Двое

Tekst
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Смотрит на очередь, тянущуюся со скрещенными руками в сторону Алтаря, к СВЯЩЕННИКУ, совершающему причастие. Видит ЛЕШУ и ВАСЮ, свои сыновей.

За ними Настина МАТЬ – РИТА (50), женщина с детским лицом, накрашенная, с ярким маникюром, но в платочке и длинной юбке, суетная, инфантильная, но всегда изображающая вид «правильной матроны». Она подталкивает маленького Лешу к чаше с причастием, и сама идет вслед за ним.

СВЯЩЕННИК

Причащается раб божий…

ЛЕША

(смущенно)

 …Алексей

ДЕВУШКА-ПЕВЧАЯ аккуратно, кланяясь сходит с клироса. Видит Настю, улыбается ей – узнала. Подходит и кланяется ей. Настя отвечает.

ДЕВУШКА-ПЕВЧАЯ

(шепотом)

Ой, привет-привет. Рада тебя видеть. А то что-то давно тебя не видно. Мама с бабушкой вот каждое воскресенье приходят.

НАСТЯ

Привет. Да… Мы просто переехали и…

Какая-то БАБУЛЬКА-ПРИХОЖАНКА начинает шикать на них и показывать, что они мешают своими разговорами ей молиться. Девушка-певчая, кланяется бабульке-прихожанке и Насте и уходит.

ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ И БАБУШКИ НАСТИ – КУХНЯ – УТРО

На кухне сидят и пьют за столом чай БАБУШКА Насти (68) – строгая женщина в очках, небольшого роста, светлые крашеные волосы, длинная юбка, по одежде видно, что религиозная, Настина мать Рита, и МУЖ РИТЫ – МИША (50), с животиком, перстнем на пальце, с седой бородой, шарфиком, в свитере.

Происходит разговор на повышенных тонах. Миша до поры до времени не вмешивается. Лишь всем видом показывает неудовольствие Настиными словами. Пьет чаек с тортиком.

БАБУШКА

(укоризненно)

Ну вот хоть детей причастили! Слава Богу!

(креститься, глядя на иконы на стене над столом)

Ты бы Лешу чаще в храм водила, видишь с ним явно не все в порядке. Он какой неспокойный у тебя. И самой бы тебе… Давно пора и на исповедь сходить…

НАСТЯ

 У меня времени нет. Я работаю с утра до ночи. И с детьми сижу.

БАБУШКА

А тебе бы поменьше работать. Что вам на еду не хватает разве? Вместо того, чтобы пальто себе новое покупать… И вообще… Может в хор церковныйвернешься? Господу угодное дело… Глядишь, и с детьми полегче станет тогда. Господь милостив.

НАСТЯ

 (раздраженно)

Вот уж спасибо. Боже упаси.

(тоже креститься с сарказмом)

С церковным хором я еще в 15 лет завязала.

БАБУШКА

Ну что ты богохульствуешь? Как ты себя ведешь? Настя… Ах.

(машет на нее рукой)

НАСТЯ

Вера не в поклонах и походах в храм. Вы вот, типо, верующие такие. Хороших из себя строите. Хоть бы раз с детьми бы мне помогли. Приехали бы. Посидели. Обед приготовили. Сидите тут, чаи пьете, да по церквам ходите… Советы ценные раздаете…

БАБУШКА

(изображает оскорбление в лучших чувствах, голос дрожит)

Ну вот что ты говоришь такое? Вот за что? Что мы тебе сделали? Как говорится, что могли…Чем могли… Ну простите ты нас, что старые мы стали уже. Я…

 (кладет себе руку на грудь)

 … из дома еле выхожу… мне врачи вообще все запретили… Это еще по Божьей милости я как-то жива до сих пор.

МАТЬ-РИТА

Мама, да прекрати ты. Она все равно не поймет. Уж такая выросла. Неблагодарная. Бесчувственная. Эгоистка. Вся в своего папашу. Ему тоже все мало было. Он ради денег все продал. И это такая же.

НАСТЯ

Что? Ради каких денег? Ты про что вообще? Я единственная нашу семью обеспечиваю, чтоб хоть как-то худо-бедно на жизнь хватало! Костя со своим институтом не зарабатывает нихрена. И вообще дома не бывает! Я все время одна. С детьми тоже только я сижу! У меня сил уже больше никаких не осталось. Я утром просыпаюсь, и думаю, что хорошо было бы сдохнуть!

БАБУШКА

О, Господи! Не произноси таких слов! Не гневи Бога!

МАТЬ-РИТА

Ну ничего, все так живут. А Косте тяжело сейчас. Он учится и работает, ради вас же и старается. Его пожалеть надо, а ты только о себе думаешь. С жиру ты бесишься, вот что. У тебя и семья прекрасная, и работая ненапряжная, муж чудесный, красивый, умный. Квартира своя. Да ты благодарить его должна за то, что он тебя с твоим характером терпит еще. Тебе просто хотеть то больше и нечего. Подумаешь, детей сама воспитывает. А кто не воспитывал? Мы своих уже вырастили!

НАСТЯ

Ты что ли вырастила-то? Тебе 18 было, когда я родилась.

Настя встает из-за стола.

НАСТЯ

Ты со мной ни дня ни сидела. То же мне образцовая мать нашлась! Я только благодаря бабушкам выросла. Ты до моих 15 лет вообще тут не жила. По мужикам шлялась всяким!

МИША

(хлопает ладонью по столу – рявкает)

Не смей так разговаривать с матерью!

 НАСТЯ

А вы вообще кто? Очередной отчим?! Я уже счет потеряла, сколько вас было. Вас никто не спрашивает! Чаем смотрите не подавитесь!

Настя выходит с кухни, хлопнув дверью.

Бабушка хватается за сердце, охает. Миша обнимает Риту, жалеет. Все качают головой.

ИНТ. КВАРТИРА МАМЫ И БАБУШКИ НАСТИ – КОРИДОР – УТРО

Дети одеваются. Настя уже одета. Костя пришел и ждет.

Бабушка и мать-Рита провожают внуков и Настю. Целуют внуков. Настя молча стоит у двери. Ни с кем не обнимается, не целуется.

МАТЬ-РИТА

(Леше)

Вот так, давай в лобик.

Чмокает его в лобик. Потом радостно, чуть флиртуя идет обнимает Костю. Шепчет ему на ухо.

МАТЬ-РИТА

Ну ты держись, дорогой. Ну вот такой характер дерьмовый у нее.

ИНТ. МАШИНА – УТРО

Костя, Леша, Вася и Настя едут в машине домой. Дети сзади. Костя за рулем. Настя смотрит из окна на проносящиеся мимо дома. На окне капли от растаявшего снега.

КОСТЯ

(его голос глушится шумом дороги)

 Я тебя понимаю. И во много даже согласен с твоей позицией по отношению к твоим родственникам, но если ты хочешь до кого-то что-то донести, то говори спокойно, без эмоций. Иначе тебя просто не услышат.

Настя не обращает внимания на его слова. Она берет плеер. Вставляет его в уши и включает песню.

 ВАНЯ

 (поет в плеере)

…Снова заперто тут

И молчать тебе так

Много лет, хотя знаешь сама

Какой же все бред

НАТ. УЛИЦА – УТРО

Проезжает машина Насти и Кости. На тротуаре вдоль проезжей части стоит Фрейд и провожает ее взглядом. Потом он смотрит на тротуар. Там люк, от которого поднимается пар – там тепло. Рядом с люком собрались кошки. Вот идет еще одна. Протискивается к другим. Ложится вплотную.

 ФРЕЙД

Иногда… Нужно просто чуть-чуть тепла.

КОНЕЦ ЭПИЗОД № 5 ДЕВОЧКА ИЗ ЦЕРКОВНОГО ХОРА

ЭПИЗОД № 6 ПОДДЕРЖКА

1. НАТ. ПЛОЩАДКА У ВХОДА В РЕПЕТИЦИОННЫЙ ПОДВАЛ – ВЕЧЕР

Лестница для спуска в подвал под козырьком. Рядом вход в подъезд дома. Слышна громкая музыка. Барабаны, гитара.

2. ИНТ. РЕПЕТИЦИОННЫЙ ПОДВАЛ – ВЕЧЕР

Помещение подвала отделано под лофт – дешевый ремонт на скорую руку. На полу ковер. У стены старый диван. Вешалка рядом. На вешалке висит верхняя одежда. На диване валяется папка с текстами песен. Толстовка. Чехол от гитары.

У другой стены стоит ударная установка. За ней сидит Сергей. Впереди него стоит Ваня с акустической гитарой. И Степа с басом. Напротив, лицом к ним стоит Настя с микрофоном.

Все одеты молодежно, слегка хипстерски – штаны или рваные джинсы, футболки, кеды или кроссовки. Сергей одет строже всех. В классических джинсах и черную футболку. У Насти прядь волос покрашена в розовый.

Она делает жест рукой остальным – "СТОП". Музыка останавливается.

НАСТЯ

Так, стоп, стоп. По музыке все сейчас ок, Степ?

Степа делает знак – ок.

НАСТЯ

Теперь с текстом. Вань, эту строку надо убирать, как по мне.

ВАНЯ

Это вообще-то самая важная строка.

НАСТЯ

Цок. Ага. Давай без протестов уже. Сколько можно? Это нам даже как-то не по возрасту.

ВАНЯ

Не по возрасту хотеть сказать что-то для тебя важное? Зачем тогда мы вообще это все затеяли? Я думал, именно для этого! Поделиться, заставить людей думать…

НАСТЯ

Да, Вань, блин! Ну реально. Ну ты как-то подзастрял в своей оппозиции. Вы как обиженные мальчики, что вам то ли пирога не дали, то ли из песочницы прогнали. И всегда с таким апломбом! Что это тебе даст? Хаос? Менять мир можно только через себя! Вот не нравится тебе грязь в подъезде или на детской площадке – возьми и подмети! А не на политиков гони.

Степа начинает перебирать тихонько струны. Немного смущенно смотрит на Настю.

СТЕПА

Справедливости ради, именно этим он и занимается, как муниципальный депутат.

Ваня кивает и встает в слегка обиженную позу. Похлопывает по корпусу гитары.

НАСТЯ

Да я знаю. И ты супер крут! Правда! Вот этим бы тебе и заниматься! Мусором там раздельным! Фонарями, тротуарами. Но вот эта твоя политическая позиция! И что тебе прям надо ее везде всунуть?

(Обращается ко всем)

Ну ребят, ну вы реально тоже считаете, что мы "как все истинные рокеры" должны петь про то, как мы против системы?

Сергей разводит руками. Немного ерзает ногами.

СЕРГЕЙ

Мои песни про другое.

НАСТЯ

Вот и мне кажется, что человеческие отношения, вечные ценности…

(закатывает глаза, крутит рукой)

Ну типо там – любовь… добро… важнее политики и всех насущных трендов, новых реальностей, философий и различных "измов". Если каждый бы начал именно с себя… Вместо того чтобы бежать мир реформировать и учить жить. Ненависть к правительству, это не любовь к родине. Это просто ненависть. А то, что построено на ненависти не может привезти ни к чему позитивному.

ВАНЯ

(с сарказмом)

Хорошо, будем петь только про любовь и добро.

НАСТЯ

Не передергивай. Знаешь, мне кажется, что протест против системы – это просто другая сторона той же системы. Ты все равно в ней. А вот найти свою систему координат, свой компас и жить согласно ему – вот это круто. Об этом и петь надо.

(понижает голос)

Да и время сейчас такое… Что лучше без политики.

 

ВАНЯ

Свою систему? Поищу на досуге. Когда закончу пахать с утра до ночи, чтоб обеспечить моим детям хоть что-то похожее на достойное существование.

(пауза)

Может тогда будем просто школьные песни петь? Которые в одиннадцатом классе написали?

Ваня начинает играть на гитаре. Через несколько мгновений Степа и Сергей начинают ему подыгрывать.

ВАНЯ

(поет очень высоко, имитируя женский голос)

…Наивно наивно

Мне сердце сказало, что хочет оно…

СТЕПА И ВАНЯ

Под твое покрывало…

Смеются.

Дальше Степа и Ваня играют простенький проигрыш дуэтом. Ваня – до, ми, соль, до. Степа – ре, до, ми, ре, до, ре, до.

НАСТЯ

Стоп. Давайте уж тогда с клавишами это? Как в школе было? Раз уж пошло такое дело.

Настя встает за синтезатор. И играет до, ми, соль, до – продолжает Ваня. Потом присоединяется Степа и тихонько Сергей. Настя играет и читает речитатив под музыку.

НАСТЯ

Привет, привет… мой лучший друг…

Садись, ведь ты надолго?

Чего расскажешь мне? Молчишь…

Я ведь совсем тебя не знаю…

…Дождь пошел – зачем ты привел его с собой?

Я тебя совсем не боюсь!

И не злюсь на тебя, что ты?

Скажи, почему с тобой все так откровенны?

Почему ТОЛЬКО с тобой?

Иногда я думаю… – ты виноват в этом!

Да. Да. И не спорь! Ты эгоист!

Ты любишь быть всегда единственным!

И все-таки для меня ты друг…

Послушай, я пойду спать,

А ты жди меня завтра с утра, хорошо?

Ты мой самый, самый лучший верный друг,

Друг по имени одиночество…

Настя убирает руки с пианино. Прижимает ладонь к лицу.

НАСТЯ

Боже, какая депрессия! А ведь мне 16 всего было, когда я это писала. Кошмар! Это тоже играть не будем!

СЕРГЕЙ

А где мы вообще играть собираемся и когда? Я вот не понимаю. Мы вообще нужны кому-то? А то это играем, это не играем… Надо понять для кого мы это все делаем-то?

НАСТЯ

Ну для себя, прежде всего? Не? Я когда вам это предложила… Вспомнить детство и нашу школьную группу… И не думала ни о чем серьезном… Так, хобби. Из рутины вырваться. Потворить чуть-чуть.

СТЕПА

Слушай, ну чтобы это была не совсем самодеятельность… Все-таки кому-то это надо показывать. Можно снимать клуб на несколько часов и вперед.

НАСТЯ

Ага! И сколько это клуб стоит? И кто к нам придет? Это же в жизни не окупится? Свои деньги вкладывать? У меня нет! Я и так работаю с утра до ночи! Потом еще дети… Может, Костя, конечно, начнет нормально зарабатывать… Обещал. У них какой-то там супер проект.

ИВАН

Ну а как ты хотела? Творчество это затратно. А если тебе за него платят, это уже не творчество… Вот тебе Степа может рассказать, не даром из группы ушел.

СЕРГЕЙ

А я думал, ты из-за болезни отца…

В этот момент Настя делает Сергею всякие знаки, чтоб он об этом не говорил… Степа загрустил. Чтобы перевести тему Иван спрашивает у Степы.

ИВАН

Степ, а у тебя связи остались наверняка? Может, нам скидки какие сделают? На первый концерт позовем всех наших школьных – заодно встречу выпускников организуем. Программу назовем "20 лет спустя рукава". Ха-ха.

СЕРГЕЙ

Это нашей группе 20 лет уже что ль?

ИВАН

Что-то типо того… С десятого класса же.

СЕРГЕЙ

Вот ведь время… Пролетело.

Степа начинает потихоньку собираться, идет к дивану. Берет чехол. Начинает упаковывать гитару. Ваня тоже начинает собираться. Сергей встает из-за барабанной установки, потягивается. Настя смотрит на них на всех. Тоже разминается.

СТЕПА

Связи есть. Но денег все равно вложить придется нормально так. Нам бы еще запись сделать профессиональную перед концертом…

НАСТЯ

Ну ок, давайте я с мужем переговорю. Может, реально, он будет зарабатывать теперь… И тогда я часть точно смогу собрать.

ИВАН

Мне за депутатство ничего не платят, а с бизнесом сейчас вообще жесть… Иной раз думаю, может, все продать и свалить из страны уже… Но я тоже попробую денег найти…

СТЕПА

Эй, ну ладно тебе… подожди валить пока… А насчет денег, благодаря тебе у нас есть хоть это место для репетиций, с тебя вклада достаточно… Не знал, что подвалы дома могут жильцы использовать легально и бесплатно.

ИВАН

Мне не за что. Я в своих интересах. На этаж поднялся и дома. Так, ребятки, ладно, мне бежать пора… Жена, дети ждут. Дособирайте здесь все, плиз.

Степа и Иван почти оделись. Иван подходит к Сергею жмет руку. Потом Степа жмет руку Сергею. Оба они подходят к Насте. Неловко одновременно к ней наклоняются для поцелуя в щеку и стукаются лбами друг с другом.

ИВАН

Не зазнайся, блондиночка! До встречи. Не забудьте закрыть.

Степа и Иван вместе уходят.

3. ИНТ. РЕПЕТИЦИОННЫЙ ПОДВАЛ – ВЕЧЕР.

Сергей собирает какие-то проводки в подвале. Настя красит губы. Находятся в разных концах помещения.

СЕРГЕЙ

Ванька же не на Наташке женился?

НАСТЯ

Пфф. Нет, конечно.

Сергей пожимает плечами.

СЕРГЕЙ

А что у Костяна какие-то проблемы с работой были?

НАСТЯ

Ой, да я даже говорить не хочу об этом. Не столько с работой, сколько с учебой. Он три года на втором высшем учился. Я думала, у меня крыша совсем съедет. Тяжелое время было. Дети мелкие, его дома нет, зарплата у него маленькая, все силы на учебу. Но вроде сейчас… Выруливаем потихоньку. Может, я, наконец, смогу посветить время себе и своим хотелкам.

СЕРГЕЙ

Аа.

НАСТЯ

Но все равно, знаешь… Осадок еще остался. Я к нему, знаешь, то ли доверие… То ли уважение потеряла… Положиться на него не могу… Будто, он меня предал, подвел. Не знаю, восстановится ли это когда-нибудь…

(пауза)

А у вас как с женой?

СЕРГЕЙ

(пожимает плечами)

По-разному тоже. Теперь вот к репетициям ревнует…

НАСТЯ

К репетициям?

СЕРГЕЙ

Ну не знаю, к репетициям, или может к тебе.

Пауза. Настя обернулась на Сергея. Он все еще что-то собирает, смотрит в пол. Настя закончила краситься. Собрала сумку. Идет в сторону выхода и в сторону Сергея. Берет пальто. Еще раз оборачивается на Сергея.

Одевает пальто. Потом будто на что-то решается. Подходит к нему ближе.

НАСТЯ

Почему ты не позвал меня замуж?

СЕРГЕЙ

А ты бы пошла? У меня тоже денег никогда не было…

(усмехается)

И вряд ли будут.

НАСТЯ

(с возмущением)

Ой. Камон. Ты знаешь, я никогда не была про деньги.

СЕРГЕЙ

Не хотел портить нашу дружбу.

НАСТЯ

Но ты же ее испортил, когда я вышла за Костю! Ты же сам перестал со мной общаться!

СЕРГЕЙ

Я думал, что так лучше. Костяна это все явно напрягало.

НАСТЯ

Да причем тут Костян вообще? Я же была твоей лучшей подругой! Твоей почти сестрой, или как там нас еще называли? Мы с тобой часами каждый день болтали… У меня ближе тебя никого не было!!!

Сергей перестает все собирать. Поворачивается к ней. Смотрит в глаза. Между ними барабан.

СЕРГЕЙ

Но потом же появились… Ближе меня.

Настя протягивает ему руку. Он думает. И протягивает ей руку в ответ. Его рука дрожит. Они смотрят друг на друга.

НАСТЯ

Ты идиот.

СЕРГЕЙ

Хорошо что ты нас собрала.

Они все еще держаться за руки. Настя накрывает второй рукой его руку. И через какое-то время отпускает. Качает головой и выходит в дверь на улицу. Сергей садится за барабаны, вздыхает и закрывает лицо руками.

4. НАТ. ПЛОЩАДКА У ВХОДА В РЕПЕТИЦИОННЫЙ ПОДВАЛ – ВЕЧЕР

Настя вышла из репетиционного подвала. Стоит спиной к нему и к камере. А лицом к камере стоит Фрейд.

ФРЕЙД

Он не звал ее замуж, потому что знал, что она может по дурости и согласиться. Но хватит ее, скорее всего, ненадолго. Ибо, при всей своей романтичности, и похожести на него, как у любой нормальной женщины у нее еще есть практичность и рациональность. Дело тут не в деньгах. Костя был гораздо более многообещающим, крепким, стабильным вариантом, чем романтичный Сергей, до сих пор, между прочим, живущий в коммуналке.