Tasuta

Рапсодия улыбки

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

16. Ay – Oh

Мы, люди, забавно устроены: всю свою жизнь мы пытаемся чего-то добиться, совершить что-нибудь великое (или хотя бы достойное внимания), что «осталось бы на Земле после нас», что было бы можно передать по наследству своим потомкам. Основать династию, обзавестись учениками, последователями. И не важно, чем именно ты занят – печешь хлеб, выращиваешь виноград или пытаешься изобрести «вечный двигатель». Если ты делаешь это неравнодушно, посвящаешь этому львиную долю отпущенного тебе времени; ты где-то в глубине души надеешься, что твои труды не пропадут даром, что они будут нужны людям. И после твоего ухода твое дело, твое детище будет продолжено. Детьми, внуками, учениками, последователями. Ученики…да…

Пожалуй, самое бесперспективное занятие – возлагать большие надежды на своих учеников и мечтать о том; что, когда придет время, они с благодарностью примут твое дело в свои надежные руки. Мне хорошо запомнилась история Елены. В тот день, когда я с ней познакомилась, она была совершенно потеряна и не знала, что ей делать дальше, как и для чего жить. Все, чем она самоотверженно занималась долгие годы, оказалось никому не нужно. Я увидела такое отчаяние в ее потухшем взгляде, что стало как-то не по себе. Глубина ее страдания поразила меня.

Взрослая состоявшаяся женщина, известный педагог, создатель авторской школы. Человек, которого сотни людей считают своим учителем и наставником, примером не только в работе, но и в человеческих отношениях. Этот человек готов был сдаться, отказаться от всего достигнутого потому, что она «больше не знает: чему и как она может учить. Наверное, ее жизнь закончилась. По крайней мере, в профессии…»

Невероятно! Я слушала и не могла поверить в то, что я слышала.

– Ты сама-то понимаешь, о чем ты сейчас говоришь? Да, твое служение требует огромной самоотдачи, отнимает все твое время и силы. Но ведь именно ты избрана для него! Именно тебе предназначено сыграть эту роль, и значит тебе это по силам! – я заметила, что уже практически перешла на крик, но мое возмущение было так велико, что было не до приличий. – Но никто не говорил, что это будет легкий путь, устланный розами. Избрав его, ты не имеешь права свернуть на полпути. Ведь за тобой идут ученики и их дальнейшая судьба зависит от твоего умения задать нужное направление, от твоего решения зависит их выбор. Конечно, случившееся с тобой печально, трудно переживаемо. Но, увы, не ново! Это лишь часть твоего испытания на прочность, из которого нужно с честью выйти. Нелегко пройти с высоко поднятой головой сквозь строй ухмыляющихся коллег и просто «сочувствующих», когда твои дети (на которых ты возлагала столько надежд) пошли своим путем, отказавшись следовать за тобой. Когда предал лучший ученик, с которым ты делилась без остатка самым сокровенным. Это всего лишь очередной этап твоего пути! Он завершен и ты все начнешь с начала. Ты найдешь в себе силы и мужество. Ты откроешь новые возможности и придут новые ученики, готовые внимательно слушать и повторять услышанное, готовые идти за тобой. Ушли те, кто должен был уйти. Но еще больше тех, кто остался. И тебе под силу расшевелить их, пробудить их спящие души, затронуть их разум. Расправь плечи, подними голову и попробуй еще раз: – Э-оо!

И ты услышишь отклик. Возможно, он будет едва слышен. Но это только начало!

P.S.: Интересный поворот событий: я учу учителя! В жизни случаются самые невероятные вещи. Но, помня своих учителей, которым я безмерно благодарна за науку, любовь и душевное тепло, я не могла не протянуть ей руку помощи.

17. Hammer to fall (Падающий молот)

Каждый следующий день похож на предыдущий. Привычные дела и обязанности. И постоянное ожидание какого-то подвоха, очередного неизвестно откуда появившегося препятствия. Шлепки, пинки и удары судьбы стали для Тамары куда более обычным явлением, чем радостные события.

С самого рождения вместо слов поддержки и одобрения она слышала от родителей лишь упреки и постепенно ожидание наказания, оскорбления превратились в нечто само собой разумеющееся. Проявления же добрых чувств пугали девочку своей неожиданностью и необычностью.

Мать часто напоминала дочери, что им с мужем «нужен был только сын». Поэтому, когда родился Слава, он стал единственным объектом любви и гордости родителей. Ему доставалось все их внимание, ласковые слова, забота. Тамара была предоставлена сама себе и без возражений выполняла все поручения родителей. Кроме своих школьных уроков и работы по дому, в ее обязанности входило и присматривать за младшим братом. И не дай бог, он начинал реветь! Наказание было неминуемо. Даже бабушка, к которой они на все лето уезжали в деревню, «выделяла» ее из всех двоюродных братьев и сестер: «ты вон какая здоровущая» и Тома беспрекословно брала на себя большую часть из того, в чем надо было помогать в доме и на огороде.

Выйдя замуж и покинув родительский дом, она не стала свободнее и счастливее. Когда они с Владимиром решили пожениться, отец лишь удивился; что кто-то «позарился на такую незавидную невесту». С привычной покорностью Тамара принимала новые испытания. Она не привыкла жаловаться и лишь все сильнее ощущала как по ночам острая сжимает сердце.

Измены мужа не прекратились ни после рождения первого ребенка, ни после переезда в другой город (где ей предложили хорошую работу). Тамара почти перестала спать по ночам. Из-за страха перед одиночеством она не подавала на развод и продолжала пахать как лошадь, взяв на себя роль главы семьи. Хотя, касалось это только вопросов финансового обеспечения. Права решающего голоса она, по-прежнему, не имела. Теперь она выслушивала упреки в свой адрес не только от родителей; но и от мужа, дочери, брата благополучно живших за ее счет и всегда находивших повод для недовольства. Тамара уже даже перестала думать, что может быть как-то по-другому. Что можно изменить свою жизнь и избавиться от постоянного ожидания нового удара.

Когда мы анализировали ее состояние чтобы выяснить причину его развития, Тамара извлекала из глубин своей памяти все новые эпизоды своих детских обид и разочарований.

Многое еще можно было вынести на своих плечах и, по привычке, быть готовой взвалить на них дополнительную поклажу. Но, к счастью, нам удалось все изменить. Ты прислушалась к моему призыву поднять голову, расправить плечи и перестать ждать что только новые неприятности свалятся на твою голову.

Все будет хорошо! Это как в плавании: когда ты учишься делать выдох в воду. Поначалу тебе страшно опустить в воду лицо, нырнуть. Тебе непонятно как же можно там под водой дышать, ведь это требует непривычных усилий. Надо вытолкнуть из себя весь воздух с такой силой, чтобы вода не попала в легкие. Надо научиться координировать вдохи и выдохи с движениями рук и ног. Зато, когда все это отработано до автоматизма, ты просто плывешь и получаешь от этого огромное удовольствие.

Привычку можно изменить и для этого не обязательно доживать до глубокой старости. Чем раньше ты войдешь в воду, тем скорее ты научишься плавать и перестанешь зависеть от своих страхов и сомнений, чужого мнения и нависшего над тобой молота судьбы.

18. We are the Champions (Мы – чемпионы)

Стройная юная Грация улыбается на фотоснимке. Она радостно машет мне букетом с верхней ступеньки пьедестала почета. Ее глаза горят ярче медали на ее груди. Она легка и изящна. Она счастлива. И я радуюсь вместе с ней.

Детская память обладает удивительно правильным свойством – из всего происходящего вокруг она старается отобрать и сохранить лишь счастливые моменты. Вспоминая о своем детстве, мы ощущаем уютное тепло материнских рук, аппетитный запах бабушкиных пирогов, улыбки друзей, летние каникулы и новогодние елки. Вряд ли в памяти этого юного существа сохранились воспоминания о том дне, когда ее мать в отчаянии металась у дверей реанимационного отделения республиканского центра медицины катастроф. Сюда Арину и других детей доставили спецрейсом санитарной авиации из небольшого курортного городка в крайне тяжелом состоянии.

О том, как девочке чудом удалось выжить и встать на ноги после тяжелой болезни помнят те, кто в течение нескольких месяцев дежурил сутками напролет у ее постели. Кто проходил с ней длительный период реабилитации. Предусмотрительно не сохранились файлы с информацией о том, что после выписки из госпиталя ей пророчили получение инвалидности и ни о каком фигурном катании не могло быть и речи.

Обо всем этом Арина не помнила и продолжала упрямо просить родителей отвести ее на каток, где был объявлен набор в секцию фигурного катания. Главным достоинством, отличавшим ее от остальных пришедших на занятия детей, был железный спортивный характер. Только победа! Прежде всего – над собой. Не уходить с тренировки пока не добьешься поставленной цели, пока не получится.

Пока это только первая победа. Но я уверена, что будут и другие. Не только на льду! Моя милая чемпионка! Теперь только вперед!

Иногда я думаю о том, что все мы в этой жизни чемпионы. Кто-то добивается побед на спортивных аренах, кто-то покоряет горные вершины. Есть свои чемпионы в любой сфере человеческой деятельности. И даже в самой обычной человеческой жизни любой из нас способен одержать победу. Ведь Чемпион – это не только медаль и ступень пьедестала. Это стремление к победе и чемпионский характер! И на пути к победе не нужно сравнивать себя с другими претендентами. Особую цену имеет победа над собой, над своим внутренним соперником. И одержав ее, каждый становится Чемпионом!

Мы все – чемпионы, друзья мои! И мы будем продолжать бороться до самого конца! Это время победителей.

19. Don’t stop me now (Не останавливай меня сейчас)

– Как ты нас всех напугала вчера! Как ты себя чувствуешь? Пообещай, что это больше не повторится! – затараторила Виолетта, не успела я переступить порог приемной.

– Все в порядке. Шеф у себя? – спросила я, прервав ее причитания.

 

– Нет, у него деловая встреча. Он только что уехал с Александром. Что-то срочное? Случилось что? – на лице девушки вновь появилась участливая гримаска.

– Все в порядке – повторяю я. – Ничего особенного, но хотелось бы покончить с этим поскорее. Я предпочитаю поговорить с ним лично. Сообщи мне, пожалуйста, когда он вернется. Я на телефоне.

– Так что же все-таки произошло?

– Я ухожу…, наконец-то я ухожу…Вот – заявление принесла – я помахиваю в воздухе листом бумаги, не в силах сдержать торжествующую улыбку. – Я ухожу прямо сегодня, отказ не принимается!

– Эээ… это как это «сегодня»? Что это все значит?

– Это значит, что с сегодняшнего дня я начинаю новую жизнь. Отныне я буду жить так, как я захочу и самостоятельно распоряжаться собой и своим временем.

Я вздохнула с облегчением и направилась к выходу, оставив за спиной изумленную Виолетту. И всю мою прежнюю жизнь, в которой я по большей части не принадлежала самой себе. Многому мне пришлось научиться за долгие годы и теперь я могу начать просто радоваться жизни и наслаждаться всем, что меня окружает. Освоить эту науку было сложнее всего.

Как прекрасно, проснувшись утром, просто улыбаться новому дню! Не прокручивая мысленно список дел на сегодня и не вглядываясь спросонья в цифры прогноза погоды на экране телефона. Что надеть? Да какая разница?! Главное, что наступил еще один день из тех, что мне суждено провести на Земле! И я благодарна за каждую минуту и постараюсь прожить ее с огромным удовольствием. Тем более, что делать это я буду в своем новом доме. Мои долгие поиски подходящего жилища недавно успешно завершились покупкой небольшого, но очень уютного коттеджа. Непременным условием было, конечно же, наличие розового сада. Пока это мой секрет…

Я не вполне уверена, вернее совсем не уверена, что овладела искусством радоваться жизни в полной мере…Но я буду очень стараться. Я стала той, кем я должна была стать. Сознание этого дает мне ощущение силы и абсолютной защищенности. Я в восторге от новых ощущений! Я буду ими наслаждаться и не останавливайте меня сейчас!

Почему этому не учат прямо в детском саду? Тому, как найти себя в этой жизни. Как не потеряться в житейском море и быть именно тем, кем ты рожден. Как жаль, что мы понимаем, как нужно жить, лишь когда наш путь близится к завершению. Отдельные счастливцы осознают это чуть раньше остальных, а большинство так и остается в неведении о своем предназначении. Жалеть бессмысленно – таков порядок…

20. The show must go on (Шоу должно продолжаться)

Как быстро бежит время! Прошло целых двадцать девять лет со дня нашей первой встречи. В тот день мы обе случайно оказались в небольшом кафе на площади. На улице шел дождь и все столики, обычно пустовавшие в этот час, были заняты такими же случайными посетителями, укрывшимися от дождя. Лишь два места за дальним столиком оказались свободны и стали для нас началом долгой дружбы. Удивительно приятно было говорить с тобой о поэзии, о рижском взморье и маленьких женских хитростях. И еще – о самых разных простых человеческих вещах. Наступил вечер. Дождь давно закончился и мы, обменявшись на прощанье телефонами, разошлись по домам.

Иногда мы встречались недалеко от твоего офиса, и ты всегда с улыбкой отвечала на мое приветствие и желала мне хорошего дня. Год или два спустя, проходя мимо кафе, где мы с тобой познакомились, я увидела в окне твой силуэт. Решив зайти поздороваться, я направилась прямиком к твоему столику, и только тогда увидела, что из твоих глаз льются слезы. Я никогда еще не видела твое лицо без улыбки.

– Что случилось, Мария? Что с тобой?

– Ничего, – невнятно прошептала ты сквозь слезы, – проблемы на работе. И твои плечи затряслись сильнее.

Да. Тебе всегда непросто было вести свой небольшой бизнес одной. Но чтобы так! Я даже растерялась, не зная, чем я могу тебя утешить.

– Подожди меня здесь! Никуда не уходи, пожалуйста. Я сейчас вернусь.

Не знаю почему у меня в тот момент появилось такое желание. Я опрометью кинулась в соседний цветочный магазин. Денег, оставшихся в кошельке до получки, хватило чтобы купить пять огромных белых роз.

– Не плачь! Все будет хорошо. Только больше никогда не плачь! – выдохнула я, протягивая букет.

– Это мне? Цветы для меня? – ты хлопала ресницами и пыталась улыбнуться сквозь слезы.

– Ну кому же еще? Конечно тебе, балда! Только не плачь.

– Спасибо тебе! Ты… ты не представляешь…

Я обняла тебя за плечи.

– Запомни: все будет хорошо, во что бы то не стало! Запомни это. Это говорю тебе я.

С тех пор, встречаясь с тобой, я замечала в твоих глазах особую теплоту и свет. Мне нравилось наблюдать как ты с улыбкой преодолеваешь все проблемы; хотя на твою долю их выпало немало и в работе, и в личной жизни. Ты всегда умела поделиться теплом и надеждой с теми, кто находился рядом с тобой. И больше ни разу я не видела слез на твоем лице. Твой бизнес расширялся. Росла и твоя семья. Дочь вышла замуж, появились внуки и тебе пришлось жить на два дома, на две страны.

Прошло еще несколько лет и тебе пришлось взяться за решение проблем сына. Тебе так хотелось, чтобы он был счастлив! Ты сделала для этого все, что могла. Но ты не могла прожить за него его жизнь. Ты справилась и с этим. Я всегда радовалась, когда мне удавалось тебе помочь. И твоя мягкая улыбка встречала меня у входа в твой офис и дарила мне надежду на хороший день.

С годами все стало как-то более обыденно и скучно. Мы все реже засиживались в кафе. Ты все чаще уезжала к детям. И однажды я перестала встречать тебя совсем.

Сегодня такой же дождливый день как двадцать девять лет назад. Дождь лил целый день и начал стихать лишь к вечеру. Я вышла на улицу чтобы немного прогуляться.

Ты остановила меня прямо напротив входа в то самое кафе:

– Как я рада тебя видеть!

– Мария!..

– Как же я рада тебя видеть! Ты не представляешь! Я только что вспоминала о тебе. Я ведь уехала отсюда насовсем. Моя дочь умерла от рака, и я теперь живу в ее доме и воспитываю своих внуков. Как я рада тебя видеть! – она, улыбаясь, жала мне руки.

– Когда это случилось, у меня сначала опустились руки. Я не знала, что мне делать. А потом я сказала себе: «Не плачь! Надо жить дальше, надо растить детей». Представляешь, я вспомнила о тебе, о твоих словах.

Мы просидели в кафе до закрытия, рассказывая друг другу о своих мечтах и планах.

Как и много лет назад я не знала, что тебе сказать. Я могла лишь обнять тебя и сопереживать тебе каждой клеточкой. Стоп! Что-то рано я собралась на покой! Решила, что хватит с меня всей этой кутерьмы, постоянного движения и шумихи вокруг. Что пора сбавлять обороты. Можно тихонько отсидеться в стороне. Нет, дорогая, движение – это жизнь! И у тебя начинается новый этап. Вперед! С улыбкой!

Только так! Не плачь, Мария!

Мы должны найти в себе силы чтобы идти дальше. И мы никогда не сдадимся! Мы найдем в себе силы, чтобы продолжить. Ведь шоу должно продолжаться!

***