинуть территорию Арзрума.

Я решил остаться в Арзруме. Для начала я собирался вместе с Махмудом посетить святую землю. Я готов был взять на себя все расходы по совершению хаджа. После посещения Мекки я собирался вступить в армию султана. Надеюсь, накопленные мною знания помогут в войне халифа против гяуров.