Секреты успеха уроков физкультуры: учебно-методическое пособие

Tekst
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Интересные игры с мячом, один на один или командные, детские и взрослые, часто изображались в их письменных и иконографических источниках. Размеры и внутренняя начинка мячей были самыми различными, в зависимости от возникающих потребностей. Внешняя оболочка мячей (часто разноцветная и красиво расписанная) изготавливалась из подходящей материи или кожи и набивалась пухом, мелкими перьями, шерстью, волосами, морским либо речным песком (для силовых упражнений) или же просто надувалась воздухом, как ныне.

Рис. 4. Игра в хоккей с мячом. Рельефное основание статуи со стены Фемистокла, ок. 510 г. до н. э. Афины, национальный археологический музей


Победители игр нередко награждались какими-нибудь призами, а побежденные шутливо наказывались. К примеру, катали победителей верхом на своей спине, с закрытыми глазами (см. на вклейке рис. 12).

В неолимпийских видах спорта греки имели возможность состязаться под музыку на других спортивных играх, сравнительно меньшего масштаба, проводимых местными властями или учебными заведениями.

По свидетельству античного философа Атенея, гимнопедии представляли собой своеобразные специфические песне-пляски, исполняемые обнаженными юношами в гимнастических школах – палестрах, в процессе выполнения различных тренировочных упражнений в едином групповом ритме, управляемым приятным музыкальным сопровождением.

Очевидец этого метода пифагорейский философ Аристоксен [64] описывает учебно-тренировочное занятие в античной палестре следующим образом: «Все мальчики танцуют обнаженными, совершая руками и ногами ритмичные движения и фигуры, поочередно воспроизводящие некие образы и очертания всей (тренировочной программы) палестры и панкратия». Панкратий являлся одним из самых жестких, но популярных в то время видов спорта, представляя собой захватывающее сочетание борьбы и кулачного боя, при котором были дозволены многие болевые приемы, коварные уловки и хитрости.

Массовое внедрение музыкальной стимуляции двигательной активности в физическую культуру Спарты ранее других государств принесло ей существенное преимущество и, по-видимому, сыграло не последнюю роль в том, что спартанские атлеты завоевали в VII веке до н. э. большую часть всех разыгранных Олимпийских наград. По сохранившимся спискам победителей Олимпийских игр этого столетия преимущество спартанцев было подавляющим и неоспоримым.

Видя такое завидное преимущество, успешному примеру Спарты начинают следовать другие греческие полисы (города-государства), и границы удачного эксперимента быстро расширяются. Причем, музыкальная стимуляция выполняемой деятельности довольно активно внедряется не только на учебно-тренировочных занятиях, но и на соревнованиях.

Первоначально на Олимпийских играх состязались только взрослые мужчины старше 18 лет. С 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) в них дополнительно включили состязания мальчиков с 12 лет по борьбе и бегу на один стадий (192,27 м).

С 38-й Олимпиады (628 г. до н. э.) добавили состязания мальчиков в пентатлоне. С 41-й Олимпиады (616 г. до н. э.) прибавили состязания мальчиков по кулачному бою (рис. 5), первым победителем которых стал Филет из Сибариса. А вот к самому жесткому и суровому состязанию Олимпийской программы – панкратию мальчиков стали допускать лишь со 145 Олимпийских игр в 200 г. до н. э.


Рис. 5. Кулачный бой мальчиков. Фреска с острова Фера 1550 г. до н. э. Афины, Археологический музей


Древние греки считали, что успешных атлетов могут рожать только здоровые и крепкие матери, продуманно укрепляемые физическими упражнениями. В связи с этим они стали систематически проводить в Олимпии девичьи состязания, названные Гереями, в честь супруги Зевса, верховной богини Олимпа Геры, покровительницы браков и рожениц.

Известный греческий историк, путешественник и писатель Павсаний, аналитически опираясь на старые источники и собственные наблюдения за повседневной жизнью греков, написал в течение 160–180 гг. н. э. капитальный труд «Описание Эллады» в 10 книгах, являющийся одним из важнейших источников сведений об античности и ее физической культуре. Касаясь содержания и основных особенностей проведения Герейских игр, он указывает, что они включали в себя беговые состязания для девушек трех возрастных категорий. Первыми обычно состязались самые молодые девушки. За ними – несколько старше их возрастом. И, наконец, в состязания вступали самые старшие из девушек.


Рис. 6. Бегунья Римская копия из мрамора по греческому образцу V в. до н. э. Рим, Ватиканский музей


Описывая спортивную одежду и внешний вид соревнующихся девушек, Павсаний отмечает, что они весьма красиво выглядят, «волосы у них привлекательно распущены, хитон немного не доходит до колен, правое плечо открыто по грудь (рис. 6). Для их состязаний предоставляется Олимпийский стадион. Но для бега им уменьшают пространство стадиона примерно на одну шестую часть». Победительницам Герейских игр вручали венок из оливковой ветви и часть призовой коровы, которую они приносили в жертву Гере. Они получали почетное право выставлять свои портреты в храме Геры. А также им разрешали ставить свои статуи, с написанными на них именами.

Герейские игры традиционно проводились под музыку, вскоре после завершения очередных Олимпийских игр, в месяце парфении, который считался у населения девичьим месяцем. Организационно Гереи оформлялись по образу и подобию Спартанских праздников в честь богини охоты Артемиды. Самой первой победительницей Герейских игр стала юная, очень быстрая и прекрасная Хлорида, дочь Амфиона, жительница Спарты.

С VI в. до н. э. большую роль в развитии музыкальной стимуляции спортивной деятельности начинают играть представители и последователи широко разветвленной в то время пифагорейской школы.

Сам Пифагор (около 580–496 гг. до н. э.) (рис. 7), являясь ко всем его многочисленным математическим и философским заслугам, еще и победителем Олимпийских игр по кулачному бою, всячески способствовал широкому внедрению музыки в физическое воспитание на научно-теоретической основе.


Рис. 7. Пифагор. Античный бюст.


Кстати сказать, популярный в наши дни термин «теория» впервые на Земле возник в недрах орфического культа, проповедуемого пифагорейцами. Пифагорейцы внесли в дело музыкальной стимуляции дееспособности человека научно обоснованные теоретические положения и логические дефиниции (определения понятий), практическое использование которых значительно повышало эффективность применяемых музыкальных воздействий.

Для усиления музыкального воздействия на психическое состояние и мышечную деятельность человека Пифагор в VI в. до н. э. изобрел гармонический канон (монокорд), которым математически скрупулезно размерил музыкальные интервалы на точные пропорции.

Пифагорейцы теоретически доказали высокую психофизическую действенность таких музыкальных гармоний как октава 2: 1; квинта 3: 2; кварта 4: 3. В конкретных экспериментальных исследованиях они выявили объективную связь высоты музыкального тона с быстротой движений и количеством колебаний, закономерности диссонанса и консонанса. Представители этой школы Гиппас и Архит заложили основы музыкальной акустики.

В трактате «О пифагорейской жизни», являющимся весьма любопытным документом из истории раннего пифагорейства, его автор, философ IV в. Ямвлих, пишет следующее: «Пифагор установил воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей.

Он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде – скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков при помощи подходящих мелодий, как бы при помощи каких-то спасительных лечебных составов.

И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищая взволнованное умственное состояние и приуготовляя в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения. Когда же они утром опять вставали с постели, он отвращал их от ночной сонливости, расслабления и лености тем или другим специальным пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры или голосами…

Он еще полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоваться таким очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание… Существовали те или иные мелодии, созданные против уныния и внутренних язв…

Среди деяний Пифагора упоминается о том, как однажды при помощи спондеической мелодии на флейте он погасил ярость одного нетрезвого тавроменитского юноши, ворвавшегося ночью к возлюбленной, которая находилась рядом с его соперником, и намеревавшегося поджечь сени. Этот молодой человек был охвачен гневом и воспламенен фригийской игрой на флейте, что Пифагор и укротил, случайно оказавшись здесь в позднюю ночь за астрономическими занятиями. Он предложил флейтисту переменить мелодию на спондеическую, при помощи которой незамедлительно пришедший в себя юноша успокоился и скромно отправился домой».

 

Настойчивым поборником систематической музыкальной стимуляции спортивных занятий был широко известный ученик Пифагора, певец, философ, ученый и самый выдающийся борец античного мира Милон Кротонский. Слава о его методах физического развития и легендарном упорстве гремела далеко за пределами Греции.

Историки рассказывают, что еще будучи мальчиком и обучаясь в гимнасии, Милон Кротонский в целях развития силы и выносливости поднимал на плечи маленького теленка и обегал с ним вокруг всего гимнасия. Причем повторял это силовое упражнение регулярно, почти каждый день.

Теленок постепенно подрастал, набирал вес, и одновременно с ним укреплялись и наливались мощной силой мышцы Милона. А через три года он уже обегал вокруг гимнасия, уверенно держа на плечах выросшего, большого быка.

Тренировался Милон шутя, играя и забавляясь. К примеру, одна из его расхожих шуток состояла в том, что он предлагал любому желающему отнять у него гранат, зажатый в вытянутой руке. Однако никто не мог, как ни старался, отделить от зажатого плода, хотя бы один его палец. Причем после этого на гранате не было ни одной вмятины.

Другая известная забава Милона заключалась в том, что он вставал на смазанный оливковым маслом диск и предлагал всякому желающему столкнуть его с него. Однако никому не удавалось этого добиться ни тягой, ни толчком, ни даже рывком в другую сторону.

Или он, как сообщает Павсаний в «Описании Эллады», плотно завязывал бычью жилу вокруг своего лба, затем сжимал губы, приостанавливал дыхание и усиленно напрягался, отчего мышцы и кровеносные сосуды головы заметно взбухали, и повязанная жила при этом лопалась.

Никто не мог у него отделить от других пальцев мизинец, когда он вытягивал перед собой руку с сомкнутыми пальцами.

В результате продуманных и самоотверженных тренировок Милон Кротонский научился мастерски сопротивляться и никому не проигрывать в единоборстве. Противостоять его несокрушимому спортивному натиску не мог абсолютно никто.

Он выходил неизменным победителем в состязаниях по борьбе на шести (!) Олимпийских играх в течение 540–516 гг. до н. э., а также 25 раз первенствовал на других крупнейших межгосударственных спортивных состязаниях того периода, в частности, на Пифийских, Истмийских, Немейских играх. Его спортивные достижения до сих пор остаются непревзойденными и не имеют аналогов ни в древнем, ни в современном мире.

Однажды, после очередной своей громкой победы на Олимпийских играх, Милон Кротонский на радостях поднял на плечи упитанного четырехлетнего призового быка и четыре раза обежал с ним вокруг Олимпийской арены под музыку и одобрительные крики многочисленных зрителей. А затем на пире, традиционно следовавшем за состязанием (где в честь олимпиоников обычно пелись торжественные гимны – эпиникии, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др.) в течение суток съел всего этого быка с друзьями.

Являясь очень активным и успешным членом пифагорейской школы, Милон Кротонский собственным примером демонстрировал практическое преимущество спортивной тренировки под музыку и очень огорчался, когда у него по каким-нибудь причинам не оказывалось такой приятной возможности.

Разрабатывая общественные законы для идеального государства, величайший древнегреческий философ, основатель античного и всего европейского мировоззрения Платон, аргументированно указывал, что «У молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями». (Платон. Государство. – 398 d, e). Пропагандируя системную музыкальную стимуляцию физического воспитания, Платон объясняет, что без помощи музыки гимнастика делает людей слишком грубыми и бездушными. А органическое сочетание музыки и гимнастики позволит государству, по мнению Платона, воспитывать идеальных людей, гармонически объединяющих в себе духовное, нравственное и физическое совершенство.

Платон – это само олицетворение античной философии. Причем в диалоге «Федон» он утверждает, что «Музыка – это философия в миниатюре».

Нашим физкультурникам и спортсменам, думаю, интересно будет узнать, что его настоящее имя Аристокл, а Платон – всего лишь псевдоним, который он получил от своего друга и учителя Сократа, благодаря очень широким плечам, просторно развернутой груди и мощному, атлетически развитому телу. Слово «платос» по-гречески означает широту, полноту, просторность. Именно таким образом Аристокл широкоплечий стал Платоном (рис. 8).

Мало кто из наших современников знает о том, что наряду с философией, в молодости Платон активно занимался гимнастикой, особенно любил борьбу, и даже был призером общеэллинских состязаний борцов на Истмийских играх, проводившихся с 582 г. до н. э. каждые два или четыре года в честь Посейдона. По общественной значимости и спортивному масштабу эти игры уступали только Олимпийским и проводились на Истме (Коринфском перешейке) у храма Посейдона.


Рис. 8. Платон. Античный мраморный бюст


По отцовской линии Платон имел среди своих предков афинского царя Кодра, а его мать гордилась своим родством с известнейшим законодателем Солоном, который в античное время был включен в число Семи величайших мудрецов света.

Заниматься борьбой и другими видами спорта Платон предпочитал под стимулирующую музыку, полагая, что это полезно во всех отношениях, и в своих «Законах» для идеального государства предписывал «Учителям благосклонно преподавать это, а ученикам – с благодарностью воспринимать».

Идеал воспитания древние греки видели в так называемой «калокагатии», под которой понималась неразрывная совокупность прекрасных физических, моральных и духовных качеств. Согласно этому принципу от каждого свободного гражданина требовалась необходимая психофизическая соразмерность, т. е. сильное, хорошо тренированное, красивое тело и одновременно определенное духовное развитие и моральная чистота. И музыке как основе приятного скрепляющего начала в этом социальном процессе отводилась весьма важная роль.

Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь грекам во многих житейских ситуациях. Она была одним из основных предметов их занятий в палестре (начальной школе борьбы и физических упражнений) и гимнасии (государственном учебно-воспитательном заведении, куда они поступали после палестры для продолжения занятий гимнастикой, в широком смысле этого слова, и получали литературное, философское и политическое образование). Музыка активизировала деятельность греков в спортивных тренировках и состязаниях, услаждала их души на отдыхе и в пиршествах с друзьями.

Olete lõpetanud tasuta lõigu lugemise. Kas soovite edasi lugeda?